ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ
статья

Храмцова Мария Леонидовна

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
 Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

 

 

  1. СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.

 

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.

ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКОВ:

• воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться.

• помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

 

 

  1. ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ.

 

• Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.

• Одевание детей нужно организовать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы дети недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.

 

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня.

 • Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.

 

Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда всем детям одновременно надевают сначала рейтузы, штаны, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь куртки. Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке.

 

Воспитатель берет на себя для одевания медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;

• Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания) сформировались быстрее.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Однако малыши не могут самостоятельно использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Воспитатель должен методически правильно руководить их деятельностью.

 

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель.

• В целях охраны жизни и здоровья детей, перед прогулкой воспитатель внимательно осматривает весь участок: на исправность оборудования и отсутствие опасных предметов.

 

• Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.

 

• На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.

 

• Достаточное количество игрового материала делают прогулку  насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.

 

• Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

 

• Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

 

Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

 

• Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

 

• Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети помогают воспитателю собирать игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги

 

 

 

 

 

Самостоятельная деятельность детей на прогулке

 

Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. Она осуществляется под контролем и руководством педагога. Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В раннем возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

 

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:

- обеспечивать им полную безопасность;

- научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;

- осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.

- следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали.

Запрещается:

• Оставлять детей одних, без присмотра.

• Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

• О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, и привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitatelya_progulka_ranniy_vozrast.docx91.18 КБ

Предварительный просмотр:

https://zelenina-ekaterina.1c-umi.ru/images/cms/data/93086951.png

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

  1. СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.

ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКОВ: 

• воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться.

• помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

  1. ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ.

• Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.

• Одевание детей нужно организовать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы дети недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня.

 • Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.

Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда всем детям одновременно надевают сначала рейтузы, штаны, обувь, кофты, шапки и в последнюю очередь куртки. Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке.

Воспитатель берет на себя для одевания медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;

• Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания) сформировались быстрее.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Однако малыши не могут самостоятельно использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Воспитатель должен методически правильно руководить их деятельностью.

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель.

• В целях охраны жизни и здоровья детей, перед прогулкой воспитатель внимательно осматривает весь участок: на исправность оборудования и отсутствие опасных предметов.

• Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.

• На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.

• Достаточное количество игрового материала делают прогулку  насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.

• Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

• Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

• Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

• Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети помогают воспитателю собирать игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги

Самостоятельная деятельность детей на прогулке

Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. Она осуществляется под контролем и руководством педагога. Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В раннем возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:

- обеспечивать им полную безопасность;

- научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;

- осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.

- следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали.

Запрещается:

• Оставлять детей одних, без присмотра.

• Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

• О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, и привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста....

Методика организации наблюдений с детьми раннего возраста на прогулке.

В материале представлены содержание и организационно-методические формы проведения наблюдений с детьми раннего возраста....

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.

I.                  СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.  Во время проведения режимных процессов не...

Семинар «Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.Задачи: 1. Совершенствовать педагогическое...

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

quot;День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» Г.А. СперанскийОсобенности организации двигательной активности в зимний период:...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....