Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада «Здоровый малыш»
рабочая программа
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая, психопрофилактическая программа, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
«Здоровый малыш»
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель и задачи программы:
- обеспечение здоровья воспитаннику детского сада,
- воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
- дать знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и охранять здоровье,
- научить дошкольника самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
- научить оказывать психологическую самопомощь.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- диагностические технологии;
- коррекционно-развивающие технологии;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников;
- физкультурно-оздоровительные;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
В соответствии с вышеуказанными видами, была разработана программа, по реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЁНКА | ||
Проведение тренинговых занятий | Проведение коммуникативных игр | Психогимнастика |
Укрепление социально-психологического благополучия и психофизического здоровья детей | Направлены на формирование коммуникативных умений и навыков. В структуру занятий входят беседы, и игры разной степени подвижности. | Курс специальных занятий ( игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка). |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||
Составление и реализация образовательных программ с учетом возрастной периодизации и индивидуальных особенностей развития воспитанников | ||
Учет концентрации внимания дошкольников во время занятий | Учет ведущего вида деятельности дошкольников | Учет новообразований возрастных периодов |
1. Детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут. 2.Детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут. 3.Дети пяти лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут. 4.Дети шести лет способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут. |
|
|
План-график проведения здоровьесберегающих технологий
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
- Использование сухого бассейна и гимнастика для ног. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.
- Релаксация в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп
- Использование спокойной музыки, звуки природы.
-Пальчиковые игры. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- Самомассаж тела. С детьми старшего возраста.
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
- Динамические паузы и физминутки.
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Занятия из серии «Здоровье»
Может быть в свободное время, занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога-психолога в процесс игровой деятельности.
Результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ Для детей:
•1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
•2) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Приёмы здоровьесберегающих технологий
в работе педагога–психолога с учащимися
1.Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений, используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
«Море шариков»
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.
Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.
«Дыши и думай»
Цель: развитие образа тела, воображения.
Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.
Сеансы психофизической разгрузки
Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.
Виды упражнений
- медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;
- медленные движения вперед-назад;
- спрятать в шариках руки (ноги);
- спокойно лежать в любой удобной позе.
2.Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
«Ленивчики»
Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что все детки решили полениться, и легли понежиться на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, детки дышат легко и свободно. Так приятно отдыхать, на ковре тепло, спокойно.
Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши ручки, отдыхают ваши ножки …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя и тепла наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
«Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет, как мягкие волшебные снежинки, падает на ваши ручки. Но эти снежинки не холодные, а теплые и пушистые, они легко прикасаются к вашим щечкам, лобику, задевают шейку. Белый свет, который несут с собой волшебные снежинки, освещает ваши плечики, животик, гладит ваши пальчики, ножки. Ваше тело становится мягким и расслабленным. Всем деткам спокойно и приятно отдыхать под белым светом водопада. Детки спокойно дышат, отдыхают. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебные снежинки белого света наполнили вас свежими силами и энергией.
Релаксация «Цветок»
(Звучит спокойная расслабляющая музыка.)
Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.
“Воздушные шарики”
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Облака”
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
3.Музыкатерапия
Музыка регулирует психоэмоционального состояния детей:
- уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
- уменьшает раздражительность, разочарование;
- снимает напряженность в отношениях с другими людьми ;
- улучшает самочувствие, активность, настроение ;
- уменьшает злобность, агрессию.
Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются:
- “Канон” Пахельбеля;
“Маленькая ночная серенада” Моцарта;
“Адажио” Альбинони,
4.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.
«Мышка Мышка»
Мышка Мышка в норку пробралась, (Делать двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачивать скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делать пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Приложить ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
5.Динамическая пауза (физминутки) - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
«Рано утром»
Рано утром на полянке (хлопок)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встать на носочки и потянуться вверх)
6.Самомассаж - это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Точечный массаж «Неболейка»
Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело (поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, Надо нос нам растирать (указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, (Ладони держим козырьком, прикладываем ко лбу ладони козырьком и растирают его движениями в стороны)
Вилку пальчиками сделай,
Массируй уши ты умело (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают перед, и за ушами)
Знаем, знаем – да, да, да! (растирают кисти рук)
Нам простуда не страшна! (хлопки в ладоши)
Точечный массаж «Взяли ушки за макушки»
Взяли ушки за макушки… (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали… (постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать… (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведѐм…
(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придѐм…
Точечный массаж (су-джок терапия) - оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы. Прокатывая массажер между ладонями, проговаривать стихотворение: «Ежик»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
На комод забрался ежик.
У него не видно ножек.
У него такого злючки,
Не причесаны колючки
И никак не разберешь
Щетка это или еж?
Эффективность применения вышеперечисленных технологий зависит от реализации ряда принципов, которые должны определять характер взаимоотношений педагога и детей:
- принцип партнерского общения;
- принцип гуманного отношения к детям;
- принцип творчества и спонтанности.
Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ»
Цель: Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности педагогического коллектива, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников через...
здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников
презентация для воспитателе и родителей...
здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников
презентация для воспитателе и родителей...
«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...
План мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
План мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;Физкультурно – оздоровительная работа;Перечень закаливающих мероприятий;ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ...
Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей
Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...