Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»
учебно-методическое пособие по обж на тему

 Любимова Екатерина Андреевна Сдвижкова Елена Юрьевна
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»
  2. Проект разработала: Любимова Екатерина Андреевна
  3. Воспитатель ГБОУ школа № 457 структурное подразделение

     Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно - транспортных происшествий. Это происходит из – за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.

     Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детский театр, детские книжки, наконец, но у него нет и не может быть детского дорожного движения. Поэтому обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах должно соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения.

     Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах и дорогах.

    Правительством Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» (постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100). Значительная часть Программы отведена мероприятиям, направленным на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Среди них: создание федеральных экспериментальных центров (полигонов) «Детский автогород»

     Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного поведения на улице большого города.

    Работа детского сада ориентирована на:

• Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков.

• Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

• Привлечения внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.

     Для дошкольников одним их самых эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения на дорогах является организация детского автогородка по безопасности дорожного движения, где можно провести практические занятия, игры-занятия, досуги и т. д.

     Проект позволит обеспечить системность посредством исполнения программных мероприятий, создать условия для совершенствования и развития инновационных форм воспитания культуры поведения дошкольников на дорогах, а также обобщения и накопления положительного опыта от выполнения мероприятий.

     Механизм реализации определяет комплекс мер, осуществляемых координатором и исполнителями проекта в целях повышения эффективности реализации мероприятий программы и достижения планируемых результатов.

     Проект реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.

     Цель проекта:

     Совершенствовать формы и методы работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.

     Задачи проекта:

• Создать развивающую среду с целью приобретения детьми опыта поведения на улицах города и проезжей части.

• Формировать знания детей о правилах дорожного движения.

• Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

• Привлечь родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах, обеспечивая консультативную помощь по данному вопросу с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

     Основная задача проекта:

• конкретизировать оснащение детского автогородка по безопасности дорожного движения техническими средствами организации дорожного движения;

• раскрыть формы и методы работы с детьми и родителями;

• разработать перспективное планирование работы с детьми в автогородке для каждой возрастной группы;

• определить содержание занятий, игр-занятий, досугов с детьми в автогородке;

• разработать практический материал для работы с детьми (игры, игровые упражнения, загадки)

    Принципы работы над проектом:

• Учет местных условий.

• Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

• Интегрированный подход к организации педагогического процесса.

• Системность.

• Комплексный подход к организации работы.

     На участке детского сада оборудовать детский автогородок с разметками пешеходных переходов, тротуаров, проезжей части, дорожными знаками на подставках, светофором, с использованием детского колесного транспорта.

     Для проведения занятий в автогородке изготавливаются стационарное и выносное оборудование.

     Для автогородка выбирается земельный участок. Рельеф участка должен быть спокойный, неизрезанный, допускается незначительный уклон. Территорию, выделенную для автогородка, следует заасфальтировать. Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина - 0, 07- 0, 1 м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой 1 - 1, 2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.

     Детский автогородок может быть размещен как на территории детского сада, парка, жилого микрорайона, так и в помещении (учебный корпус) предназначенный для проведения практических занятий и представляет собой комплекс из следующих элементов:

• асфальтированной площадки с разметкой проезжей части;

• технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков, которые могут быть изготовлены силами самих ребят и с помощью родителей;

• транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов) ;

• учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т. д.) ;

• стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий.

     На территории автогородка моделируется ряд перекрестков, наиболее часто встречающихся в городе. Обязательными элементами должны быть крестообразный перекресток и перекресток с круговым движением с минимально необходимыми дорожными знаками, при этом обязательными являются:

• «Пешеходный переход»;

• «Светофорное регулирование»;

• «Дети»;

• «Въезд запрещен»;

• «Поворот запрещен»;

• «Круговое движение»;

• «Пешеходная дорожка».

Обязательные элементы разметки:

• «Разделение транспортных потоков противоположных направлений»;

• «Стоп – линия»;

• «Пешеходный переход»;

• «Пересечение с пешеходной дорожкой».

Выносное оборудование:

• Педальные машины;

• Велосипеды;

• Заправочная станция;

• Самокаты;

• Модули домов;

• Модули машин;

• Дорожные знаки и т. д.

Атрибуты для игр:

• Жезлы;

• Свистки;

• Форма;

• Нагрудные знаки;

• Нарукавные повязки и т. д.

     Для проведения занятий в автогородке изготавливаются стационарное и выносное оборудование.

     С детьми проводятся экскурсии, прогулки, беседы с рассказами из жизни, специально подобранными сюжетами.

     Рассматриваются и обсуждаются сюжетные картины, плакаты, иллюстрации по данной проблеме. Читаются произведения художественной литературы. Используются ситуации-загадки, побуждающие ребенка дать собственную оценку.

     Разыгрываются ситуации, проводятся сюжетно-ролевые игры на тему «Мы идем в детский сад», «Водители и пешеходы», а также дидактические игры и игры-викторины, закрепляющие знания о правилах дорожного движения и поведения на улице.

     Организуются совместно с родителями праздники и развлечения по темам. Например, «Умники и умницы на городских улицах», «Знатоки», «Путешествие в страну светофороград» .

     В рамках дополнительной или предварительной работы с детьми в оборудовать уголок дорожного движения в групповой комнате, оснащенный дидактическими, настольными играми, альбомами для раскрашивания по данной тематике библиотекой с произведениями художественной литературы, сюжетными картинками и плакатами из серии «Я и улица», «Мой друг - светофор» и другими, набором дорожных знаков, макетом улиц с домами, пешеходным переходом, перекрестком, светофором, автомобилями, куклами-пешеходами.

     Для достижения положительных результатов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения вся работа должна проводиться в комплексе:

с педагогами;

с детьми;

с родителями.

     Осуществление мероприятий позволит достичь следующих результатов:

- разработанные педагогические условия выполнения Правил дорожного движения как субкультуры детства, создающей безопасное поведения дошкольников на улице как среду здоровьесбережения ребенка;

- обобщение опыта ГБОУ школа №457 (структурное подразделение) в использовании потенциала Правил дорожного движения как среды воспитания культуры здоровья ребенка;

- ребенок дошкольного возраста осознает здоровье, как высшую ценность жизни человека и проявляет активную потребность в его сбережении;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Развитие педагогической компетентности родителей как одно из условий формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах города

Опыт работы по созданию условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о навыке безопасного поведения на улицах города....

Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»

Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....

Методическая разработка на тему : "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных игр»

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш ещё не может самостоятельно определить всю меру опасно...