Статья "Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ФГОС ДО"
статья

Пономарева Юлия Вячеславовна

Статья посвящена обзору современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС-сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ФГОС ДО.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребёнка заботе о своём здоровье и безопасности. Комплексный процесс формирования здоровья подрастающего человека соотносится и со здоровой средой жизни, и со здоровьеразвивающей образовательной (обучающей, воспитывающей, развивающей) средой, и с природосообразным образовательным процессом.

Поэтому важными характеристиками качества дошкольного образования являются:

- сохранение детства, обеспечение благополучия ребёнка, его комфортного пребывания в дошкольном образовательном учреждении;

- готовность детского сада к сохранению здоровья ребёнка, коррекция недостатков развития.

Разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач в дошкольном учреждении обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

А.А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развития:

- развитие совершается постепенно и последовательно;

- между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

- различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом , либо ускоряться в зависимости от различных причин;

- нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «Изжить себя».

«Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.» [4]

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В детских садах созданы здоровьесберегающие внешнесредовые условия, которые обеспечивают:

- заботливый комплексный уход за детьми;

- оптимальное пребывание на свежем воздухе;

- организуется полноценное четырёхразовое  питание;

- систематическое проведение утренней гимнастики (в соответствии с возрастом), закаливающих мероприятий во все времена года;

-укрепление защитных сил организма с помощью природных средств.

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

Для решения задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей  используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно во всех возрастных группах; как часть физ. занятия, на прогулке, в групповой комнате)

- физминутки (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления; проводятся во время занятий);

- элементы ритмопластики (проводятся со среднего возраста в физкультурных и муз. залах)

- релаксация (проводится в любом подходящем помещении, во всех возрастных группах);

- стретчинг (проводится со среднего возраста, в физ. зале, на платной основе);

- технологии эстетической направленности (осуществляется на занятиях художественно-эстетического цикла, при организации выставок, оформлении помещений к праздникам. Для всех возрастных групп);

- пальчиковая гимнастика (проводится во всех возрастных группах, в любое удобное время);

- гимнастика для глаз (проводится ежедневно в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);

- гимнастика дыхательная (используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во всех возрастных группах);

- бодрящая гимнастика (проводится ежедневно, после дневного сна; во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам);

- гимнастика корригирующая (используется в различных формах физкультурно- оздоровительной работы);

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

- Физкультурные занятия (проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в физ. зале, 1-на улице. С детьми раннего возраста занятия проводит воспитатель, с младшего возраста- руководитель физ. воспитания);

- проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) проводятся в любое свободное время в зависимости от поставленных педагогом задач;

- коммуникативные игры (проводятся 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и т.д.)

- занятия по ОБЖ (включены в сетку занятий, проводятся 1 раз в неделя, с млад. возраста);

- элементы самомассажа (проводятся в зависимости от поставленных педагогам целей, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы)

- точечный самомассаж (проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время; проводится с детьми старшего возраста);

3. Коррекционные технологии:

- технологии музыкального воздействия (используется в любом режимном процессе, на музыкальных занятиях; используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.);

- сказкотерапия (проводится с детьми старшего возраста. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы

- психогимнастика (проводится с детьми старшего возраста, по специальным методикам);

- логоритмика (занятия проводятся логопедом с подгруппой детей);

- технологии коррекции поведения (занятия проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек, со старшего возраста; занятия проводятся в игровой форме.).

В заключении, хочется отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении способствуют более эффективному решению задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей дошкольного возраста.

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагоги ДОУ должны стремиться создать такие условия для их жизни, чтобы они чувствовали себя комфортно, уверенно, приобретали чувство собственного достоинства; имели право выбора; развивали свою индивидуальность; учились культуре общения, взаимодействия с окружающим миром.

Список используемой литературы:

1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208

2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий /авт.-сост. М.А. Павлова,М.В. Лысогорская, канд. психол. наук .- Волгоград:Учитель, 2008.-186 с.

3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:»ВАКО», 2004, 296 с.

4. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС.

Доклад выступления на методическом объединении воспитателей....

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...

Картотека здоровьесберегающих педагогических технологий по лексическим темам в соответствии с ФГОС ДОО

Актуальность. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подгот...

«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ в условии ФГОС»

Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья здоровья - одна из основных задач дошкольного образования. Традиции системы дошкольного образования и их развития обеспечивают положительн...

Использование инновационного оборудования при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС

В данной презентации предсталены некоторые игры и тренажоры при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС...

Методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС"

         Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются разли...

Сценарий мастер класса «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология в условиях ФГОС ДО»

laquo;Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренир...