Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
На семинаре-практикуме родители старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются в характеристике сказочных мультипликационных персонажей, угадывают мультфильм по картинке, подбирают мультфильм к определённой лексичекой теме, определяют образовательные и воспитательные задачи мультфильма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста.
Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошкольников при просмотре мультфильмов, упражнять в характеристике сказочных персонажей, уточнить знания родителей о мультфильмах, познакомить с анализом советских, современных русских и зарубежных мультфильмов.
Предложить родителям вспомнить и назвать 2-3 своих любимых и нелюбимых мультфильма.
В наше время существует множество факторов воспитания и развития, и они весьма разнообразны. К факторам воспитания относится природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Медиа – это средство электронных коммуникаций (общений). Ребёнок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Одни из первых и важных представителей медиа-пространства — мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребёнка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребёнку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребёнок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети-дошкольники изучают мир постоянно, такое количество времени, проведённое перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношение к миру;
- развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребёнком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом.
Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Советские мультфильмы не штамповались массово, т.е. в то время не было такого понятия как «мультсериал», и присутствовали на экране в единичных количествах, от этого и качество их выигрывало. Хороши они тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Отрицательные персонажи легко перевоспитываются. И оказывается, что они такие злобные и вредные только потому, что с ними никто не дружил, не любил, никто им не сочувствовал. Очень важно, что злой персонаж подавался в юмористичной форме, что смягчает его отрицательную сущность. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим, учат терпению к другим людям.
Признаки «правильных» советских мультфильмов:
- Не содержат насилия.
- В основе лежат счастливые радостные события, а не войны и хаос.
- Сюжеты просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям.
- Человеческие образы передают дружелюбие, сострадание, естественность, уважение к старшим и матушке-природе.
- Имеют спокойный, положительный конец.
Однако многие родители и дети сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня любят смотреть зарубежные мультфильмы и на их манер созданные русские. Поскольку мультипликационных фильмов в советские времена производилось мало, поэтому экраны заняли американские и японские мультфильмы.
Мир, в котором происходят события зарубежного мультипликационного фильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь черепашек-ниндзя стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах присутствует конфликт, гонки, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.
Например, разберём, казалось бы, безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребёнок будет делать то же самое, что делают эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот весёлый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребёнок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребёнок воспринимает как должное.
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребёнок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Не обойдена в современных мультфильмах вниманием и любовно-эротическая составляющая. Можно ли представить себе Царевну-лягушку, которая дерётся как мужик, а вот Фиона из «Шрека» может, и делает это не просто привычно, а жестоко и со вкусом. Омужествление женщины в американских мультфильмах для детей приводит к смешению роли полов в жизни, что при определённых условиях в будущем может вызвать сексуальную дезориентацию молодых людей. В наших мультиках самая большая эротика – это сомкнутые руки героев. Поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз маленького зрителя, поцелуй лишь обозначен. Здесь же всё на показ, как у взрослых.
Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребёнка. В мультфильмах «Ледниковый период », «Лесная братва», «В поисках Немо», «Тачки», «Рога и копыта», «Шрек», «Скуби Ду», «Мадагаскар», «Сезон охоты» используются слова, такие, как: чуваки, идиотка, очуметь, офигительно, обалденно, тупоголовый, заткнись, малявка, балбес, выметайся, вырублю, тусняк, опупенно, валим и прочие.
В Толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова такие слова, например, как идиот, болван, козёл имеют стилистическую пометку «бранное, ругательное», а слова придурок, тусовка, бестолочь даны с пометкой «просторечное», т.е. слова людей низкого сословия, без образования.
Наряду с разговорными, просторечными словами встречаются жаргоны – клёво, чуваки, хлюпик, дерьмовый, паршивец, ломово и др., т.е. слова людей определённой неблагополучной группы, н., зеков, бандитов, бомжей.
В мультфильмах советского периода таких слов не выявлено. Исключением является мультфильм «Приключение поросёнка Фунтика». Он имеет слова со сниженной лексикой: тащатся в значении идут, щенок, олух, кретин. В мультфильме «Трое из Простоквашино» встречаются слова балбес, дурень, голову оторвёт.
Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.
Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.
Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.).
Итак, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребёнка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического, а также речевого воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.
Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребёнком рабами мультфильма. Необходимо подходить к этому явлению научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия.
С родителями проводятся игры и упражнения по теме семинара:
- «Хорошее-плохое» (родители в два столбика пишут хорошие и плохие качества характера предложенного мультипликационного персонажа);
- игровая презентация «Знаете ли вы мультфильмы?» (родители угадывают мультфильм по картинке и за каждый правильный ответ получают фишки);
- «Подбери мультфильмы к данной лексической теме» (родители выбирают карточку с темой, вспоминают, какие мультфильмы могут подойти к ней);
- «Скажи, чему учит этот мультфильм» (родители выбирают на диске с мультфильмами один из них и определяют, чему этот мультфильм может научить ребёнка).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кошкин дом» « Вовка в тредевятом царстве » « Нехочуха »
«Волшебное кольцо» «Козлёнок, который умел считать до 10» «Живая игрушка »
«Тайна третьей планеты» «Как грибы с Горохом воевали» « Одуванчик-Толстые щёки »
«Снеговик-почтовик» « Трям ! Здравствуйте!" «Маша и волшебное варенье»
«Паровозик из Ромашково » «Мешок яблок» «Ох и Ах »
«Как муравьишка домой спешил» «Золотая антилопа» «Про Веру и Анфису »
«В стране невыученных уроков» « Бобик в гостях у Барбоса» « Боцман и попугай»
«Петя и Красная шапочка» «Летучий корабль» «Котёнок с улицы Лизякова »
«Песенка мышонка» «Серая шейка» «Варежка»
«Тигрёнок в чайнике» « Ивашка из Дворца пионеров» «Пёс в сапогах»
Молодцы!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179694-1358239085.jpg)
Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...
Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст)
В данной работе описаны игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и в домашних условиях. В работе затронута актуальная в настоящее время проблема воспитания к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1021242-1537779151.jpg)
Семинар-практикум для родителей «Влияние мультипликационных фильмов на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
Сценарий мультипликационного фильма "Рождение хлебушка" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий мультипликационного фильма "Рождени ехлебушка" для детей старшего дошкольно возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/15/picture-1315216-1642233413.jpg)
Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...
Аннотация к семинару - практикуму для родителей «Влияние телевизионных программ и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста»
Аннотация к родительскому собранию...