Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описаны технологии,методы и приемы игры с младшими дошкольниками на музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
endovitskaya_i.v._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 18.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ендовицкая Ирина Владимировна
Музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №34
Статья.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду.
Дошкольное детство-период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды. Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно эта проблема становится приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Как и многие педагоги, я в своей работе стараюсь применять новые методы и приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создавать благоприятные условия для их внедрения, основываясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и на его состояние здоровья.
Музыка для ребенка –не только мир радостных переживаний, но и также одно из средств физического развития детей. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Ведь с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья. Таким детям необходима помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого средства, как музыка. Ведь именно музыка воспринимается слуховым рецептором, она воздействует не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека.
После многочисленных исследований была доказана необходимость формирования музыкальных способностей, начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои таланты в будущем. Так как каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нём навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния внутреннего мира с миром внешним. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее его развитие. Возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления и даже красивой осанки. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
У меня возник вопрос, как же организовать музыкальное занятие так, чтобы детям всегда было не только интересно, чтобы они не только научились слышать, видеть, понимать музыку, сочинять, импровизировать, но и укрепляли психическое и физическое здоровье в образовательной деятельности.
Всем известно, что лучше всего дети дошкольного возраста воспринимают информацию в игровой форме. При этом игры имеют множество функций. Именно поэтому я решила применять здоровьесберегающие технологии в игровой форме во всех видах деятельности. Они помогают обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Все методы понятны и доступны, делают процесс обучения живым, интересным, а главное - результативным. Эти приёмы эффективны не только на музыкальных занятиях, но и в совместной и индивидуальной деятельности, на развлечениях и в повседневной жизни ребенка.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ- музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Виды занятий – индивидуальные, групповые, фронтальные.
По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. Использование здоровьесберегающих технологий дает возможность разнообразить с пользой для здоровья детей привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности ребенка.
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
В соответствии с ФГОС, все здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода, с учетом инициативы и интересов ребёнка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Валеологические песенки-распевки. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок – распевок. Любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой.
2. Дыхательная гимнастик. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
3. Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Игровой массаж. Нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.
5. Пальчиковые игры. Позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
6. Речевые игры. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом. В начале занятия использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить или успокоить, в зависимости от психического и физического состояния детей перед занятием). Валеологическая песенка с самомассажем головы «Доброе утро!».
7. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения. Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
8. Слушание музыки (активное и пассивное). Во время слушания или пения применяю в качестве физ.минуток пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Желательно, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением.
9. Пение. Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
∙ укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
∙ тренировка силы вдоха и выдоха;
∙ развитие продолжительности выдоха. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Упражнения на формирование диафрагматического дыхания: "Пузырь","Паучок".
10. Речевые игры. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Распевки. Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей – воробей». В начале используется одна прибаутка, т. е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.
11. Ритмопластика. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Упражнения на ритмопластику проводятся в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией.
Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени – 1–2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья и их эмоционального благополучия. Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду
Выступление на педсовете, как и какие игры и упражнения по здоровьесбережению можно использовать на музыкальных занятиях в ДОУ...
Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду
В соответствии с ФГОС, оздоровление ребёнка-дошкольника и культивироавние здорового образа жизни являются приоритетными задачами. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению здоровь...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом и индиви...
Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду"
Проект направлен на организацию оздоровительной работы на музыкальных занятиях, сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. проект долгосрочный, расчитан на 1 год, где в...
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду.
В нашем детском саду мною проводится музыкально-оздоровительная работа, направленная на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью ...