Статья "Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ФГОС ДО"
статья
Статья посвящена обзору современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС-сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях ФГОС ДО.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребёнка заботе о своём здоровье и безопасности. Комплексный процесс формирования здоровья подрастающего человека соотносится и со здоровой средой жизни, и со здоровьеразвивающей образовательной (обучающей, воспитывающей, развивающей) средой, и с природосообразным образовательным процессом.
Поэтому важными характеристиками качества дошкольного образования являются:
- сохранение детства, обеспечение благополучия ребёнка, его комфортного пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
- готовность детского сада к сохранению здоровья ребёнка, коррекция недостатков развития.
Разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач в дошкольном учреждении обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.
А.А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развития:
- развитие совершается постепенно и последовательно;
- между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;
- различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом , либо ускоряться в зависимости от различных причин;
- нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «Изжить себя».
«Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.» [4]
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В детских садах созданы здоровьесберегающие внешнесредовые условия, которые обеспечивают:
- заботливый комплексный уход за детьми;
- оптимальное пребывание на свежем воздухе;
- организуется полноценное четырёхразовое питание;
- систематическое проведение утренней гимнастики (в соответствии с возрастом), закаливающих мероприятий во все времена года;
-укрепление защитных сил организма с помощью природных средств.
Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.
Для решения задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей используются следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно во всех возрастных группах; как часть физ. занятия, на прогулке, в групповой комнате)
- физминутки (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления; проводятся во время занятий);
- элементы ритмопластики (проводятся со среднего возраста в физкультурных и муз. залах)
- релаксация (проводится в любом подходящем помещении, во всех возрастных группах);
- стретчинг (проводится со среднего возраста, в физ. зале, на платной основе);
- технологии эстетической направленности (осуществляется на занятиях художественно-эстетического цикла, при организации выставок, оформлении помещений к праздникам. Для всех возрастных групп);
- пальчиковая гимнастика (проводится во всех возрастных группах, в любое удобное время);
- гимнастика для глаз (проводится ежедневно в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста);
- гимнастика дыхательная (используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во всех возрастных группах);
- бодрящая гимнастика (проводится ежедневно, после дневного сна; во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам);
- гимнастика корригирующая (используется в различных формах физкультурно- оздоровительной работы);
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурные занятия (проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в физ. зале, 1-на улице. С детьми раннего возраста занятия проводит воспитатель, с младшего возраста- руководитель физ. воспитания);
- проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) проводятся в любое свободное время в зависимости от поставленных педагогом задач;
- коммуникативные игры (проводятся 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и т.д.)
- занятия по ОБЖ (включены в сетку занятий, проводятся 1 раз в неделя, с млад. возраста);
- элементы самомассажа (проводятся в зависимости от поставленных педагогам целей, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы)
- точечный самомассаж (проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время; проводится с детьми старшего возраста);
3. Коррекционные технологии:
- технологии музыкального воздействия (используется в любом режимном процессе, на музыкальных занятиях; используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.);
- сказкотерапия (проводится с детьми старшего возраста. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы
- психогимнастика (проводится с детьми старшего возраста, по специальным методикам);
- логоритмика (занятия проводятся логопедом с подгруппой детей);
- технологии коррекции поведения (занятия проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек, со старшего возраста; занятия проводятся в игровой форме.).
В заключении, хочется отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении способствуют более эффективному решению задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей дошкольного возраста.
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагоги ДОУ должны стремиться создать такие условия для их жизни, чтобы они чувствовали себя комфортно, уверенно, приобретали чувство собственного достоинства; имели право выбора; развивали свою индивидуальность; учились культуре общения, взаимодействия с окружающим миром.
Список используемой литературы:
1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий /авт.-сост. М.А. Павлова,М.В. Лысогорская, канд. психол. наук .- Волгоград:Учитель, 2008.-186 с.
3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:»ВАКО», 2004, 296 с.
4. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС.
Доклад выступления на методическом объединении воспитателей....
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Картотека здоровьесберегающих педагогических технологий по лексическим темам в соответствии с ФГОС ДОО
Актуальность. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подгот...
«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ в условии ФГОС»
Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья здоровья - одна из основных задач дошкольного образования. Традиции системы дошкольного образования и их развития обеспечивают положительн...
Использование инновационного оборудования при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС
В данной презентации предсталены некоторые игры и тренажоры при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС...
Методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС"
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются разли...
Сценарий мастер класса «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология в условиях ФГОС ДО»
laquo;Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренир...