Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа)
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обшеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть – Лабинский район
Консультация для воспитателей
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Курмилёва Л. Н.
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1. Постановка цели;
2. Поиск формы реализации проекта;
3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности;
6. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
∙ учет интересов каждого ребенка;
∙ деятельность детей без принуждения;
∙ предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
∙ совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
∙ тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работая над проектами, ставятся такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
∙ творческое начало, воображение, изобретательность;
∙ способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
∙ способность ставить проблемы и находить их решение;
В работе по выбранной теме необходимо придерживаться следующих
дидактических принципов:
- Принцип активности и самостоятельности - это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- Принцип наглядности.
Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
- Принцип поэтапности.
Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
- Принцип индивидуально - личностной ориентаци воспитания дошкольников. Главная цель образования - ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
- Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
- Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
- Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных
интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими
способами решения учебных и творческих задач, общими способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное
видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
В результате использования метода проектов дети в становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта…
Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей
- она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
- развивающая среда;
∙ уровень общения со сверстниками;
∙ способность к сотрудничеству;
∙ профессионализм педагога;
∙ потребность родителей;
∙ опора на собственный опыт ребенка;
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных
составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно
привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над
проектом:
∙ Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
∙ Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их
эмоциональный отклик.
∙ Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
∙ Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
∙ При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
∙ Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться
высказываться.
∙ Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
∙ В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
∙ Развивать творческое воображение и фантазию детей.
∙ Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
∙ Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
∙ Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об
окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением
исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию
различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с
родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей
формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему
Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей
патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала
обогащению знаний дошкольников. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
∙ сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
∙ способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения
совместного плана действий;
- воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...