Консультация для педагогов «Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ»
консультация (старшая группа)
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?
Ссылка на презентацию "Песочная терапия" :https://cloud.mail.ru/public/ntgy/yinzjBd1F
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_pes_terapiya.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14» г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов
«Игры с песком как одно из средств
успешной социализации детей
дошкольного возраста с ОВЗ»
Выполнил:
учитель-дефектолог
Якунина Н.П.
г.Туймазы, ноябрь 2021г.
Дети, жившие 20 – 30 лет назад жили в совершенно других социокультурных условиях, чем живут сейчас современные дети.
Чрезвычайная занятость родителей, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.
Проблема социализации - вхождения личности в социальную среду, особо актуальна в современной педагогической и коррекционной практике.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования огромная роль уделяется обогащению личностного развития детей в процессе общения и взаимодействия их со сверстниками и взрослыми. Речь идет о формировании навыков социализации дошкольников с ОВЗ как умения взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивая свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Целью социализации является освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений. Анализ педагогической и коррекционной литературы по проблеме социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ позволяет выделить основные ее компоненты: эмоциональное благополучие ребенка, положительное отношение к окружающим людям, коммуникативная компетентность дошкольника, развитие социальных навыков детей, эффективных отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.
Ни для кого не секрет, что основные правила поведения в социуме, тип взаимоотношения со сверстниками, взрослыми устанавливается именно в дошкольном возрасте, формируя тем самым характер человека, его ценностно-моральную сторону как растущей личности и как гражданина в целом. Недостаточное внимание к растущему поколению чревато: все чаще педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с демонстрацией неуважительного отношения к окружающим, фамильярным и развязным поведением, потребительским отношением и ощущением вседозволенности.
В дошкольном возрасте дети устанавливают нормы поведения в обществе, однако процесс социализации у многих протекает нелегко. Наблюдения показывают, что до трети воспитанников в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, особенно ребенка с ОВЗ, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание игр, межличностных отношений, определяет его не высокий социальный статус в группе сверстников. Сетование на отсутствие друзей в группе нередкое явление среди детей дошкольного возраста, где около половины детей не имеют друзей, что вынуждает их к одиночной игре и/или частым жалобам на нежелание других включить их в совместную игру. Проявление конфликтности и неумение договориться в совместной игре - основные черты таких детей, и, не смотря на стремление играть вместе с другими, им с трудом удается налаживать дружеские и игровые отношения, потому как часто сорятся, и, как результат, - игра в одиночестве.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью социализации дошкольников с ОВЗ и недостаточными условиями для успешного развития социально-коммуникавной сферы дошкольников.
Что же может послужить мощным инструментом развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ?
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, даст ощущение разнообразия и близости друзей, избавит от внутренних конфликтов и страхов? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, чем песочная игра.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Детство! Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему свой жизненный опыт.
Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Именно поэтому в настоящее время значительно возрос интерес педагогов к занятиям с использованием песочной терапии. И это не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка с ОВЗ и его спонтанной «самотерапии» известен с давних времен.
Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом.
Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Ловенфельд, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми. Она придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком, так родилась «техника построения мира». Началом использования песка в психокоррекционной практике принято считать конец 1920-х годов. Но сам принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом. Юнгианская песочная терапия была доработана швейцарским детским терапевтом Дорой Кальфф. Благодаря ее работам песочная терапия была представлена в качестве составной части метода «социализации». Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка. В 1980г. вышла ее книга « Сандплэй». Этот труд явился теоретической основой песочной терапии уже в наше время.
Так в чем же сила песка? Песок обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:
• песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент; • песок - демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;
• песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца; • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды; • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Строя картинки из песка, придумывая разные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Какое же влияние оказывает на ребёнка песочная игра? Известные педагоги отмечают, что игры с песком ненавязчиво, исподволь настраивают детей на постижение моральных истин добра и зла, строят гармоничный образ мира.
Для каждого возраста характерны свои особенности игры с песком Малышам от года до двух лет нравится процесс высыпания песка. Дети 2-4 лет предпочитают что-нибудь закапывать и раскапывать в песке.
В возрасте от 5 до 7 лет ребятишки создают устойчивые формы – выпуклости, вогнутости, линии, а также рисунки. С 8 лет детишки строят сооружения различной сложности – замки, пещеры, крепости и города.
Еще одним эффективным методом решения задач социализации детей дошкольного возраста является использование кинетического песка. Податливость песка будит в детях желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок в песочнице сравним с созидателем: один жизненный сюжет меняет другой, все приходит и все уходит, но нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое.
Кинетический песок представляет собой «живой» песок для детей – это удивительно нежная, пластичная и в то же время сыпучая масса. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. Поэтому, дотрагиваясь до него, дети испытывают приятные тактильные ощущения, успокаиваются и расслабляются.
Кинетический песок похож на тесто для лепки, но не липнет к рукам. Его можно скатать в шар и разрезать на части, на нём можно рисовать, оставляя отпечатки; в него можно просто погружать руки, ощущать, как он струится между пальцами. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
При работе с любым песком существуют единые требования для педагогов. Избегать критики по поводу фантазий и чувств ребенка, даже, если его герои устраивают бесконечные побоища и методично сажают друг друга в темницу. Композиции на песке не могут быть правильными или неправильными. Ведь они создаются не для красоты, а для самовыражения. Некоторое время взрослый может побыть просто наблюдателем, задавать вопросы: «Что это? Что он делает в этом месте песочницы? Что с ним случилось? С кем он дружит и что любит? Чего боится? Кто ему может помочь?» Не рекомендуется трогать фигурки, которые разместил в песочнице ребенок, пока он сам не предложит это сделать.
Противопоказания. Единственным противопоказанием для ребенка является наличие аллергической реакции на песок.
Как должен вести себя педагог, использующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться.
Песочница прекрасный посредник для установления контакта . Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между детьми.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня
психического напряжения детей. Это ведет к сокращению сроков психофизической социализации.
3. В песочнице, взаимодействуя со сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Песок становится для ребенка проводником в освоении умений,
навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Принципы песочной терапии * Основной принцип игр на песке - это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и необходимость максимально поощрять фантазию и творческий подход.
* Принцип - реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.
* Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.
* Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
* Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.
Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Песочная терапия – это, по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со - сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего плана, так и внешнего – в этом проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную социальную жизнь. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.
Метод песочной терапии помогает педагогу в игровой форме дать ребенку модели поведения в обществе, показать основные ориентиры, социальные и нравственные. Командная работа детей с песком дает возможность педагогу вовремя распознавать конфликты между ними, помочь их решить в игровой форме, научить взаимодействовать и согласовывать свои действия.
Возьмем, к примеру, распространенную ситуацию. Практически в каждой группе есть «проблемный» ребенок – он дерется, капризничает, не слушает ни педагога, ни родителей, конфликтует с детьми. Ребенок воспринимает мир негативно, все воспитательные меры и попытки пойти на контакт, встречаются в штыки. Чем больше усиливается натиск со стороны взрослых – тем большее отторжение это вызывает. Чаще всего, ребенок просто не знает, как поступить в той или иной ситуации, и не имеет четкого алгоритма поведения. И поэтому, потерявшись, отвечает единственной возможной для него реакцией – агрессией. Необходим мягкий и осторожный подход к решению этой проблемы. Как раз здесь и пригождается песочная терапия.
Сама по себе игра с песком для ребенка привычна. Мягкий, струящийся материал убирает стресс и помогает ему расслабиться. Педагогу не приходится «давить» на ребенка, пытаясь найти первопричину его поведения. Он сам в процессе рисования заостряет внимание на том, что его волнует – такова работа подсознания. Моделируя ситуацию на песочном столе, педагог мягко направляет ребенка в сторону правильного решения конфликта, дает «точку опоры». Увидев положительное решение своей проблемы в игре, малыш переносит накопленный опыт уже в реальную жизнь.
Аналогично происходит решение конфликтов и в групповой работе. Обычно дети задирают друг друга, не понимая, как правильно себя вести, не умея договариваться и строить межличностные отношения.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Он является той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.
В заключении, хочется отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности. Организуя работу с песком, выполняя с детьми незатейливые упражнения в песочнице, мы стабилизируем их эмоциональное состояние. Но главное – ребенок учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков социализации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста
В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-
Одной из актуальных проблем в педагогике и мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, ...
Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....
Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей"
Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей...
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как программа успешной социализации детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов «Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, даст ощущение разнообразия и близости друзей, избавит от внутренних конфликтов и страхов? Да, есть т...