Здоровье и его компоненты
консультация

Пондякова Людмила Викторовна

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная  для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_itogovyy.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с. Кневичи, Артемовского городского округа

РЕФЕРАТ

Здоровье и его компоненты

Подготовила: инструктор по ФИЗО

первой квалификационной категории

Пондякова Людмила Викторовна

Артем, 2022

«Здоровый дух в здоровом теле –

вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в мире»

Джон Локк.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная  для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека  лишь на 10%  зависит от успехов здравоохранения и на 50% зависит  от образа жизни, на 20% определяется экологическими факторами и  на 20% - биологическими (наследственными) факторами

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Слово «здоровье» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Постулат всей жизни: «Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка». В системе общечеловеческих культурных ценностей  процесс гармоничного развития человека без высокого уровня здоровья и физической подготовленности  мало эффективен.

Поэтому, проблема укрепления здоровья населения в условиях современного российского общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок – проблема первостепенного значения. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. А в дошкольные образовательные учреждения, как правило, приходят дети в основном со 2 и 3 группой здоровья, а также имеющие различные патологии.  Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы; дети имеют лишний вес, нарушение осанки.

В связи с этим, перед образовательными учреждениями стоит задача выявления путей и условий становления здоровья детей в рамках целостного педагогического процесса, что требует рассмотрения такого понятия как «здоровье».

Что мы подразумеваем под понятием «здоровье»?

В современной отечественной и зарубежной литературе нет общепринятого определения термина «здоровье». Всего насчитывается около 300 определений.

Согласно Гегелю «Здоровье есть пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием…».

Основоположник  валеологии   И.И. Брехман приводит свое определение здоровья, вытекающее из концепции «человек в потоке информации»: «Здоровье человека его возможность сохранять соответствующую возрасту  устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В.А. Мищук, Е.В. Мосткова под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и состояние физического, психического и социального благополучия, но и активную способность приспосабливаться к среде и к своим меняющимся возможностям, расширять и улучшать эти возможности, быстро и полно восстанавливать внутреннюю среду при внешних и внутренних возмущениях, противостоять болезням.

По мнению Ю.П. Лисицина: «…здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

По заключению профессора В.А. Ананьева здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки для выполнения  человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете, его самоосуществления на Земле. Главный принцип здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью своего здоровья свою миссию.  

Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, доктор медицинских наук, профессор В.В. Колбанов. Этот ученый  понимает под здоровьем  «непрерывную последовательность естественных состояний жизнедеятельности, которая характеризуется   способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического  и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружающей среде, использовании резервных и компенсаторных механизмов  в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций».

В российской педагогической энциклопедии указывается, что здоровье детей – это «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений».  

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков».

Обобщая теоретические положения, понятие «здоровье» может быть определено, как динамическое равновесие организма с окружающей средой, как гармоническое отправление психосоматической жизнедеятельности организма, где все биологические и социальные возможности человека проявляются наиболее полно. А подсистемы организма функционируют с максимально возможной интенсивностью и отдачей.

Быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным, сильным, способным к саморазвитию, устремленным в будущее. Быть здоровым – значит быть более продуктивным и энергичным  социально, глубже и полнее ощущать жизнь, переживать радость и счастье.

Основные компоненты здоровья

В настоящее время категория «здоровье» представлена следующими компонентами:

физическим, являющимся основой биологической адаптации и характеризующим оптимальное физическое развитие, состояние двигательной и морфофункциональной подготовленности;

соматическим – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;

психическим, свидетельствующим об адаптивном психоэмоциональном состоянии человека; психическое здоровье характеризуется общим душевным комфортом;

социальным, отражающим социальную адаптацию, деятельное отношение человека к миру; социальное здоровье  понимается, как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Следует отметить, что общепринятого определения  психического здоровья до сих пор нет. Но анализ публикаций, посвященных данной теме, достаточно ясно указывает на два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического развития человека.

Первый признак – это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря – неврозов и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психологические стрессы, которые возникают либо в ситуации угрозы, опасности, обиды и в других психотравмирующих условиях (эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной задачей (информационный стресс).

Второй признак – наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому человек может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой – психологической подготовленностью человека (его умением управлять своими эмоциональными состояниями, несмотря на психогенные воздействия).

Исходя из этого, можно предположить, что болезни, в частности психические, во многом социальны, так как  в их основе лежит дисгармоничный образ жизни.

Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени ее интегрированности, гармоничности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

Социальное благополучие (как компонент здоровья) также принято рассматривать ( по аналогии с физическим и психическим здоровьем) в аспекте адаптации (приспособлении к условиям общественной жизни. Уровень социального благополучия зависит от того, какому варианту адаптационного процесса индивид отдает предпочтение. Надеется ли он больше на социальную поддержку со стороны (пассивная позиция: социальная защищенность граждан, гарантирующая относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности) или старается достигнуть социальных благ посредством собственных усилий (активная позиция: права граждан на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей и их воплощение в действительность).

Г.С. Никифоров указывает, что социальное здоровье  - это адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

Все компоненты здоровья взаимосвязаны между собой. Вред ли можно говорить о социальном благополучии и положительном психоэмоциональном состоянии человека, получившего физическую травму, которая «приковала» его к постели.

Факторы, влияющие на компоненты  здоровья

На реализацию компонентов здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы.

На физическое здоровье влияют: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания; гигиенические процедуры.

На психическое здоровье  влияют: система отношений к себе, другим людям, к жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.  

На социальное здоровье влияют: соответствие личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность социальным статусом, гибкость жизненных стратегий в соответствии  социокультурной ситуацией (изменение экономических, социальных и психологических условий).

Все эти факторы в той или иной степени оказывают свое воздействие на все компоненты здоровья.

 

Кто же отвечает за формирование здоровья детей?

В нашем обществе традиционно за здоровье ребенка несут ответственность родители, педагоги и медицинские работники, а по достижению совершеннолетия он сам заботится о нем. К сожалению, современного ребенка, как правило, сложно  отвлечь от телевизора, компьютера и игровой приставки. Сегодня дошкольники и многие школьники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшается и по причине чрезмерного увлечения некоторых родителей  интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию.

Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта и здорового образа жизни, ведь это – залог здоровья.  

Главную роль в решении этой задачи должны играть дошкольные образовательные учреждения и учебные образовательные учреждения. Основные цели их – охрана и укрепление здоровья детей. В соответствии с ними педагогам необходимо предпринимать меры по обеспечению физического развития и психологического комфорта детей, а так же по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит учебно- воспитательный процесс, на здоровье учащихся и дошкольников.  

Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные и дошкольные  факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся и воспитанников, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы и детского сада необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников и дошкольников, особенно в последние годы, сильно ухудшается.  В связи с этим, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии.

Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности.

Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни - создание системы воспитания ЗОЖ школьников и воспитанников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов.

Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям – диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.

Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально – валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, педагогами и родителями.

Таким образом,  необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.  Следует личным примером демонстрировать ЗОЖ. Лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

А грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий , введение модели оздоровления детей, помогут снизить статический компонент в режиме дня дошкольников и учащихся, а также будут способствовать повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому  развитию.

Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.

Список используемой литературы:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М., 2007, 63 с.

2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: 2000. – С.45.

3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев - Спб.: «Детство-пресс», 2011. - 160 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 - 316 с.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.


                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье как важный компонент развития детей дошкольного возраста

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-пс...

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ - БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохра...

ПРОЕКТ тема: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ КАК КОМПОНЕНТЕ ЗОЖ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ

Формировать у детей старшего дошкольного возраста начальные представления о значимости здорового питания для человека.Создать условия для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста норма...

Консультация для родителей «Здоровое питание - как компонент формирования здорового образа жизни»

Консультация для родителей «Здоровое питание - как компонент формирования здорового образа жизни»...

Здоровье и его компоненты

Определение понятия здоровье в соответствии с Уставом ВОЗ. Компоненты понятия «здоровье»: биологическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье. Показатели индивидуального здор...

Здоровье и его компоненты

- Что такое здоровье?- Каковы составляющие здоровья?- Как сохранить здоровье?...