Картотека звуковых игровых упражнений
материал (старшая группа)

Азовцева Светлана Юрьевна

Цель: Содействовать развитию речевого дыхания, стимуляции деятельности диафрагмы (укрепление диафрагмы), улучшению дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zvukovyh_igrovyh_uprazhneniy.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЗВУКОВЫХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

 Цель: Содействовать развитию речевого дыхания, стимуляции деятельности диафрагмы (укрепление диафрагмы), улучшению дикции.

  1. «Алфавит» И.п: стойка ноги врозь, голова опущена, спина округлена. На легком поклоне вперед произносить 8 раз звуки: Р, Л, М. Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, П, Д, Т, Г, К, Х. Следить за одновременностью движения и звука. О дыхании не думать. Дышать через рот.

  1. «Актерские упражнения» И.п: стойка ноги врозь, голова опущена, спина округлена. На легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс произносить:

РИ, РУ, РЭ, РО                 ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО                        МИ, МУ, МЭ, МО

НИ, НУ, НЭ, НО                 ВИ, ВУ, ВЭ, ВО                        ФИ, ФУ, ФЭ, ФО

ЗИ, ЗУ, ЗЭ, ЗО                СИ, СУ, СЭ, СО                         ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО

ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО         ШИ, ШУ, ШЭ, ШО                ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО

РИ, РУ, РЭ, РО                ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО                 БИ, БУ, БЭ, БО

ПИ, ПУ, ПЭ, ПО                 ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО                ДИ, ДУ, ДЭ, ДО  

ТИ, ТУ, ТЭ, ТО                ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО                 ГИ, ГУ, ГЭ, ГО

КИ, КУ, КЭ, КО                 КТИ, КРУ, КРЭ, КРО                ХИ, ХУ, ХЭ, ХО

  1. «Восьмерки». Сделать мгновенный коротких вдох на поклоне (носом или ртом) не выпрямляясь, задержать дыхание, считать вслух до 8. Стремиться на задержанном вдохе насчитать 10-15 «восьмерок».

  1. Звуковые диафрагмальные толчки.
  • И. П. стоя. После каждого вдоха резкий упругий выдох с произнесением звука П (Б). Губы упругие, живот выпячивается вперед. Звук повторяется 32 раза.
  • И. П. стоя. На выдохе кончиком языка ударять по передним зубам, произнося звук «Т» (Д) – 32 раза.

Цель: Содействовать укреплению диафрагмы и стимуляции обменных процессов за счет тканевой вибрации. Содействовать профилактике простудных заболеваний.

  1. «Машина». Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд приставляя пятку одной ноги к носку другой, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

  1. «Песенка звуков». Детям предлагается на выдохе произнести или пропеть звуки, изображенные на плакате. Гласные звуки могут «подниматься и опускаться по нарисованным ступенькам». Дети должны голосом показать, что звук «двигается»

  1. «Песенка звуков по Лазареву» Комплекс направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.

Тканевая вибрация.

1) Звук «В»- вибрация на уровне лица. Стимуляция микроциркуляции крови в области лица, гайморовых пазух. Эффект при ринитах, синуситах, гайморитах. И. П. - ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха произносится звук «В», негромко, до полного выдоха, при этом добиваться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица. Губы расслаблены до появления «щекотки».

2) Звук «З»- вибрация в области головы и шеи. Эффект при трахеитах.

И. П. стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь руки на шее спереди. Вдох, на выдохе произносить звук «З» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза.

3) Звук «Ж» - вибрация в области грудной клетки. Выводит мокроту из бронхов и легких. И. П. –то же. Ладонь на грудь. На выдохе звук «Ж» долго, негромко, стараясь вызвать вибрацию в области груди.

4) Звук «М» - вибрация тканей в области грудной клетки и солнечного сплетения. Энергетическая подзарядка солнечного сплетения. Выполняется аналогично предыдущим упражнениям, руку держать на уровне солнечного сплетения.

5) «Звучащее облако». Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть их.  

6) «Представим себе….» Цель: расслабление дыхательных и других мышц.

Дети ложатся на пол, глаза закрыты. Педагог показывает и называет буквы. Произносит звук: Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ. Предлагает детям подумать и представить себе, что может издавать такой звук. Дети представляют себе, что хотят и произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук- 2 раза.

Педагог спрашивает детей, что они представили. Что у них ассоциируется с этим звуком.

Например:

У Весны ветер ласковый, нежный, тёплый – ф-ф-ф…

У Лета – жаркий, согревающий –х-х-х…

У Осени – прохладный, свежий – с-с-с…

У Зимы – холодный, студёный – в-в-в…

Можно во время упражнения поднести ладошку ко рту и почувствовать, каким бывает ветер.

  1. Подвижная игра «Дудочка»:

На зеленом на лугу «Их – вох» (2 раза)

Раз нашел я дуду «Их – вох» (2 раза)

Ну ка дудка дуди «Их – вох» (2 раза)

И ребяток догони!

Дети идут по кругу друг за другом, у ведущего дудочка. С последним словом разбегаются, ведущий их ловит, дотрагиваясь рукой. До кого ведущий дотронулся, тот останавливается и «дудит», как бы в дудку. Игра повторяется с новым ведущим.

  1. Подвижная игра «Пузырь»:

Дети, взявшись за руки, отходят назад образуя большой круг со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! А пузырь взял, да и лопнул: «Хлоп!». Дети отпускают руки, хлопают в ладоши, снова берутся за руки. Воспитатель произносит: «и начал сдуваться!!!» Дети произносят: «ш-ш-ш-ш-ш» и медленно сходятся в центр круга. Игра повторяется.

  1. «Полет самолета». Дети-самолеты стоя на одном колене изображают самолеты на аэродроме. Затем вращая руки перед собой со звуком «ж-ж-ж-ж» заводят моторы. На слова: «Приготовиться к взлету»- встают, разводят руки в стороны, затем летают со звуком «у-у-у-у». По команде самолеты возвращаются на аэродром. При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

  1. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».
    Погонщик спрашивает:

«Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?»

Ослик отвечает и прекращает кричать, получив желаемое.
Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди,страдающие храпом излечиваются.

  1. «Кто знает больше добрых слов?». Дети встают в круг вокруг выбранного ребенка. Всем детям предлагается высказать о нем все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т. После каждого сказанного слова все дети сделав вдох- на выдохе повторяют предложение целиком: «Саша добрый мальчик».

Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

  1. «Покорители космоса. Дети сидят «по-турецки», готовятся к полету:
    «Старт космического корабля»: до старта космического корабля осталось несколько секунд, начинаем вслух вести отсчет времени по секундам — 10,9,8… Отсчет вести громко, отрывисто, на одном дыхании без забора воздуха. Надо постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы при произнесении слова «пуск!», выдох был свободный, нескованный.

«Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.
«Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
«Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

 

  1. «Плакса». Выбирается ребенок-плакса. Ребенок плачет со звуком «ы».
    Воспитатель спрашивает:

«Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Будем мы с тобой играть,

слезы поскорей утри.

Песни петь и танцевать».
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-игровых упражнений со словесным сопровождением (5-6 лет)

Картотека сюжетно-игровых упражнений со словесным сопровождением для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр, игровых упражнений на развитие мимики и эмоций.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды....

картотека спортивных игровых упражнений на прогулке в детском саду

игровые упражнения на прогулке в детском саду...

Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов

Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов...

Картотека игр, игровых упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Игры и упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согла...

Картотека спортивных игровых упражнений на прогулке в детском саду

Игровые упражнения на прогулке в детском саду...