Семинар «Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ»
консультация (младшая группа)
Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2. Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок
3. Способствовать творческому поиску
4. Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_vystuplenie.doc | 731.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Специфика организации прогулки
с детьми раннего возраста в ДОУ»
Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2. Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок
3. Способствовать творческому поиску
4. Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО
Предварительная работа:
- Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства прогулки.
- Разработка сценария семинара
Ход семинара
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча будет посвящена прогулке и ее значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья
(Участники выполняют задание)
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка — это обязательный элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.
Одна из главных задач ФГОС ДО «Орана и укрепление здоровья физического и психического»
"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»
Георгий Нестерович Сперанский (советский педиатр)
Давайте представим себя в роли администрации…., родителей….., воспитателей, детей…… И ответим на вопрос…. «Что ждем от прогулки? Каковы наши требования к прогулке?»
В сан.пин Из Главы XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом
воспитания и обучения. Запретом для прогулок является распоряжения со стороны администрации и МЧС. (Неблагоприятные метеоусловия, скользко, шквалистый ветер, ЧСитуации (метеорит) )
Требования к одежде:
- В летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы.
- В уголок для родителей следует поместить рекомендации по закаливанию, соответствующие возрасту детей и времени года. Призывайте родителей не перегревать ребенка, одевать детей в соответствии с погодными условиями.
Требования безопасности при организации
прогулок на участке детского сада
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию
участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со
своей должностной инструкцией.
Запрещается:
∙ Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
∙ Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные
игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно
возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский
персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости
организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Рассмотрим структурные компоненты прогулки
- Подготовительный этап
- прогулка
- завершающий этап.
I этап. Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение
гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени, и
чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо
продумать и создать соответствующие условия. Одевать и раздевать детей при
подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в
которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками
самообслуживания;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй
подгруппой и выводит детей в приемную;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник
воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на
участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со
второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в
определенной последовательности. Когда у детей выработаются навыки одевания
и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только
помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.).
Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не
забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее
содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа
о том, чем они будут заниматься.
Формы, методы, приемы , которые можно использовать: Ситуативный разговор, похвала, положительная оценка, поощрение.
II этап - Прогулка.
Виды прогулок:
Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.
Структура прогулки:
1. Наблюдение. Дидактические игры.
2. Подвижные игры: 2 игры большой подвижности, 1 игра малой и средней
подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может
варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились
на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного
напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры,
пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или
музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной
игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки в младшем возрасте длится от 7 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее
планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения
можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными
малышами. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны
предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
∙ Живая природа: растения и животные;
∙ Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь,
снег, текущие ручьи);
∙ Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.)
организуются 1-2 раза в квартал.
Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи с помощью проблемной ситуации)
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны,
занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты,
Виды дидактических игр:
∙ Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
∙ Словесные игры.
Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а
может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик»,
«Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д.
Проводят их со всей группой либо с частью ее.
2- ой структурный компонент - Подвижные игры:
Подвижные игры делятся на:
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные
дни целесообразно заканчивать прогулку играми малой подвижности. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце
утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся
перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна,
увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
В Младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные,
которых следует вовлекать в подвижные игры. Каждая игра начинается с выбора водящего. В младшем возрасте водящего назначает воспитатель. Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети
дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения
правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры
большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда
дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры,
требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок,
какого — либо текста.
3 компонент индивидуальная работа:
- в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей;
- с этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
4 компонент трудовая деятельность
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке.
Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и
разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем
возрасте
Формами организации труда детей являются:
∙ Индивидуальные трудовые поручения;
∙ Работа в группах;
∙ Коллективный труд.
Воспитатель привлекает детей к:
- сбору игрушек
- оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки
- уходу за растениями и т.д.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения
одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются
умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща
планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из
одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в
кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей.
Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом».
5 компонент – самостоятельная деятельность
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов самостоятельной детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки!!!
III этап Возвращение с прогулки
Задачи:
Развивать умения спокойно заходить в помещение, придерживать дверь, самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафчик, приводить в порядок. Формировать правила необходимости располагать обувь и одежду для сушки, обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам.
Формировать привычку посещать туалетную комнату, закреплять навыки поведения в туалетной комнате приводить свой внешний вид в порядок.
Формы и методы:
Напоминание, положительная оценка, поощрение.
Конспект проведения прогулки во 2 младшей группе
Тема «Весеннее путешествие»
Цель: Познакомиться с сезонными изменениями в природе
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе родного края.
2. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к своей малой Родине.
Образовательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях.
2. обобщить и систематизировать знания детей о деревьях, птицах.
Развивающие:
1. Развивать бережное отношение к окружающему.
2. Развивать внимание, память.
3. Активизировать словарный запас детей.
Словарная работа: ствол, корень, листва, пасмурно, солнечно, перелётные птицы, тополь, береза.
Предварительная работа с детьми: изготовление кормушки; изготовление альбома «Времена года»; просмотр слайдов об сезонных изменениях; разучивание стихотворений о весне, «Весна» Плещеева, «. Рисование «солнышко», разучивание игр. Провели развлечение «Весна идет». Изготовление поделок родителей вместе с детьми «Солнышко».
Методические приемы: показ, объяснение, художественное слово, рассмотрение, игровые приемы.
Наглядный материал, оборудование: корзинка , кормушка, колокольчик, зонт, ведра, лопатки, грабли, руль, палочки для рисования.
Структура прогулки:
Вводная часть:
Эмоциональный настрой, мотивация предстоящей деятельности при помощи сюрпризного момента, появление Веснянки.
Основная часть:
1. Беседа о весне.
2. Стихотворение Плещеева «Весна».
3. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
4. Беседа о дереве берёза (части дерева) .
5. Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги».
6. Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
7. Трудовая деятельность «Кормление птиц».
8. Закрепление цвета (желтый, зеленый) .
9. Трудовая деятельность сбор веточек.
10. Индивидуальная работа рисование палочкой на песке.
Итог прогулки
Обобщение действий
Ход прогулки:
Воспитатель построила детей друг за другом и предложила поехать на машине гулять, дети поют песню:
I куплет
В машине, в машине
Шофер сидит
Машина, машина
Гудит, гудит:
Би-би-би, би-би-би.
II куплет
Вот поле, вот речка
Вот лес густой,
Приехали дети
Машина стой
Би-би-би, би-би-би.
Наблюдение и беседа:
На участке детей воспитатель переодевается в костюм Веснянки.
Воспитатель: Здравствуйте ребята Я-Веснянка, пришла погулять с вами. А вы знаете какое сейчас время года?
Дети – весна.
Воспитатель: А какие признаки весны вы знаете?
Дети – трава зеленеет, птицы поют, появляются зеленые листочки, тепло, солнечно.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик» (Воспитатель берет в руки зонт и проводит игру)
Раздается звук колокольчика и дети подходят воспитателю, он загадывает загадку:
Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкин стан
Белый сарафан
Дети – берёза.
Воспитатель: Что есть у берёзы?
Дети – ствол, ветки, листья, корень.
Воспитатель: Какого цвета ствол, листья?
Дети – ствол белого цвета, листья жёлтого и зелёного цвета.
Воспитатель знакомит детей с названием нового дерева: Тополь и предлагает игру «Раз, два, три – к дереву беги».
После игры, чтобы восстановить дыхание проводится физминутка:
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше
II Воспитатель показывает детям кормушку и спрашивает у детей
- Что это?
Дети – кормушка.
Воспитатель: Для чего нужна кормушка?
Дети – чтобы подкармливать птиц зимой.
Воспитатель: давайте насыпим хлебные крошки в кормушку и повесим её на дерево.
Воспитатель: Ребята я (весна) пришла к вам не с пустыми руками, я принесла вам в подарок листочки.
(Воспитатель раздает детям листочки закрепляя их цвет: жёлтый, зелёный индивидуально с каждым)
Воспитатель предлагает собрать жёлтые и зеленые листочки с песка в ведёрочки с помощью лопаток и грабель. (Трудовая деятельность) .
Воспитатель предлагает на песке нарисовать солнышко и раздает им разноцветные палочки. Дети с удовольствие рисуют на влажном песке.
Воспитатель: Ребята вам понравилось гулять со мной?
Дети –да.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось гулять с вами, а чем мы на прогулке занимались?
Ответы детей:
- Называли признаки весны
- Вешали кормушку
- Отгадывали загадку
- Рисовали палочками
- Собирали листья, веточки
В завершении нашего семинара предлагаем вам памятки. Желаем вам успехов и терпения! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация с детьми раннего возраста.
Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша, поэтому жизнь ребенка с момента поступления в 1 младшую группу приобретает новое содержание, дети постепенно включаются в систематическую...
Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.
I. СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ. Во время проведения режимных процессов не...
Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ. Во время проведения режимных процессов необходим...
Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ
quot;День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» Г.А. СперанскийОсобенности организации двигательной активности в зимний период:...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Специфика организации работы с детьми раннего возраста»
laquo;Специфика организации работы с детьми раннего возраста»Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас всех сегодня видеть. Надеемся, что мы интересно и полезно проведем здесь время. Сегодня ...
Консультация для молодого специалиста: "Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ"
Структура прогулки в детском саду для молодых воспитателей....