«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗУБОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА»
статья

Константинавичус Наталья Дмитриевна

Статья посвящена актуальной проблеме высокой распространённостью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении научно-обоснованных мероприятий по формированию у детей дошкольного возраста высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗУБОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА»

Константинавичус Н.Д.

Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме высокой распространённостью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского и социального эффекта при проведении научно-обоснованных мероприятий по формированию у детей дошкольного возраста высокого уровня мотивации к сохранению здоровья полости рта.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательная область «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно – образовательном процессе дошкольников. Поэтому приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение  и укрепление здоровья воспитанников. К этому вопросу мы подходили ответственно. Проводя мониторинг заболеваемости детей, мы заметили, что одной из проблем является распространенность детских стоматологических заболеваний. С этим вопросом мы обратились в детскую стоматологическую поликлинику, чтобы услышать мнение специалистов. И выяснили, что высокая распространенность у детей кариеса уже на пятом-шестом году жизни делает эту проблему особой значимости: нездоровые зубы, являясь источником инфекции, могут стать причиной таких заболеваний (гайморит, тонзиллит) и усугубить протекание  других (заболевание сердца, почек, суставов и т.д.)

Предварительно проведённое анкетирование родителей воспитанников, подтвердило наше предположение о том, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребёнок чистит зубы  только утром, или только вечером, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приёма пищи, что родители мало внимания  уделяют здоровому питанию детей (изобилие сладкого и недостаток овощей и фруктов), родители низко оценивают собственный опыт по приобщению своего ребёнка к культуре ухода за зубами. Большинство родителей сталкиваются с проблемой кариеса молочных зубов у детей. Лечение кариеса у детей дошкольного возраста осложняется ещё и тем, что малышей трудно уговорить посидеть в кресле стоматолога, «потерпеть» манипуляцию врача. Как правило , кариес у маленьких детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, что связано с анатомической особенностью молочных зубов.

          Поэтому так важно помочь детям на определённом возрастном этапе – дошкольного детства выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за своё здоровье, в том числе и стоматологическое. Исходя из этого нами был разработан проект «Формирование навыков по укреплению зубов у воспитанников детского сада» («Здоровые зубки»), где были спланированы дидактические игры, разные мероприятия (опытно –экспериментального, познавательного характера), проводимые в творческом единстве педагог-родитель, а также в тесном контакте с врачами – стоматологами).

       Цель проекта – сформировать у детей устойчивую привычку чистить зубы и ухаживать за полостью рта.

Результаты проекта:

1. Наличие у детей объёма знаний , соответствующих их возрасту о правилах гигиены полости рта, о строении и функции зубов, о причинах заболевания зубов т полости рта.

2. Овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта.

3. Наличия желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога.

4. Повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.

Была проведена работа с педагогами :

  • изучение литературы, интернет ресурсов, опытов работы ДОУ по вопросу формирования навыков ухода за зубами и полостью рта в условиях ДОУ;
  • организация и проведение организованной образовательной деятельности, игровых ситуаций с детьми по формированию навыков ухода за полостью рта;
  • изготовление дидактических игр и наглядных пособий;
  • подбор мультфильмов и видеопрезентаций;
  • разработка развлечений, досугов.

Работа с врачами-стоматологами;

  • проведение экскурсии для детей старших подготовительных групп в кабинет стоматолога;
  • проведение мастер-класса для родителей воспитанников.

Работа с родителями;

  • проведение анкетирования среди родителей по вопросам гигиены полости рта;
  • размещение консультаций в родительских уголках;
  • проведение круглова стола с участием врача – стоматолога
  • рекомендации педагога – психолога;
  • мастер-класс «Чистим зубки правильно», «Выбор зубной щётки и зубной пасты для ребёнка»;
  • фото-коллаж «Здоровая улыбка».

Для реализации проекта были приобретены средства для гигиены полости рта: зубные щётки, пасты, а так же стаканы для полоскания рта, держатели для зубных щеток и паст, установлены зеркала на уровне детских глаз по периметру умывальников, алгоритмы «Как правильно чистить зубы».

      В процессе организации мероприятий проекта воспитанники детского сада были увлечены .Получили новые познания в областивалеологии , выраженной в теоретической и экспериментальной деятельности. Проведённый опрос воспитанников как сохранить здоровые зубки, показал, что уже в средней группе знают о полезных и вредных продуктах для зубов, и имеют представления о способах сохранения своего здоровья. У детей появились определённые знания о правилах гигиены полости рта, о строении и функции зубов , о причинах заболевания зубов. Дети научились правильно и последовательно чистить зубы. У них появилось желание самостоятельно, без напоминания взрослых , ежедневно следить за своими зубами. Ведь только эти навыки смогут обеспечить ребёнку здоровье, красивые и крепкие зубы, избавив его от множества медицинских и социальных проблем.

          Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного  опыта родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Экологическая тропа – как средство укрепления здоровья детей в детском саду

Статья была опубликована в сборнике материалов "Педагогический калейдоскоп" , выпуск 12, 2014 год...

Консультация для воспитателей "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"

Консультация для воспитателей"Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду" способствует формированию  у дошкольников основ здорового образа жизни , желания осознанного вы...

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

Информация для родителей "Укрепление здоровья детей в детском саду."

Данный материал можно использовать на родительских собраниях, а также на здоровьесберегающих мероприятиях в ДОО...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ как способ поддержания высокого уровня здоровья и его укрепления у воспитанников детского сада»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании предполают технологии, направленные на решения приоритетной задачи современного дшкольного образования -задачи сохранения, поддержания и обогоще...