" Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми c нарушением зрения ".
методическая разработка (старшая группа)
" Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми c нарушением зрения ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_ispolzuemye_v_rabote_s_detmi.docx | 355.26 КБ |
Предварительный просмотр:
" Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми c нарушением зрения ".
Использование здоровье-сберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
В практике детского сада редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 20%-дефицит массы тела, 50%-хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Цели использования здоровьесберегающих технологий:
- сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
- укрепление психического и физического здоровья дошкольников.
Задачи здоровьесберегающей технологий:
1. Создание условий для полноценного и всестороннего развития детей на базе педагогических охранительных режимов, совершенствования предметно-развивающей среды.
2. Укрепление жизнеспособности детского организма через привитие культуры здоровья, укрепляющих потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
3. Формирование представлений у детей о глазах и способах сохранения зрения.
4. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
Участники проекта:
Дети с нарушением зрения, воспитатель, родители, музыкальный руководитель, педагог-психолог, тифлопедагог.
Рабочий план реализации проекта:
По времени проведения: в течение года.
По доминирующей в проектной деятельности: коррекционно-развивающий.
Учителю-дефектологу, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только зрительный дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Не случайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной. С целью оказания детям компетентной помощи в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия по следующим направлениям:
лечебно-оздоровительная работа
психолого-педагогическая коррекция
Что же нужно знать, воспитателю, начиная работать с детьми, у которых имеются различные нарушения зрения:
У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие,
амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и
контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение
поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия
пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения
приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне
зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных
представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-
образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного
зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных
функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной
работоспособности и др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально
видящих ровесников по темпу и качеству психического и интеллектуального
развития.
Признаки зрительных отклонений у детей:
Близорукость, или миопия. Начальным признаком близорукости является то, что ребенок, плохо, как в "тумане", видит предметы, объекты в дали. Ни родители, ни воспитатель не знают этого: дети же жалуются. Воспитатель должен обратить внимание на следующее: ребенок старается сесть поближе к доске или экрану телевизора; наклоняет голову к рабочей поверхности, ближе допустимой нормы, в норме это расстояние измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска; затем у него появляется привычка прищуриваться при рассматривании объектов, находящихся вдали.
При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена: при чтении, рисовании, лепке появляются "нечеткость", "неясность", буквы "сливаются" поэтому ребенок старается сесть подальше от телевизора, отодвигает от себя лист бумаги и т.д.,
Амблиопия иначе называется "ленивый глаз" и характеризуется снижение зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, читает, конструирует, повернув несколько голову набок, стараясь задействовать лучше видящий глаз. Именно на это воспитатель и должен обратить внимание и направить, ребенка к окулисту.
Косоглазие, отклонение глазного яблока в ту или иную сторону, может быть паралитическим и содружественным. При паралитическом косоглазии отмечается неподвижность или ограничение глаза. У детей чаще встречается содружественное косоглазие: сходящееся - глаз отклоняется к носу и расходящееся - глаз отклоняется к виску.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа.
Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия, создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей. Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти, место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз, т.е. при разных зрительных возможностях ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям с низкой остротой зрения предлагают подойти поближе для рассматривания объекта, не торопиться при рассматривании изображений.
Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателями основных зрительных функций ребенка острота зрения, поле зрения и зрительной патологии близорукость, амблиопия и т.д.
При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета: помидор- красный, огурец-зеленый, репка-желтая и т.д. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает, из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия "прошлого опыта".
При работе с сюжетными изображениями для отдельных детей с низкой остротой зрения следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета.
Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитатель должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта и указку.
Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной: в зависимости от вида косоглазия: при расходящемся косоглазии - горизонтальная, при близорукости, глаукоме - вертикальная, при дальнозоркости - горизонтальная. Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т.д.
У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала. Каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. Для ребенка с близорукостью не показана работа, связанная с необходимостью различать мелкие детали. Ребенку с косоглазием, наоборот рекомендуются и мелкие мозаики, конструкторы, лабиринты, размельчение картинок по разным и одинаковым деталям, ребусы и т.д. Ребенок с близорукостью легче будет воспринимать наглядность на доске.
При чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка. Для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от типа косоглазия сходящее или расходящееся. В процессе занятий изобразительной деятельностью дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры.
Обязательное частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз.
Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза.
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику. Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами.
Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре “Что в коробочке?”, “Чудесный мешочек”, “Угадай на вкус и запах”, “Разложи отдельно”, “Сказочная полянка” дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения.
Известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Детей мы учим через игру нанизывать бусы разного размера на нитку, на проволоку разной толщины, работать с контурами изображений, рисовать по точкам, дорисовывать изображения, рисовать крупой, выкладывать рисунки из различных предметов, конструировать из крупного и мелкого конструктора, что способствует развитию остроты зрения, коррекции зрительного восприятия и развивает воображение. В этой работе обязателен индивидуальный подход.
Детям со значительно ослабленным зрением предлагаем для работы крупные предметы с большими отверстиями, крупный цветной конструктор, движущиеся предметы. В решении этих задач так же помогают игры с природным и бросовым материалом “Разноцветные крышечки”, “Угадай на ощупь”, “Проложи дорожку для зайки”, “Ниткопись”, “Укрась божью коровку”.
Развивать координацию движений помогают плетение ковриков, работа с бумагой и с пуговицами, прищепками. Ребятам дошкольного возраста нравится выполнять задания для сказочных героев, работать под музыку.
Ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводим двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаем гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки.
Чрезвычайно важно для сохранения зрения правильно организовать физкультминутки и перерывы, следить, чтобы дети носили очки, окклюдеры.
Здоровьесберегающие компоненты:
1. Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного.
Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.
2. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.
На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху вниз, при этом можно использовать лазерную указку.
3. Метка на стекле (по Аветисову)
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости.
4. Пальминг
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок.
5. Развитие общей моторики.
Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.
6. Су Джок терапия.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.
Оснащение ортоптического кабинета.
В дошкольном учреждении произведено оснащение материально-технической базы современным офтальмологическим оборудованием. Для восстановления зрения ортоптический кабинет пополнен офтальмологическими аппаратами: Синоптофор, Монобиноскоп МБС-2, АМО-АТОС с приставкой Амблио-1 для лечения и диагностики амблиопии и косоглазия. Аппарат АМО-АТОС с приставкой Амблио-1 предназначен для лечения амблиопии любой этиологии и спазма аккомодации, с использованием бегущего магнитного поля. Аппарат вакуумного пневмомассажа используется для лечения прогрессирующей близорукости, амблиопии.В очки мини-барокамеры подается переменный вакуум. Лечебное действие аппарата: уменьшение спазма сосудов, улучшение периферического кровообращения. Аппарат “Мускултренер” предназначен для проведения тренировочных упражнений, с целью подвижности глаз, лечения сходящегося и расходящегося косоглазия.
Заключение:
Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений; нормализуется речевое дыхание; улучшается ритмико-интонационная сторона речи; повышается речевая активность детей; повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.
Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, способствует качественному обучение, развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Список литературы
1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»,
под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV
вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада.
Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: 2003
3. Базарный В. Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. -Новосибирск: Наука,
1991. 54 с.
4. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей
образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении
// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
5. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.
8. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства
//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
Приложение № 1
Анкета для педагогов
Интересуетесь ли Вы состоянием зрения детей, с которыми Вы работаете?
Да
Нет
Какой вид деятельности на занятии, на Ваш взгляд, наиболее утомителен для
детского зрения?
Чтение
Работа с чертежом
Шитье
Работа с мелкими деталями
Выпиливание детали
Ваш вариант ответа ________________________________________
Что Вы делаете, для предотвращения утомления глаз детей на занятии?
Меняю вид деятельности
Провожу гимнастику для глаз
Ничего не делаю
Ваш вариант ответа ________________________________________
Какие методы являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными в целях
профилактики нарушения зрения у детей?
Беседы
Гимнастика
Личный пример педагога
Наглядность
Какую помощь в организации своей деятельности по профилактике нарушения
зрения у детей Вы хотели бы получить от методической службы Центра?
методического характера (сценарии, тематические подборки, разработки
консультативного характера
аналитического характера (анкета, алгоритм анализа занятия, диагностика
результатов деятельности)
Приложение № 2
Комплексы игровых упражнений для глаз детей дошкольного возраста
Игровое упражнение «Чьи глаза тебе помогут?» (рекомендую проводить после беседы «Чем отличается зрение животных от зрения человека»)
Цель: закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов
Описание игры. Воспитатель предлагает ребенку ситуацию (пройди по темной
пещере, посчитай бисер, достань с морского дна жемчужину и т.п.), для
решения проблемы он имеет право «использовать» глаза любого животного.
Игровое упражнение «Вижу я, видишь ты».
Цель: активизировать внимание детей на индивидуальных особенностях
зрительного восприятия.
Описание игры. Детям предлагается ряд картинок для выявления индивидуальных особенностей восприятия (молодая или старая женщина, заяц
или утка и т. п.)
Игровое упражнение на развитие глазомера.
Цели: развивать глазомер детей; учить соотносить величину предметов, длину отрезков и т.п.
Описание игры. Детям предлагается выполнить ряд заданий (одновременно могут выполнять несколько детей):
- пометь карандашом центр круга;
- раздели прямоугольник пополам;
- проведи линию такой же длины;
- отрежь полоску такого же размера;
- выложи такую же фигуру.
Затем педагог помогает проверить, насколько верно и точно выполнено задание и по необходимости дает рекомендации.
Игровое упражнение "Рисование носом"
Цель: укрепить глазные мышцы.
Описание игры: Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Приложение № 3
Глазная гимнастика для детей дошкольного возраста
1."Снежинки"
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
2.«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазами.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
3.«Закрываем мы глаза…»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
4. Бег по дорожкам.
Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх-вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.
5. "Ветер"
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише...
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
Приложение № 4
Опыты для детей дошкольного возраста
Опыт № 1.
Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.
Описание. Детям предлагается рассмотреть зрачки друг у друга сначала в освещенной комнате, а потом задергивают шторы чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света, в течении нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать предметы в сумерках. Педагог подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут различить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток-палочек.
Опыт № 2. "Слепое пятнышко" в глазу (опыт Мариотта).
Цель: показать, что при попадании изображения на «слепое пятно» человек перестает видеть данное изображение.
Описание.
Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крестик в левом углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой.Держите рисунок на расстоянии 30 см от глаза. Медленно приближайте рисунок к глазу, не прекращая смотреть на крестик. Непременно наступит момент, когда чёрный круг справа бесследно исчезнет, хотя обе окружности будут отчётливо видны.
Опыт №3. «Дырка в рукаве».
Цель: развитие объемного зрения.
Описание.
Сверните в тонкую трубочку лист бумаги (из тетради) и дайте ребенку посмотреть в нее правым глазом на свою руку. Левый глаз тоже должен оставаться открытым! Опыт продолжать пару секунд... Через пару секунд ребенок увидит, что в его руке дырка! В чем дело? Каждый глаз видит свою картинку, а мозг старательно совмещает их. Таким образом формируется объемное зрение, и мы можем различать на каком расстоянии от нас находятся разные предметы. Левый глаз видит окружающие руку предметы, правый - видит только маленький участок твоей руки, а мозг сопоставляет эти картинки. Вот и дырка в руке.
В заключение я хочу сказать, что используя, ведущий для ребенка, игровой вид деятельности, мы можем подарить ему здоровье, делая это интересно, весело и на всю жизнь.
Список литературы
1. Э. С. Аветисов. "Охрана зрения у детей". Издательство "Медицина", 1975
2. Е. К. Глушкова "Береги зрение". Издательство "Медицина", 1987
3. Кучма В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д. Эти глаза напротив... монитора // Мир
ПК № 3/96
4.Гигиена детей и подростков: учебник \ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др
М.:Медицина,1988
5. Общая гигиена: учебник \ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.:
Медицина, 1985
6. Особенности физиологии детей: учебное пособие под редакцией проф. В.М.
Смирнова. М.: 1993
7. Психология здоровья: книга \В.И. Белов.М.:1994
8.Тренируйте зрение: брошюра \ Г.Г. Демирчоглян. М.: 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»
Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми воспитателем I квалификационной категории МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Тургеневский» Развозжаевой Еленой Николаевной.
В данном документе отображена система и методы здоровьесберегающих технологий....
«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»
Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...
"Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"
"Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми дошкольного возраста"...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»
С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми»
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования...