Эбру-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Эбру-терапию специалисты считают одним и инновационных арт-терапевтических методов. Практика её применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как вид искусства, влияющий на психофизическое состояние и личностное развитие человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ebru.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Эбру-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Эбру-терапию специалисты считают одним и инновационных арт-терапевтических методов. Практика её применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как вид искусства, влияющий на психофизическое состояние и личностное развитие человека.
Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Без особого труда даже дети имеющие ограничения по здоровью могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется им на память! «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага» - так по – разному называют искусство Эбру в странах Востока.
Эбру-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Наблюдая за творчеством детей, можно оказать необходимую помощь и скорректировать поведение ребёнка.
Как помогает детям творчество рисование на воде «Эбру»
- Помогает в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
- Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
- Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
- Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.
В особой символической форме через рисунок, ребёнок может дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни на лист бумаги в виде рисунка можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. Сам процесс рисования на воде обладает совершенно уникальными, терапевтическими свойствами. Он способствует расслаблению через созерцание красоты цвета и формы, которые плавно перетекают друг в друга.
Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала, один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений.
Изучив элементы рисования в технике Эбру, а так же опробовав специфичные материалы в работе, мы пришла к выводу, что осваивать технику с дошкольниками нужно поэтапно.
На первом этапе мы дополнили в группе уголок художественного творчества «Акварелька», необходимыми материалами для экспериментирования с красками и водой, инструментами для рисования на воде, специальными кисточками и емкостями для рисования.
На втором этапе мы познакомили детей с техникой, материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, нами были разработаны игры-экспериментирования, с помощью которых мы познакомились со свойствами различных красок. Для рисования по воде мы взяли акриловые краски, разбавленные водой до жидкого состояния.
Помимо красок в технике Эбру применяется основа, которая состоит из воды с загустителем, на поверхности которой и рисуются узоры. Проведенные нами эксперименты с обычной водой показали, что в ней краски растворяются, а в клейстере из крахмала и воды нет, что и позволяет узор переносить на бумагу.
В итоге, выяснив все свойства красок и воды в качестве основы для рисования в технике Эбру, мы приступили непосредственно к рисованию.
Для этого ребенку необходимо нанести небольшое количество краски на кисть. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Дети выполняли рисунок на поверхности воды, используя деревянные палочки, гребешки, перья.
Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя спицей по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: «Определи, на что это похоже», « Угадай, что здесь нарисовано» и т. д.
Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.
Необычные способы рисования так увлекли детей, что, образно говоря, в группе разгорелось настоящее пламя творчества. Благодаря этому ребятам захотелось не только показать умения родителям, но и научить, своих близких рисовать бесподобным образом. Когда накопилось достаточное количество работ, мы сделали выставку и оформили альбомы юных художников, устроили мастер классы для педагогов из других групп и их воспитанников. А как приятно слышать восторженные отзывы о детских рисунках! Как приятно видеть как дети гордятся своими успехами и обретают веру в собственные силы и возможности!
Наблюдения за детьми позволили зафиксировать улучшения в эмоциональной сфере: повышение настроения, изменение в лучшую сторону отношения к себе и окружающим, снижение тревожности, повышение самооценки.
Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру - терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и успешно интегрируется социальном в обществе.
Литература
- Медведева, Е. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.
- Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65
- Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми.
Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьмию.Арт-терапевтическая работа с детьми одна из форм психодогического сопрорвождения, позволяющая решать комплекс...
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития речевых и творческих навыков дошкольников»
Моя технология связана с творчеством Эбру. Цель применения инновационной технологии в моей работе с детьми – это развитие речевых и творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе творч...
«Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, ...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
В связи с введением ФОП в дошкольное образование можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые формы образовательного процесса и изменить его содержание. В современных условиях раз...