Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр
статья (младшая группа)
Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 61.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр
Ученые – нейробиологи и психологи , занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи
. Дети у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг , особенно те его отделы , которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.
Развитие моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика , но с ним не буду разговаривать , то и печь малыша будет недостаточна развита. То есть необходима развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами и просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки , которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому , развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками , где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности :
- игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых)
- игры, где требуется что – то брать или вытаскивать , сжимать – разжимать , выливать – наливать , насыпать – высыпать , проталкивать в отверстия и.т.д.
- рисование карандашом (фломастером, кистью и.т.д)
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и.т.д.
Мелкую моторику рук развивают так же физические упражнения . Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и.т.д.) Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша , развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть ,лучше осваивает упражнения , направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая моторику рук , нужно не забывать о том , что у малыша две руки . Старайтесь все упражнения дублировать : выполнять правой рукой , и левой . Развивая правую руку , развиваем развитие левого полушария мозга. И наоборот , развивая левую руку , мы стимулируем развитие правого полушария.
Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – ориентировано на изучение языка , математики , анализ , изучение языков . А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам .при таком подходе правое полушарие , образно говоря , атрофируется из – за неиспользования .кроме того , большая часть людей с младенчества активно пользуется правой рукой , игнорируя левую , что тоже создает перекос в сторону левого полушария . Замечено , что левши, более творческие люди , поскольку у них достаточно хорошо развитию правое полушарие, лучше чем у сверстников.
Пальчиковые игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.
Пароход
Две ладошки прижму, (ладошки в виде кораблика)
И по морю поплыву. (ладошки качаются на волнах)
Две ладошки друзья, (ладошки в виде кораблика)
Друг без друга им нельзя. (ладошки качаются на волнах)
Паруса подниму, (поднять руки вверх)
И по морю поплыву. (ладошки по волнам)
А по бурным волнам Плывут рыбки (вращение руками – мотор)
Тут и там. (правая рука в сторону, левая в сторону).
Салат
Мы капусту рубим, (ребром правой ладошки бьём по ладошки левой руки)
Мы морковку трём, (кулачком правой руки трём о ладошку левой)
Мы капусту солим, (кончиками пальцев солим)
Мы капусту мнём. (левая рука жмёт правую).
Цветок
Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит Лепестки колышет (движение пальцами)
Наши красные цветки Закрывают лепестки (ладошка закрывается)
Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щек
Музыкальные пальчиковые игры
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)
Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)
Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
Действия аналогичны первоначальным. (1)
«ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрстка везде
«Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять
(выбрасывать пальчики из кулачка),
Вышли пальцы танцевать
(свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс
(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),
Указательный - в припляс
(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),
Средний пальчик - поклонился
(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),
Безымянный – притаился
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ с карандашами
. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Подъемный кран
Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем
положи карандаш не край стола . Попробуй поднять его подцепив снизу одним пальцем. а теперь выполни это упражнение другими пальчиками
Карандашик поднимаю
Крепко пальцем прижимаю
вертолет
Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.
возьми тонкий , длинны карандаш и покрути его. Пусть он вращается быстро – быстро как винт вертолета
Отправляется полет
Наш красавец вертолет
Качалочка
Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве Прокати карандаш между пальчиками постарайся его не уронить .
Карандаш не отдыхает
Между пальцами гуляет.
Су-Джок терапия
Массажный шарик Су-Джок позволяют воздействовать на зоны и точки соответствия каким-либо органам, расположенные не только на пальцах, но и на ладонях.
Массаж пальцев Су-Джок шариком оказывает благотворное влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус. Таким образом, подобный массаж обеспечивает не только механическую стимуляцию, но и коррекцию энергетического состояния.
Су - джок - не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.
Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:
Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Текст сказки:
Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку ( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку ( ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много…как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
повышают общий уровень организации мышления ребенка.
Использованная литература :
- Пальчиковые игры. Раннее развитие. Л. Данилова.
- Су – джок терапия для всех / Ольга Платонова
- Е. Пименова «Пальчиковые игры».
- Е. Шмелева. «Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет»
- При подготовке были использованные ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр!
Формирование у детей представления о лесном жителе еже,его внешнем виде,образе жизни,питании....
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второги и третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной ...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...