Социально-значимый проект в старшей группе «Здоровым быть легко!»
методическая разработка (старшая группа)
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
муниципального образования Усть – Лабинский район
Социально-значимый проект в старшей группе «Здоровым быть легко!»
Автор – составитель:
Воспитатель МБДОУ № 4
Аржакаева Елена Николаевна
г. Усть - Лабинск
2021 г.
Социально-значимый проект в старшей группе
«Здоровым быть легко!»
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта:
По времени – долгосрочный.
По количеству участников – коллективный.
По форме -социально – значимый.
Время реализации проекта: с 15 января 2021 г по 15 апреля 2021 г.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о правилах личной гигиены, профилактике, сохранению и укреплению собственного здоровья. Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и того, как его сохранить и укрепить. После проведённого опроса среди родителей стало понятно, что многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия.
Актуальность: Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Одна из задач воспитательно-образовательного процесса – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Цель проекта: формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Дать простейшие представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Расширять знания о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения; о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
4. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
5. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
3. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
1) Составление плана основного этапа проекта.
2) Подбор материалов по теме проекта.
3) Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
4)Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
5) Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала.
2. Основной этап
Формы работы с детьми:
Чтение художественной литературы: отгадывание загадок об органах чувств человека; знакомство с пословицами о здоровье; рассказывание сказки С. Михалкова «Как медведь трубку курил»; чтение сказки «Почему кот моется», Н. Крыловой «Слоненок»; рассказа К. Ушинского «Лекарство»; стихотворений К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; сказки А. Чернышовой «Сказка про котенка, который не любил умываться»; чтение А. Кутафин «Вовкина победа».
Экспериментальная деятельность: «Где прячутся микробы?».
Рисование: «Я люблю спорт», «Разноцветные витаминки», «Любимые фрукты и овощи», «Дети делают зарядку», «Микробы» раскрашивание изображения микроба в соответствии с цветовыми точками.
Лепка: «Таблетки для больных зверюшек», «Полезные овощи и фрукты», «Дети делают зарядку», «Витаминки в баночке».
Аппликация: «Ягоды и яблоки – витамины», «Веселая зарядка», «Полезные продукты».
Конструирование: «Сложи человека из геометрических фигур», «Стадион».
Беседы:«Как нам измеряли рост», «О здоровой пище», «Как беречь зубы», «Как беречь кожу», «О роли ушей в жизни человека», «Здоровый нос», «Как заботиться о глазах», «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем», «Как покупают лекарства», «Витамины – наши друзья», «Здоровые зубы - залог здоровья», «Чистота и здоровье живут рядом», «Спорт - залог здоровья».
Дидактические упражнения: «Айболит встречает ребят», «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Покажем кукле Кате как делаем гимнастику после дневного сна».
Изготовление массажных пособий для занятий в спортивном уголке.
Посадка луковиц и посев семян петрушки в уголке природы.
Презентации: «Если хочешь быть здоров», «Полезное питание», «Спорт и здоровье».
Занятия: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Осанка здорового человека», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Сохрани своё здоровье сам».
Целевые прогулки: на спортплощадку сада, на кухню.
Оформление стенгазеты «Полезные и вредные продукты».
Развлечение - Викторина: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
Сюжетно - ролевые игры: «На прививку становись», «Поликлиника», «Аптека», «Семья» (сюжет: лечение больного ребенка, «Шофер» (на «Скорой помощи», «Магазин» (по продаже физкультурного оборудования, «Айболит и воробей». Мини – инсценировка «Встреча с Мойдодыром».
Выставка детских работ: выставка рисунков «Веселая зарядка!», «Здоровые зубки», Выставка поделок из пластилина «Человечек делает зарядку».
Формы работы с родителями:
Родительские собрания: «Что такое здоровый образ жизни?».
Показ презентаций: «Здоровый образ жизни дошкольников», «Здоровьесберегающие технологии в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста».
Консультации: «Применение здоровьесберегающих технологий в условиях семьи», «Физическое воспитание в семье», «Одежда детей», «Для чего вашему ребенку необходим режим дня», «О профилактике гриппа, ОРЗ, ОРВИ и простуды у детей», «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Польза витаминов для дошкольников», «Как формировать у детей осознанное отношение к здоровью».
Анкетирование: «Здоровый образ жизни», «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».
Буклет для родителей: «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни».
Изготовление папки - передвижки «Живые витамины для детей».
Оформление стенгазеты: «Моя спортивная семья».
Формы работы с педагогами: Создание картотеки бесед по теме «Профилактика респираторных заболеваний с детьми дошкольного возраста», картотека дидактических игр по теме «Здоровье человека».
Оснащение предметно-развивающей среды: Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, имеется в группе спортивный уголок, где расположен необходимый спортивный инвентарь, а также пособия, изготовленные своими руками.
Совместно с детьми и родителями в группе создан уголок здоровья под названием «Айболит», для формирования основ здорового образа жизни и проявления у детей интереса к своему здоровью. Здесь собран разнообразный материал по здоровьесбережению, приобретены книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы тела. Представлены плакаты по закаливанию, по уходу за зубами, волосами, кожей и др.
3.Завершающий этап: Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения его. В поведении детей стала прослеживаться направленность на здоровый образ жизни; сформировались элементарные знания о способах укрепления и сохранения здоровья, снизилась заболеваемость в группе. У родителей появилась мотивация к укреплению здоровья, и они стали более осознано относиться к здоровому образу жизни. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
План реализации проекта:
Месяц Мероприятие и содержание
Блок «Как устроено тело человека?»
(январь) Отгадывание загадок об органах чувств человека; знакомство с пословицами о здоровье.
Конструирование: «Сложи человека из геометрических фигур». Беседы: «Как нам измеряли рост», «Как беречь зубы», «Как беречь кожу», «О роли ушей в жизни человека», «Здоровый нос», «Как заботиться о глазах».
Рисование «Дети делают зарядку».
Занятие «Осанка здорового человека».
Родительские собрания: «Что такое здоровый образ жизни».
Анкетирование «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».
Развлечение «Народные игры – забавы для всех».
Блок «Правила гигиены»
(февраль) Чтение сказки «Почему кот моется», Н. Крыловой «Слоненок»; стихотворений К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; сказки А. Чернышовой «Сказка про котенка, который не любил умываться».
Экспериментальная деятельность: «Где прячутся микробы?».
«Микробы» раскрашивание изображения микроба в соответствии с цветовыми точками.
Лепка: «Таблетки для больных зверюшек».
Беседы: «Здоровый нос», «Как заботиться о глазах», «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем», «Здоровые зубы - залог здоровья», «Чистота и здоровье живут рядом».
Презентация «Если хочешь быть здоров».
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».
Занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Целевая прогулка в аптеку.
Сюжетно - ролевые игры: «Аптека», Мини – инсценировка «Встреча с Мойдодыром».
Выставка детских рисунков «Здоровые зубки».
Консультации «О профилактике гриппа, ОРЗ, ОРВИ и простуды у детей», «Как приучить ребёнка быть аккуратным».
Блок «Витамины и полезное питание»
(март) Чтение рассказа К. Ушинского «Лекарство».
Беседы: «О здоровой пище», «Как покупают лекарства», «Витамины – наши друзья».
Викторина: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?».
Сюжетно –ролевые игры: «Семья» (сюжет: лечение больного ребенка, «Шофер» (на «Скорой помощи», «Айболит и воробей».
Рисование: «Я люблю спорт», «Разноцветные витаминки», «Любимые фрукты и овощи».
Лепка: «Полезные овощи и фрукты», «Витаминки в баночке».
Аппликация: «Ягоды и яблоки – витамины», «Полезные продукты».
Изготовление папки-передвижки «Живые витамины для детей».
Оформление стенгазеты «Полезные и вредные продукты».
Посадка луковиц и посев семян петрушки в уголке природы.
Презентация «Полезное питание».
Занятие «Сохрани свое здоровье сам».
Целевая прогулка на кухню.
Родительское собрание «Питание – основа здоровья детей».
Консультация «Польза витаминов для дошкольников».
Блок «Физкультура и спорт»
(март,апрель) Чтение рассказа А. Кутафина «Вовкина победа».
Рисование: «Я люблю спорт».
Беседа «Спорт - залог здоровья».
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» (по продаже физкультурного оборудования).
Конструирование «Стадион».
Занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Выставка детских рисунков «Веселая зарядка!».
Показ презентации «Здоровый образ жизни дошкольников».
Изготовление массажных пособий.
Буклет для родителей: «Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни».
Оформление стенгазеты: «Моя спортивная семья».
Консультации: «Применение здоровьесберегающих технологий в условиях семьи», «Физическое воспитание в семье», «Для чего вашему ребенку необходим режим дня».
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. У детей будет сформирована привычка к здоровому образу жизни через реализацию общеобразовательных областей.
2. Воспитанники овладеют знаниями о своём здоровье, о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье.
3. Снизится заболеваемость и повысится уровень здоровья детей.
Для педагогов:
Повысится профессиональное мастерство педагогов по теме «Здоровый образ жизни».
Для родителей:
1. У родителей появится мотивация к здоровому образу жизни в семье.
2. Повысится педагогическое мастерство родителей по здоровьесбережению в домашних условиях.
3. Родители будут использовать знания здорового образа жизни в домашних условиях.
Полученные результаты:
1. Изменение отношения родителей к своему здоровью и здоровью своего ребёнка.
2. Положительная динамика участия родителей в конкурсах и спортивных соревнованиях.
3. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей.
4. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону).
5. Сформированные представления, желание и стремление к здоровомуобразу жизни у всех участников образовательного процесса.
6. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
- Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ (картотеки игр, упражнений, медиатека, проекты, перспективные планы, конспекты ОД, презентации).
Литература:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М.:Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М:«Просвещение», 2002. С. 52–55.
4. Расту культурным [Текст]: -Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительныхдосугов для детей 3-4 лет: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.
7. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
8. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет методическое пособие /С. С. Прищепа. – М.:ТЦ «Сфера», 2009.–89-90с.
9. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе "Хочу быть здоровым!"
Внедрение здоровье сберегающих технологий. Соблюдение режимных моментов. Правильное питание....
Оздоровительный проект в старшей группе «Хотим быть здоровыми»
Оздоровительный проект в старшей группе«Хотим быть здоровыми»...
Практико-ориентированный проект для старших дошкольников "Здоровым быть здорово"
Назначение проекта: Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей; ...
Проект в старшей группе «Как быть здоровым? »
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни. Задачи проекта:- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошколь...
Проект в старшей группе "Здоровым быть здорово"
Цель проекта: Формирование представлений о здоровом образе жизни, его элементарных нормах и правилах.Задачи проекта:-расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;-формировать у дошкольни...
Краткосрочный проект в старшей группе «Здоровым - быть здорово!»
Цель проекта: Формирование интереса у дошкольников к здоровому образу жизни....
Проект в старшей группе "Добрым быть здорово!"
Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслит...