Картотека профилактических игровых упражнений для верхних дыхательных путей в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
картотека по физкультуре (старшая группа)

Ковалёва Нина Александровна

Картотека дыхательных упражнений в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр на дыхание521.66 КБ

Предварительный просмотр:

1366424_1.jpeg

5-zvezda-0580.jpg

1366424_1.jpeg1. «Часики»

И.п. – ноги в узкой сойке, руки опущены.

Делая махи прямыми руками вперед  и назад,

произносить «тик – так».  Повтор 6-8 раз.

2. «Петух»

И.п. –  ноги врозь, руки в стороны.

Хлопать руками по бедрам,

выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку».

3. «Шар лопнул»

И.п. – ноги в узкой стойке, руки опущены.

Развести руки в стороны – вдох.

Хлопок перед собой – выдох на звуке ш-ш-ш-ш.

4. «Глубокое дыхание»

Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов

через правую (левую) ноздрю,

по очереди зажимая ее указательным пальцем.

5. «Штангисты»

Быстро втянуть живот внутрь,

одновременно резко выдохнув через нос.

6. «Регулировщик»

И.п. – ноги в широкой стойке,

одна рука поднята вверх, другая – в сторону.

Поменять положение рук резким движением  (вдох).

Снова поменять положение рук  (выдох).

7. «Барабан»

При вдохе носом оказать сопротивление входящему воздуху,

надавливая на крылья носа пальцами.

Во время продолжительного выдоха сопротивление

должно быть по переменным  за счет постукивания по крыльям носа.

8. «Трубач»

Стоя, сжать кисти рук в трубочку, поднять руки вверх – вдох,

на медленном выдохе произнести «п-ф-ф-ф», по окончании вдох.

Повтор 3 раза.

«Свисток»  сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох через трубочку, выдыхать в стакан со звуком «у-у-у».

Повтор 3 раза.

9. «Дышим животом»

Руки на животе, вдох и выдох носом. Руки за спиной,  вдох и выдох носом.

1366424_1.jpeg10. «Дровосек»

Стоя, руки над  головой сложены в «замке» - вдох.

На выдохе наклон вперед со звуком «у-ух- ух»,

имитируя удар топором.

Повтор 3 раза.

11. «Вертолет»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Глубоко вдохнуть, не меняя положение рук,

повернуться вправо – выдох, вернутся в И.П.

– вдох, то же влево. Повтор 4-5 раз.

12. «Здравствуй солнышко»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены.

Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу,

руки шире плеч, голову поднять вверх – вдох,

вернуть в И.П. – выдох.

13. «Грибок»

И.п. – глубокий присед,

руки обхватывают колени (грибок маленький).

Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны

и немного отводя голову назад, вдох (грибок вырос).

Повтор 6-8 раз.

14. «Хлопушка»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Глубоко вдохнуть, наклониться вперед,

хлопнуть ладонями по коленям – выдох.

Вернуться в И.П. – вдох. Повтор 4-5 раз.

15. «Бабочки»

Каждый ребенок берет  «бабочку»  прикрепленную за ниточку

к палочке  и дует на нее.

16. «Сдуй шарик»

Дети кладут перед собой шарик и одновременно начинают дуть, на него.

Чей шарик дальше.

17. «Эхо»

Собирайся, детвора!  (дети:  Ра! Ра!)

Начинается игра.  (дети: Ра! Ра!)

Да ладошек не жалей!  (дети: Лей! Лей!)

Бей в ладоши веселей!  (дети: Лей! Лей!)

Сколько времени сейчас (дети: Час! Час!)

Сколько будет через час? (дети: Час! Час!)

1366424_1.jpegИ неправда: будет два! (дети: Два! Два!)

Думай, думай,  голова! (дети: Ва! Ва!)

Как поет в селе  петух? (дети: Ух! Ух!)

Да не филин, а петух?! (дети: Ух! Ух!)

Вы уверены, что так? (дети: Так! Так!)

А на самом деле как? (дети: Как! Как!)

Это ухо или нос? (дети: Нос! Нос!)

Или может сена воз? (дети: Воз! Воз!)

Это локоть или глаз? (дети: Глаз! Глаз!)

Вы хорошие всегда? (дети: Да! Да!)

Или только иногда? (дети: Да! Да!)

Не устали отвечать? (дети: Чать!  Чать!)

Разрешаю помолчать.

18. «Подуем»

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нас солнце горячо пекло  дневной порою.

Подуем на живот,  как трубка станет рот, 

а теперь на облака и остановимся пока.

19. «Снежинки»

Детей разделить на  две группы: «снежинки» и «ветры».

«Ветры» стоят в сторонке, а «снежинки» разбегаются по всей площадке.

Ведущий произносит: «Дуют ветры».

«Ветры» начинают дуть «ш-ш-ш-ш-ш».

«Снежинки»  кружатся на носочках, ведущий говорит: «Мороз».

«Снежинки приседают  обхватив колени руками, приговаривая «ах-ах-ах».

Ведущая снова произносит: «Ветер».

Дети не напрягаясь дуют «фу-фу-фу-фу-фу».

«Снежинки» плавно летают на носках. Затем команды меняются ролями.

20. «Дождик»

Сей час мы с вами превратимся в тучку

(ноги на ширине, руки полукругом над головой, щеки надуты).

Начинает капать дождь, кап-кап-кап-кап (сдуваем щеки и выдыхаем).

Дождик становится все быстрее,

Дождик закончился, понюхали какой свежий воздух.

21. «Задуй свечку»

Дети стоят друг против друга, образуя широкий проход.

Взрослый несет по образованному коридору зажженную свечу.

Дети стараются задуть свечу.

22. «Пчелы»

Пчелы в ульях сидят и в окошечко глядят.

(присев на носочки вдох носом, задержать дыхание)

1366424_1.jpegПорезвиться захотели, друг за другом полетели.

(выдох со звуком «з-з-з-з», бег по залу на носках)

23. «Морской воздух»

Носик принюхался.  (дети принюхиваются)

Пахнет морским воздухом.  (резкий вдох носом)

И увидели мы море, красивое большое.

Воздух мы морской вдохнем. (глубокий вдох носом)

Дышим носом, а не ртом.

Плечи не поднимаем, животом помогаем.

24. «Что случилось?»

Что такое? Что случилось?

Где-то, что-то провалилось?

Где-то что-то взорвалось?   («Бух!», «Бах!»)

Расплескалось?  («Буль-буль-буль» на одном дыхании)

Растряслось?  («Тр-р-р»,  долго протянуть звук «Р»)

Зашипело, зашумело.  («Ш-Ш-Ш»)

Забурлило, заскулило. («Бл-л-л», «У- у-у-у»)

Загудело, зарычало.  («Гу-гу-гу , р-р-р-р») 

25. «Гармошка»  (грудное дыхание)

Стоя, ладони на ребрах. Полный выдох.

Глубокий вдох, ребра раздвигаются,  как меха гармошки, грудная клетка не поднимается.

Задержка дыхания.

Выдох через неплотно сжатые губы с произнесением звука «Ф».

26. «Рычание»

(Долго рычать на выдохе, оскалив зубы,

согнув напряженные пальцы рук, как когти)

Где – то собаки рычали «Р-Р-Р!»

В стойле коровы мычали «МУ-МУ-МУ!»

В комнате мухи жужжали: «Ж-Ж-Ж-Ж!»

Мимо машины бежали: «ТР-Р-Р-Р!»

Гудели от ветра все провода: «ЗНЬ-ЗИНЬ!»

Капала в кухне из крана вода: «Динь!»

Перекликались в ночи поезда: «У-У-У-У!»

Листья на ветру шумели: «ТС-С-С!»

Змеи в лесу шипели: « Ш-Ш-Ш-Ш!»

А комары все пели: «З-З-З-З!»

Непоседа мячик днем и ночью успокоиться не хочет: «ПА! ПАМ!»

Куклы кашляют в постели – днем мороженое ели: «КХ! КХ!»

27. «Гром»

Гром гремит на всю округу: «Р-Р-Р» - сердито.

1366424_1.jpegГрому рады словно другу: «Р-Р-Р» - радостно.

С треском, с грохотом гремит так, что все вокруг дрожит: «ТР-Р-Р».

Ох,  гроза! Пожар кругом! «Ба-бах».

28.«Ладошки»

Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела.

Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки.

Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию).

Выдох — произвольно (носом, ртом).

Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.

29.«Погончики»

Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки.

На вдохе кулаки резко разжать.

Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия).

Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.

30.«Насос»

Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках.

Вдох — во второй части наклона.

После окончания наклона вдох закончить.

Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично.

На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

31.Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 — руки поднять в стороны — вдох

2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» - выдох

32.Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг по лучше.

1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом

2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

33.Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе — вдох

1 — наклон вправо — выдох

2 — руки на поясе — вдох

3 — наклон влево — выдох

4 — руки на поясе — вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

1366424_1.jpegРекомендуемые игры на дыхание в кругу семьи.

1.Игра «Бульканье»

Задачи: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха

 и его углубления.

Оборудование: стол, стаканы и трубочки на количество игроков, вода.

Ход игры.
По количеству играющих членов семьи наполняем стаканы (или бутылочки) водой наполовину и вставляем трубочку. По команде «Марш!» делаем глубокий вдох через нос, затем начинаем выдыхать в трубочку плавно и долго, чтобы выдох получился длинный, долго булькающий. Побеждает тот, у кого в стакане бульканье продолжалось дольше всех, и при этом вода из стакана не проливалась.

2. Игра «Кто вперёд?»

Задачи: улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.

Оборудование: стол, крышечки от бутылочек 2-5 штук (ватные шарики), линейки (карандаши).

Ход игры.
В зависимости от ширины стола, могут играть сразу 2-3 человека. Готовим площадку, расставляем оборудование на 2-3 дорожки.

По команде «Марш!» делаем глубокий вдох носом, вытянув губы трубочкой. Глубоким, сильным выдохом необходимо сдуть крышечки (ватные шарики) со стола — ВНИМАНИЕ! — по одной. Побеждает тот, кто быстрее сдует все крышечки.

3. Игра «Воздушный шарик»

Задачи: улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

Оборудование: воздушный шарик, верёвочка, небольшая площадка.

Ход игры
Играем парами. Руки за спиной, шарик передаём друг другу с помощью выдоха.

Один игрок подбрасывает шарик вверх, делая вдох носом. Затем, вытянув губы трубочкой, глубоким и сильным выдохом направляет шарик вперёд, чтобы он долетел до партнёра. Партнёр дует на шарик в обратную сторону, пока он в воздухе.

Если вы не успели дунуть на шарик, и он упал, то вам гол.

 Побеждает тот, кто забил больше голов.
Примечание: можно играть, сидя на полу лицом друг к другу; сидя на стульях;

стоя, через верёвочку, игроки стоят по кругу.

Вы большие молодцы! Я надеюсь, что игры вам понравились, вы получили удовольствие, играя дома вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Мастер-класс для родителей «Использование игровых упражнений по развитию речи для формирования основ финансовой грамотности в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:     Способствовать  повышению уровня развития  компетентности родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольн...

Игровой тренинг для педагогов "Образные этюды в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный игровой тренинг пополнит практические знания педагогов в области музыкального воспитания в целом и в развитии творческих способностей в частности....

Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...