Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по ФК
учебно-методический материал

Путкова Юлия Витальевна

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре : аспекты реализации требований ФГОС ДО

В настоящее время в России, в связи с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. Это система мер, которая направлена на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения.

 Под здоровьем ребёнка понимается не просто отсутствие болезней, а полное физическое, психическое и социальное благополучие. Если ребёнок здоровый, то он активный. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС ДО – это совокупность профилактических, коррекционных и реабилитационных факторов образовательной среды по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы в ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие технологии16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Путкова Ю.В., инструктор по физической культуре

 ГБДОУ детский сад №54 Кировского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре : аспекты реализации требований ФГОС ДО

В настоящее время в России, в связи с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. Это система мер, которая направлена на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения.

 Под здоровьем ребёнка понимается не просто отсутствие болезней, а полное физическое, психическое и социальное благополучие. Если ребёнок здоровый, то он активный. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС ДО – это совокупность профилактических, коррекционных и реабилитационных факторов образовательной среды по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы в ДО.

Они обладают следующими педагогическими возможностями:

1) имеют оздоровительную направленность;

2) способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения (воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т. д.

3) помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;

4) прививают знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и охранять его;

5) обучают валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ разделяют на три большие группы. Это: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Каждая из перечисленных здоровьесберегающих технологий имеет свои составляющие, отличительные особенности.

Так, технологии сохранения и стимулирования здоровья включают в себя :

 стретчинг, ритмопластику, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, технологии эстетической направленности; такие виды гимнастики, как: для глаз, пальчиковая, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

 К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры ) занятия из серии «Здоровье», самомассаж.

Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Физкультурно-оздоровительное направление здоровьесберегающих технологий подразумевает развитие физических качеств, умений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процессе своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:

- обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

- содействие правильному физическому развитию детей;

- укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;

- формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.

Применяя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, инструктору по физкультуре необходимо соблюдать следующие правила:

1. Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с требованиями СанПин и ФГОС;

2. Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров;

3. Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий;

4. Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового образа жизни и потребности в нем;

5. Применять методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения дошкольников;

6. Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности;

7. Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;

8. Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно-воспитательного процесса;

9. Не допускать травм и состояния переутомления у детей;

10. Помнить, что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка;

11. Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе;

12. Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками - с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в частности.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Игровые технологии в практике работы инструктора ЛФК

Соединим, кажется, несовместимое - это игру и ЛФК.  Лечебная физкультура для детей - это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражн...

Статья. Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации ФГОС ДО

Статья для инструкторов по физической культуре, воспитателей  в ДОУ и педагогов ДО...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....