Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьей по формированию навыков здорового образа жизни».
консультация
Рекомендации педагогам ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov1.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Взаимодействие с семьей
по формированию навыков здорового образа жизни».
Составитель: воспитатель МДОУ
«Детский сад №8 «Солнышко»
Платонова О.С.
Дата проведения:18.02.2020 г.
Заведующая МДОУ
«Детский сад №8 «Солнышко» О.Н. Бессарабова
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.
Социально – экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце XX – начале XXI в., повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдается:
- - ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
- - стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально-психологической тревожности, усталости;
- - перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
- - трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
- - личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);
- - глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.).
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля. Семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского сада, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья – улица – детский сад».
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
Итак, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Совместная работа семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть представлен следующим образом:
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;
- Посещение детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы и определения с учетом этого путей и способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном учреждении;
- Совместно со специалистами детской поликлиники изучение состояния здоровья детей, анализ заболеваний за предыдущий период времени;
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- Создание в дошкольном образовательном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей (создание зон различных видов физической активности, использование закаливающих процедур, разнообразных массажей, фито-, витамино-, водотерапии и т. п.);
- Участие медицинских работников, воспитателей и родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
- ·Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного, сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.;
- Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (разнообразные виды закаливания, массаж и т. д.);
- ·Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.);
- ·Создание семейных клубов по интересам: «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т. п.;
- ·Организация мероприятий по обмену опытом среди родителей (проведение фото-, видеоконкурсов на лучший спортивный уголок в семье, интересных спортивных и подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, конкурсов, выставок работ и т. п.);
- ·Освещение передового опыта семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе на родительских собраниях, создание стенгазет для родителей и т. д.).
Самыми эффективными формами и методами взаимодействия с семьей в данном направлении могут быть :
- Беседы – это метод получения и корректировки информации на основе общения;
- ·Анкетирование – метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы, метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей;
- День открытых дверей – родители знакомятся со службами ДОУ; его программами, наблюдают специально организованные занятия с детьми;
- ·Консультации – оказание помощи родителям через консультации;
- ·Родительские собрания;
- Стенды – наглядная форма предъявления информации;
- Памятки – структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье;
- ·Записки – письменные сообщения, выраженные в краткой, лаконичной форме;
- Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в участии в мероприятиях, за сотрудничество в воспитании и обучении детей;
- · Почтовый ящик – складываются вопросы, предложения, советы от родителей;
- · Выставки – собрание предметов (рисунков, фотографий, работ), расположенных для обозрения детей и взрослых;
- · Совместные праздники и развлечения;
- · Организация совместной деятельности (покраска, озеленение участков и т. д.);
- · Папки-передвижки.
В процессе работы важно учитывать актуальные потребности родителей, способствовать формированию активной родительской позиции. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...
Консультация для родителей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников – это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических меро...
Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...
Консультация для родителей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников "
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.Гимнастика после дн...
Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни
В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, та...
Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»
Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...
Мастер-класс для педагогов "Формирование навыков здорового образа жизни посредством новых педагогических технологий"
Мастер-класс для педагогов ДОУ...