Праздники на воде
методическая разработка
Праздники и игры на воде, которые помогут развить двигательную активность детей
Как развивать двигательную активность детей в условиях детского сада? Предложите им специальные игры и праздники на воде. Дошкольники освоят разные стили плавания, научатся правильно вести себя в водной среде и получат массу удовольствия. Как их организовать, читайте в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_i_igry_na_vode.doc | 458.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздники и игры на воде, которые помогут развить двигательную активность детей
Как развивать двигательную активность детей в условиях детского сада? Предложите им специальные игры и праздники на воде. Дошкольники освоят разные стили плавания, научатся правильно вести себя в водной среде и получат массу удовольствия. Как их организовать, читайте в данной статье.
Задачи физического развития детей педагоги решают с помощью разных видов двигательной деятельности. Они включают их в занятия и другие режимные моменты. Однако бесконечные повторения упражнений, скучные инструкции мешают дошкольникам проявлять двигательную инициативу. Чтобы решить эту проблему, педагогам следует искать новые формы работы с детьми, наполнять их интересным содержанием и максимально использовать образовательное пространство ДОО: территорию, групповые комнаты, спортивный и музыкальный залы, бассейн.
Предлагаем познакомиться с опытом МДОБУ детский сад № 38» МО Кореновский район. Одно из приоритетных направлений деятельности ДОО – развивать у воспитанников потребность в движении (двигательную инициативу). Для этого инструктор по физической культуре совместно с воспитателями разработали и проводят праздники и игры на воде, которые позволяют:
- расширять двигательный опыт дошкольников;
- формировать у них навыки плавания;
- развивать ловкость, быстроту движений, выносливость;
- учить контролировать движения и управлять ими;
- стимулировать желание участвовать в играх на развитие физической компетенции.
Чтобы дошкольники качественно выполняли двигательные упражнения на воде и при этом испытывали позитивные эмоции, педагоги проводят занятия в игровой форме. Для этого они включают в содержание игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные игры, игры с правилами, на удачу.
Игры на физическую компетенцию развивают у детей общие физические качества, совершенствуют основные движения, учат ориентироваться в пространстве.
Как проводятся игры на воде
Педагоги организуют игры на воде с детьми разных возрастных групп и сами принимают в них участие. Это очень нравится воспитанникам, дает им положительный эмоциональный заряд и является хорошим примером. Движения педагоги подбирают простые и доступные дошкольникам.
Игры носят не спортивный, а прикладной характер и вариативны по содержанию. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
В процессе игры инструктор следит, как участники выполняют упражнение, и дает сигналы начала, конца соревнования, смены действия. Воспитатели помогают дошкольникам: держат корзины для сбора мячей, подают участникам игрушки, подсказывают, что им надо делать, и т. д. Кроме того, создают игровые ситуации, которые мотивируют детей выполнять упражнения: найти клад, помочь сказочным героям.
Содержание занятий учитывает современные требования к развитию детского творчества, в частности, интеграцию и взаимосвязь разных видов деятельности.
Так, на занятиях педагоги не только обучают детей плавать, но и создают условия для их эстетического, музыкального и познавательного развития. Чтобы развивать творческие способности старших дошкольников, они ставят музыкальные номера и проводят игры с элементами синхронного плавания.
При постановке композиций у детей развивается двигательное воображение. Они начинают чувствовать красоту и ритм движений, представляют себя частью большого коллектива. Чтобы достичь высоких результатов в синхронном плавании, дошкольники стараются совершенствовать свои плавательные навыки, учатся действовать слаженно, проявляют творчество в преобразовании и украшении композиций.
Примеры игр на воде для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с перечнем необходимого оборудования представлены в приложении 1. Предложенные варианты игр педагоги включают в сценарии водноспортивных праздников в детском саду.
Что нужно учитывать при выборе игр и методических приемов • Возраст детей. • Их физическую подготовленность. • Степень владения навыком предлагаемых движений. • Наполняемость группы. |
Какое оборудование нужно для игр
Во время игр, помимо стандартных пособий, педагоги используют нестандартное оборудование:
- зрительные ориентиры (флажки и факелы);
- тонущие и нетонущие игрушки из киндер-сюрпризов;
- разделительные дорожки для ограждения игровых мест в бассейне;
- игрушечные яхты, лодки, кораблики из пластика или пенопласта;
- надувные воздушные шары;
- костюмы ручной работы (русалки, рыбки, водяной, пиявки, медузы и т. д.).
Это оборудование позволяет поддерживать интерес детей к играм и упражнениям, контролировать, насколько правильно они выполняют двигательные задания, и вносит сюрпризный момент.
Что такое праздник на воде
Праздник на воде – это форма активного отдыха и одновременно источник радости. Для педагогов это возможность проверить, насколько хорошо воспитанники овладели разными техниками плавания, навыками самоконтроля, оценить их физическую подготовленность.
У детей появляется возможность проявить свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, продемонстрировать силу, выносливость, дисциплинированность.
Праздники на воде приносят дошкольникам большое удовольствие и влияют на формирование детской личности, сплоченности детского коллектива. Соревновательный характер игр и упражнений воспитывает морально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, находчивость, смелость, решительность. Дошкольники приобретают новые знания, закрепляют уже сформированные навыки.
Водные упражнения, которые педагоги включают в сценарий праздника, укрепляют здоровье, закаливают организм, формируют правильную осанку. В ходе соревнований на воде дети понимают, зачем нужны систематические упражнения плаванием, каких результатов они достигли, и ставят новые цели. Праздники на воде пробуждают интерес к регулярным занятиям, вызывают стремление научиться плавать.
Что такое прикладное плавание Прикладное плавание – это способность человека держаться и передвигаться на воде. Оно предназначено для выполнения прикладных задач: перебраться вплавь через преграду в воде, оказать первую помощь утопающему, достать со дна и буксировать предметы, перемещать их через преграды в воде. В основе прикладного плавания – техника спортивных способов плавания, которая изменяется в соответствии с условиями и поставленными задачами. Прикладное плавание включает: – плавание различными способами; – ныряние и погружение; – прыжки в воду; – спасение утопающих и оказание первой помощи; – плавание в различных условиях; – преодоление водных преград. Прикладное плавание возникло в начале XX века как часть общей физической подготовки, которую проводила организация Всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч). В 1919 году Всевобуч организовал массовое обучение населения плаванию и переправам вплавь в крупных городах Страны Советов. Во время ВОВ в 1943 году было обучено более 500 тысяч человек. Благодаря умению плавать в амуниции и с оружием наши воины побеждали и спасали жизни людей в ходе боевых действий на море, при высадке и переправах военных. В основе развития современного прикладного плавания – упражнения, которые входят в спасательное многоборье. Навыки прикладного плавания нужны людям разных специальностей: рыбакам, биологам, работникам флота, спасателям. |
Как организуется праздник на воде
Педагоги начинают готовиться к празднику заранее. Чтобы праздник прошел слаженно, доставил участникам и зрителям эстетическое наслаждение, они продумывают детали его содержания и то, как оформить помещение.
Предварительная работа с детьми включает: занятия, упражнения на суше, разнообразные мероприятия по физическому воспитанию. Они нужны для закаливания детского организма, снижения заболеваемости.
За две недели до мероприятия педагоги определяют количество участников, разрабатывают программу номеров.
Содержание детских выступлений педагоги подбирают с учетом уровня подготовленности, интересов и склонностей дошкольников. При распределении ролей принимают во внимание характер каждого ребенка, его способность создавать образ.
Важно, чтобы дети все вместе или поочередно в составе команд участвовали в разных номерах программы, помогали ведущему и судьям. В роли ведущего выступает инструктор по физической культуре.
Часто во время праздника у детей возникает желание выполнить упражнение лучше, чем они делали его раньше. Педагоги это также учитывают: составляют инсценировки, подбирают соответствующие тексты, готовят костюмы.
Праздник на воде предусматривает четкий регламент:
- открытие, парад участников;
- показательные выступления (синхронное плавание);
- развлекательная часть с участием детей и взрослых в шуточных аттракционах, инсценировках, комических прыжках;
- игры и эстафеты;
- «сюрпризный момент»;
- закрытие праздника, подведение итогов, награждение (иногда в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу олимпийских игр).
В приложении 2 представлен сценарий водноспортивного праздника «Юный спасатель» по прикладному плаванию для детей.
Какое участие принимают родители
Родители оказывают помощь в организации праздника: предлагают свои идеи для сценария, готовят оборудование, выступают в роли участников и зрителей мероприятия.
Когда взрослые члены семьи участвуют в празднике, дети становятся более эмоциональными, активными. Они с удовольствием выступают вместе с родителями в одной команде.
Взаимодействие с родителями помогает педагогам развивать творческие замыслы детей, их двигательную инициативу, совместно решать вопросы охраны здоровья и закаливания.
Приложение 1
Примеры игр на воде для детей младшего
дошкольного возраста (3–4 года)
«СмеШАРИКИ»
Оборудование: малые пластмассовые мячи; обручи (по количеству родителей); 2 корзины.
Ход игры. В игре участвуют воспитанники и их мамы. Инструктор по физической культуре разбрасывает на дорожках бассейна по несколько пластмассовых малых мячей.
По его сигналу мамы воспитанников берут по обручу и с помощью них гонят по воде мячи в сторону своих детей. Дети собирают мячи и складывают их в корзины, которые держат воспитатели.
«Поймай рыбку»
Оборудование: мелкие тонущие игрушки из киндер-сюрпризов; 2 ведра.
Ход игры. Воспитатель разбрасывает игрушки по дну бассейна. По сигналу инструктора дети ныряют, достают игрушки со дна и передают их родителям, которые складывают игрушки в ведро.
«Водные гонки»
Оборудование: маленькие пластмассовые кораблики (по количеству детей).
Ход игры. Дети встают вдоль бортика бассейна и ставят на воду перед собой маленькие кораблики. По сигналу инструктора они дуют на кораблики, направляя их к противоположному бортику, и двигаются вслед за ними. На противоположной стороне бассейна их встречают мамы, которые ставят кораблики на бортик – «причал».
Затем дети возвращаются обратно. Воспитатели следят за направлением движения корабликов и по необходимости помогают специальным шестом.
Примеры игр на воде для детей среднего
дошкольного возраста (4–5 лет)
«Разноцветные колечки»
Оборудование: пластмассовые кольца разных цветов (по количеству детей); дощечка с крючками разных цветов, соответствующих цветам колец.
Ход игры. По сигналу инструктора дети плывут к противоположному бортику, держа в руках кольца. Задача игроков – повесить свое кольцо на дощечку, висящую на противоположном бортике, на крючок соответствующего цвета.
Родители помогают детям. Воспитатель направляет действия участников и подает кольца.
«Осторожно, мины!»
Оборудование: плотные воздушные шарики с песком (лежат на дне бассейна); 2 ведра.
Ход игры. По сигналу инструктора дети ныряют, достают шарик («мину») и кладут его в ведро, которое держит родитель (папа). Воспитатель контролирует действия детей.
«Покорми осьминога»
Оборудование: нетонущие игрушки: 2 осьминога, рыбки (по количеству детей).
Ход игры. У противоположного от детей бортика бассейна находится игрушка осьминог.
По сигналу инструктора дети, преодолевая сопротивление воды, бегут до осьминога и кладут на него рыбку – «кормят осьминога».
Родители помогают удерживать осьминога на воде. Воспитатель подает детям рыбки.
Примеры игр на воде для детей
старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
«Теремок»
Оборудование: детали детского конструктора (2 конуса, 2 арки и 4 цилиндра) для постройки «теремка».
Ход игры. Воспитатель подает детям детали детского конструктора. Дети берут по одной детали, проплывают до противоположного конца, ставят их на бортик, возвращаются обратно и рукой передают эстафету следующему участнику.
После того как команда выставит на противоположной стороне все детали, родители воспитанников по сигналу инструктора строят из них теремок.
«Дюймовочка»
Оборудование: плот; зонтик.
Ход игры. Воспитатель читает детям загадку про Дюймовочку (автор М. Блинникова):
Родилась в цветке тюльпана. Из окна украли прямо
И в болото утащили жабы две – они там жили.
Лист кувшинки мотыльки тянут за веревочку
По течению реки, чтоб спасти… (Дюймовочку.)
Затем воспитатель помогает участнику, держащему в руке зонтик (Дюймовочке), сесть на плот. Родитель толкает с помощью шеста плот до противоположного бортика и обратно. Воспитатели следят, чтобы каждый ребенок из команды поучаствовал в эстафете и побывал в роли Дюймовочки.
«Достань монетку»
Оборудование: золотые игрушечные монетки; один сундучок.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Лиса Алиса и кот Базилио спрятали под водой золотые монеты Буратино, на которые он хотел купить театр. Помогите Буратино достать их». Дети по очереди достают по 2 монетки со дна и складывают их в сундучок, который стоит на бортике. Родители «охраняют» собранный «клад».
«Капитан Врунгель»
Оборудование: материал для постройки яхты (основа из пенопласта, мачта, парус); ориентиры на воде.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы сегодня помощники капитана. Ваша задача – буксировать яхту!» Родители (папы) собирают яхту. Участники по сигналу инструктора плывут произвольным способом, толкая перед собой яхту до ориентира на противоположном бортике и обратно, затем передают эстафету следующему игроку.
>> вернуться в текст
Приложение 2
Сценарий водноспортивного праздника «Юный спасатель» по прикладному плаванию для детей старших и подготовительных групп
Задачи:
- обучать прикладному плаванию воспитанников старших групп на примере воспитанников подготовительных групп;
- продолжать учить спортивным стилям плавания: кролю, брассу, баттерфляю («дельфином»); правильно работать руками и ногами;
- развивать физические качества: координацию, выносливость;
- учить ориентироваться в сложных природных условиях на воде.
Оборудование: 4 пустые бутылки (объемом 1,5 л); 2 рюкзака; 2 бутылки с песком (объемом 1,5 л); 2 канистры с водой (объемом 5 л); 8 маленьких резинок для фитнеса; муляж олимпийского огня.
Подготовительная часть (7 минут)
В бассейн вбегает Водяной со своими друзьями – пиявками
(воспитанниками подготовительной группы) и исполняет песню
«Я Водяной» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина, из м/ф «Летучий корабль»).
Водяной:
Я – проказник Водяной,
И подружки все со мной.
Далеко мы заплываем,
Вниз ныряя головой.
Незнакомые места
Тянут плавать неспроста.
Я заплыл за ограждение –
Там такая красота!
Припев:
Я купался – посинел,
А потом позеленел.
И поближе к пароходу
Я подплыть очень хотел.
Но теченье не унять,
Со мной хочет поиграть.
А еще кругом растенья,
Я запутался опять.
Водяной прыгает в воду, плавает произвольным стилем. Ведущий просит Водяного
и его друзей выйти из воды. Затем обращается к воспитанникам старших групп.
Ведущий: Ребята, Водяной и его друзья правильно ведут себя на воде?
Дети: Нет! Хотя он умеет хорошо плавать, его поведение опасно для жизни.
Ведущий: О каких растениях он пел? Почему они опасны?
Дети: Это водоросли, в них можно запутаться и не выплыть.
Ведущий: А можно заплывать за ограждение?
Дети: Нет!
Ведущий: Почему? (Дети предлагают варианты ответов.) За ограждением обычно начинаются глубокие ямы, а течение может быть непредсказуемым. Давайте вспомним, о чем еще пел Водяной, и повторим правила поведения на воде.
Дети перечисляют правила поведения на воде. Ведущий помогает им, дополняет,
обобщает ответы, используя наглядный материал (картины с изображением ситуаций на воде).
Правила поведения на воде
- Соблюдайте правила поведения на воде, даже если вы хорошо плаваете.
- Не купайтесь в незнакомом месте, не зная рельефа дна и глубины водоема.
- Не заплывайте за ограждение.
- Избегайте водорослей и посторонних предметов в воде.
- Не купайтесь «до посинения» и «до позеленения». Этим вы можете спровоцировать судороги.
- Не подплывайте к катерам и пароходам. Вас может закрутить водоворот или вы попадете под винт.
- Если случилась беда, надо знать, как себя вести.
- Если вы упали в воду, а плавать не умеете, зовите на помощь и постарайтесь продержаться на поверхности как можно дольше, пока вас не спасут.
- Шлепайте по воде руками, попеременно двигайте ногами.
- Если вы запутались в водорослях, не барахтайтесь, иначе запутаетесь еще больше. Постарайтесь резко оттолкнуться обеими ногами. А если не получится, трите ногу о ногу, стараясь скатать водоросли. Не ныряйте, потому что водоросли могут опутать шею.
- При судорогах в воде остановитесь, повернитесь на спину и постарайтесь лечь на воду. Потяните стопу на себя. После немного отдохните и плывите к берегу.
Ведущий просит Водяного и его друзей сесть на скамейку.
Ведущий: Сейчас ребята подготовительной группы покажут, как надо вести себя в сложных ситуациях на воде.
В бассейн входят воспитанники подготовительной группы.
Дети подготовительной группы:
На разминку становитесь
И скорее разомнитесь.
Воспитанники подготовительной группы проводят разминку
с воспитанниками старшей группы под песню «Хорошее настроение»
(муз. В. Осошника, сл. Н. Осошник).
Основная часть (20 минут)
Включает несколько эстафет, во время которых дети, разделившись на две команды, плавают различными стилями от одного бортика бассейна к другому и передают друг другу эстафеты (с помощью рук или предметов).
Ведущий: Пустые бутылки – замечательное спасательное средство в случае, если на пляже нет спасательного жилета или круга. Ребята сейчас продемонстрируют, как их можно использовать.
Эстафета с пустыми бутылками (на груди и спине)
Участник из каждой команды берет по 2 пустые бутылки и, прижимая их к себе, на спине плывет к противоположному бортику. Там он разворачивается и уже на животе с бутылками плывет обратно, передает их следующему участнику своей команды.
Ведущий: Иногда нужно перебраться на другой берег водоема и взять с собой самое необходимое. Наши воспитанники умеют плыть с рюкзаком на спине.
Эстафета с рюкзаком (бутылки с песком)
Участнику каждой команды на спину надевается рюкзак, в котором находится 1 бутылка с песком. Ребенок плывет на животе к противоположному бортику и обратно. Другие дети из команды помогают своим товарищам снимать и надевать рюкзаки на спину.
Ведущий: В походах и путешествиях обязательно нужна питьевая вода. Канистра с водой – отличное плавательное средство. Дети покажут, как можно не только добраться до противоположного берега, но и обеспечить себя запасом воды.
Буксировка предмета (канистра с водой, 5 л)
Каждая команда получает по пятилитровой канистре с водой. Участники эстафеты поочередно толкают перед собой канистру или держатся за нее, доплывают до противоположного бортика и возвращаются обратно, передавая эстафету следующему участнику команды.
Ведущий: Когда вы купаетесь в водоемах, ноги могут запутаться в водорослях. Как, не распутывая ноги, добраться до берега? Сейчас дети покажут, что плыть таким образом возможно и совсем не страшно.
Эстафета с завязанными ногами
Каждый участник надевает на две ноги резинку для фитнеса, проплывает таким образом дистанцию, возвращается обратно, передавая рукой эстафету следующему участнику команды.
Ведущий: На воде может случиться так, что плывущий рядом человек устанет и ему понадобится помощь. Помогите своему другу доплыть до берега, а потом он поможет вам.
Помоги уставшему другу
В каждой команде дети разбиваются на пары. Один из участников плывет к противоположному бортику, а второй пассивно держится за плечо товарища, следя за своим дыханием. У противоположного бортика дети меняются местами, доплывают обратно, передавая рукой эстафету следующей паре в команде.
Ведущий: Переправляясь на другой берег, приходится брать с собой необходимые вещи и предметы. Как сделать так, чтобы они не намокли? Сейчас ребята покажут, как доставить на другой берег «олимпийский огонь», чтобы он не оказался в воде и не погас.
Доставь «олимпийский огонь»
Участник каждой команды плывет на спине от одного бортика к другому и обратно, держа муляж олимпийского огня одной рукой. Затем передает «огонь» следующему участнику своей команды.
Заключительная часть (10–15 минут)
Инструктор по плаванию подводит итоги – как всегда, побеждает дружба. Все участники соревнований награждаются грамотами и значками «Юный спасатель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивный праздник на воде "Нептун в гостях у ребят"
спортивный праздник на воде для детей 4 -7 лет...
Сценарий спортивного праздника на воде "Нептун в гостях у дошколят"
Праздник предназначен для детей подготовительной группы. Проводится в конце учебного года как итоговое....
"Вода Водица" спортивный праздник с водой на улице со старшим возврастом
создать, веселое, спортивное настроение у детей, воспитывать желание заниматься физкультурой на улице.Развивать ловкость, сноровку. Закрепить знания четкого выполнения передачи эстафет....
Праздник «Ах, вода, вода, водица» в подготовительной группе
Задачи:Расширить знания детей о воде и ее свойствах, уточнить значение воды в жизни всего живого на Земле; закрепить знания о круговороте воды в природе, подвести к выводу: «Во...
Сценарий праздника "Праздник принцессы Воды"
Цель: Закрепить у детей знания о разных состояниях воды. Показать огромное значение воды. Создать у детей радостное настроение....
Сценарий праздника на воде " Здоровье в капельке воды"
Сценарий праздника для старших и подготовильных групп...
Сценарий праздник на воде для детей подготовительной группы «Весёлые старты на воде»
Сценарий праздник на воде для детей подготовительной группы...