Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада «Здоровый малыш»
рабочая программа

Овчинникова Анна Викторовна

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада

 «Здоровый малыш»

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель и задачи  программы:

   

-   обеспечение здоровья воспитаннику детского сада,

-   воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

-  дать знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и охранять здоровье,

 - научить дошкольника самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

 -    научить оказывать психологическую самопомощь.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. диагностические технологии;
  2. коррекционно-развивающие технологии;
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия  воспитанников;
  4. физкультурно-оздоровительные;
  5. здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

В соответствии с вышеуказанными видами, была разработана программа, по реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЁНКА

Проведение тренинговых занятий

Проведение коммуникативных

игр

Психогимнастика

Укрепление социально-психологического благополучия и психофизического здоровья детей

Направлены на 

формирование коммуникативных 

умений и навыков.

В структуру занятий входят беседы, и 

игры разной степени подвижности.

Курс специальных занятий ( игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики

(как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Составление и реализация образовательных программ с учетом возрастной периодизации и индивидуальных особенностей развития воспитанников

Учет концентрации внимания дошкольников во время занятий

Учет ведущего вида деятельности дошкольников

Учет  новообразований возрастных периодов

1. Детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.

2.Детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.

3.Дети пяти лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.

4.Дети шести лет способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.       

  • 1год жизни–непосредственное эмоциональное общение;
  • 1-3 года–предметно-манипулятивная деятельность;
  • 3-6лет–игровая деятельность;
  • 7 лет–учебно- познавательная деятельность

  • 1год жизни–Формирования потребности в общении с другими людьми и эмоциональное отношения к ним;
  • 1-3 года–развитие речи и наглядно- действенного мышления;
  • 3-6лет–Стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
  • 7 лет–произвольность этих явлений, внутренний план действий, рефлексия 
  • (осознание)

План-график проведения здоровьесберегающих технологий  

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

-  Использование сухого бассейна и гимнастика для ног.  Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.

- Релаксация в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп

- Использование спокойной музыки, звуки природы.  

-Пальчиковые игры. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

- Самомассаж тела.  С детьми старшего возраста.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.  

- Динамические паузы и физминутки.  

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Занятия из серии «Здоровье»

Может быть в свободное время, занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога-психолога в процесс игровой деятельности.  

Результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ Для детей:

 •1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

•2) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.  

Приёмы здоровьесберегающих технологий

в работе педагога–психолога с учащимися

         1.Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения,  регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений,  используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

«Море шариков»

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.

«Дыши и думай»

 Цель: развитие образа тела, воображения.

Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

Сеансы психофизической разгрузки

Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.

Виды упражнений

 - медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;

- медленные движения вперед-назад;

- спрятать в шариках руки (ноги);

- спокойно лежать в любой удобной позе.

           2.Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

«Ленивчики»

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что все детки решили полениться, и легли понежиться на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, детки дышат легко и свободно. Так приятно отдыхать, на ковре тепло, спокойно.

Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши ручки, отдыхают ваши ножки …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя и тепла наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет, как мягкие волшебные снежинки, падает на ваши ручки. Но эти снежинки не холодные, а теплые и пушистые, они легко прикасаются к вашим щечкам, лобику, задевают шейку. Белый свет, который несут с собой волшебные снежинки, освещает ваши плечики, животик, гладит ваши пальчики, ножки. Ваше тело становится мягким и расслабленным. Всем деткам спокойно и приятно отдыхать под белым светом водопада. Детки спокойно дышат, отдыхают. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебные снежинки белого света наполнили вас свежими силами и энергией.

Релаксация «Цветок»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка.)

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

 “Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

      3.Музыкатерапия

Музыка регулирует психоэмоционального состояния детей:

  • уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
  • уменьшает раздражительность, разочарование;
  • снимает напряженность в отношениях с другими людьми ;
  • улучшает самочувствие, активность, настроение ;
  • уменьшает злобность, агрессию.

Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются:

- “Канон” Пахельбеля;

“Маленькая ночная серенада” Моцарта;

“Адажио” Альбинони,

      

     4.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.

«Мышка Мышка»

Мышка Мышка в норку пробралась, (Делать двумя ручками крадущиеся движения)

 На замочек заперлась. (Слегка покачивать скрещенными в замок пальчиками)

 В дырочку она глядит, (Делать пальчиками колечко)

 На заборе кот сидит! (Приложить ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

    5.Динамическая пауза (физминутки) - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

«Рано утром»

Рано утром на полянке (хлопок)

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встать на носочки и потянуться вверх)

   6.Самомассаж - это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.

Точечный массаж «Неболейка»

 Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело (поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху – вниз)

 Чтоб не кашлять, не чихать, Надо нос нам растирать (указательными пальцами растирают крылья носа)

 Лоб мы тоже разотрем, (Ладони держим козырьком, прикладываем ко лбу ладони козырьком и растирают его движениями в стороны)

 Вилку пальчиками сделай,

 Массируй уши ты умело (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают перед, и за ушами)

 Знаем, знаем – да, да, да! (растирают кисти рук)

 Нам простуда не страшна! (хлопки в ладоши)

Точечный массаж «Взяли ушки за макушки» 

 Взяли ушки за макушки… (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

 Потянули… (несильно потянуть вверх)

 Пощипали… (несильные нажимы пальцами)

 Вниз до мочек добежали… (постепенным продвижением вниз)

 Мочки надо пощипать… (пощипывание в такт речи) 

 Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

 Вверх по ушкам проведѐм…

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

 И к макушкам вновь придѐм…

Точечный массаж (су-джок терапия) - оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы. Прокатывая массажер между ладонями, проговаривать стихотворение: «Ежик»

     Ходит ежик без дорожек,

     Не бежит ни от кого.

     С головы до ножек

     Весь в иголках ежик.

     Как же взять его?

     На комод забрался ежик.

     У него не видно ножек.

     У него такого злючки,

     Не причесаны колючки

     И никак не разберешь

    Щетка это или еж?

Эффективность применения вышеперечисленных технологий зависит от реализации ряда принципов, которые должны определять характер взаимоотношений педагога и детей:

- принцип партнерского общения;

- принцип гуманного отношения к детям;

-  принцип творчества и спонтанности.

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ»

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности   педагогического  коллектива, направленной  на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников  через...

«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...

План мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

План мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;Физкультурно – оздоровительная работа;Перечень закаливающих мероприятий;ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА  ...

Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...