Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова 1999). Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнить социальные функции. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). И.Н. Куинджи (2000) дает определения данных показателей: Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортностью удовлетворения человеческих потребностей. Нетрудно догадаться, что оба эти показатели образа жизни человека зависят от материально-экономических условий общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни дошкольников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. Выполнение указанной задачи представляется достаточно трудным из-за заметного расслоения современного общества по уровню и качеству жизни. Несмотря на изначально разные материальные возможности у отдельных дошкольников их оздоровительно-педагогическое воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие». Иными словами, выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным (Н. И. Куинджи 2000). Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь – детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
Таким образом, предлагается система по формированию культуры здорового образа жизни у детей. Основная ее цель – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом. Система работы проходит в интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», а также в совместной деятельности с детьми: дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, физкультурные досуги и праздники, закаливающие и профилактические мероприятия, чтение художественной литературы, прогулки, экскурсии, проведение образовательного процесса совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении «родитель – ребенок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик.
Существует множество программ ЗОЖ, включающих в себя различные компоненты в организации здоровьесберегающего пространства : соблюдение режима дня, рациональное питание, создание предметно-развивающей среды в группе, оптимальная для организма двигательная активность, повышение психоэмоциональной устойчивости, предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, «содержательная жизнь» (смысл жизни). Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются: доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников. Обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;
- определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).
Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников осуществляют в трех направлениях.
- Первое направление «Я –человек. Что я знаю о себе?» Цель. Формировать представление детей о человеке как живом существе; об условиях, неоюходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
- Второе направление «Образ жизни человека и здоровье». Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнидеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
- Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города». Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни. О значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.
Подготовительный этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам; планирование видов работы и организационных форм.
Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ. Основные виды и формы работы на этом этапе – занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжная выставка, выставка плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни. По экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические , психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным играм. Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. На занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала могут быть использованы предметы личной гигиены, спортивный инвентарь. Овощи, фрукты, а также изображения этих предметов. Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины. На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека. Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.
- Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
- Системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
- Применение разнообразных форм и методов работы;
- Использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;
- Последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
- Открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...
«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...
Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"
В даной презентации представленна работа по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....
«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»
laquo;Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»...
Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"...
Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)
Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...
РП "Здоровый ребенок" (система работы по формированию здорового образа жизни) МБДОУ "Детский сад №31 "Светлана" на 2022-2027 гг.
Рабочая программаАннтоация к программе...