Проект оздоровительного направления «Детский сад-дом здоровья для ребят»
проект

Ларкина Анна Александровна

создание системы здоровьесбережения, основываясь на построении алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса МДОУ, которая обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zdorovesberezheniyu.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Проект оздоровительного направления

«Детский сад-дом здоровья для ребят»

(2017-2018 учебный год)

Подготовила: воспитатель Ларкина А. А.

Смоленск 2017

Актуальность.

Здоровье - есть не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, созидающего фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, в приоритете во всем мире, в связи с тем, что любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, быстро растущие требования к человеку и его здоровью.

Значение культа здоровья набирает темп роста. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье – есть вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст, решающий в построении фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в период дошкольного детства  человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в это время идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны подтолкнуть ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Данные задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Ознакомившись, и проанализировав статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в МДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни.

Проведя опрос родителей было выявлено, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит места здоровому образу жизни в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы.

Вид проекта: практико–ориентированный

Участники проекта: сотрудники МДОУ, воспитанники и их родители

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2017 – сентябрь 2018

Этапы реализации проекта:

1 этап – Аналитический.

2 этап – Практический.

3 этап – Основной.

4 этап – Заключительный.

Цель проекта: создание системы здоровьесбережения, основываясь на построении алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса МДОУ, которая обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через призму комплексного подхода.

Задачи проекта:

  1. скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни
  2. оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в МДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
  3. разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях
  4. разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей
  5. спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня
  6. активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический (сентябрь 2017)

Цель: анализ условий, которые созданы в МБДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

Информационно-аналитическая деятельность:

- анализ состояния здоровья детей

- анализ развития двигательных навыков детей

- оценка организационных и материально – технических условий МДОУ;

- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения)

II этап – практический (октябрь 2017 г - декабрь 2018 г)

Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ - «За здоровьем в детский сад».

Планово-прогностическая деятельность:

 комплекс мероприятий, обеспечивающиих реализацию проекта:

- разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;

- разработка системы по здоровьесбережению;

- разработка методических рекомендаций по использования Системы

/ педагогический инструментарий/;

- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

III этап – основной (январь 2018 г – июнь 2018 г)

Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Организационная деятельность:

- Обучение родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни

- разработка перспективных планов работы родителями

- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;

- организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.

IV этап – заключительный июль 2018 – август 2018 г

Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.

Использование активных форм методической работы:

- тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций

- мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей

- подведение итогов проекта.

Ресурсное обеспечение

- Методическая литература по данной тематике

- методический и практический материал для работы с детьми

- Использование Интернет - ресурсов

Наличие в ДОУ:

- методического кабинета

- физкультурного зала

- музыкального зала

- медицинского блока

-Центров двигательной активности в групповых помещениях

- Уголков релаксации

- Кабинет логопеда

Оборудование:

- Спортивное

- медицинское

-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий

-для проведения коррекционно – оздоровительной работы

Имеющиеся ресурсы:

-компьютеры

-принтеры

-проекторы

-экраны

-фотоаппарат

Предполагаемые результаты:

- Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент;

- создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ

- создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ

- разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий

- снижение заболеваемости детей на 10 %;

- разработка системы мониторинга

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

Система работы по здоровьесбережению

Модель оздоровления состоит из 3 блоков и решает весь комплекс задач оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных.

Оздоровительные задачи:

- обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей

- способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)

- содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки

- закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики;

- способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.

Образовательные задачи:

- совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание).

- развивать скоростные качества, координацию, выносливость

- формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр.

Развивающие задачи:

- обеспечивать интеллектуальное, и физическое развитие дошкольников

- способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; способствовать эмоциональному развитию.

Воспитательные задачи:

- воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями

- воспитывать эстетические потребности ребенка.

БЛОК 1 «Я умею быть здоровым»

Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни

Задачи:

1.формировать элементарные знания по анатомии, гигиене и физиологии человека, технике движений, правилам соревнований, о спорте и олимпийском движении

Виды технологий:

- Технологии обучения здоровому образу жизни

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Разделы:

«Что я знаю о себе»

- Какой я? (внешнее строение человека)

- Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние) «В гостях у Мойдодыра»

- Чистота – залог здоровья

- Чтобы зубы были здоровыми;

- От простой воды и мыла у микробов гаснут силы (гигиена)

«ОБЖ»

- Самопомощь

- Человек и природа

«В здоровом теле - здоровый дух»

- Откуда берутся болезни

- Овощи и фрукты – полезные продукты;

-Золотые правила питания

Планирование детской деятельности:

В совместной деятельности педагога с детьми (НОД, деятельность в режимных моментах)

В самостоятельной детской деятельности

БЛОК 2 «Я желаю быть здоровым»

Цель: создание условий для формирования навыков здорового образа жизни

Задачи:

1.Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей

2. способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной)

3. содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки

4. организовать работу по оздоровлению: закаливание, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), профилактика с использованием различных традиционных и современных методик оздоровления

5. способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния детей

Виды технологий:

- медико-профилактические

- физкультурно-оздоровительные

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

- коррекционные технологии

Планирование деятельности:

В совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах

В самостоятельной детской деятельности

Разделы:

«Полезные привычки»

- личная гигиена (КГН и навыки самообслуживания)

- правильное питание

- режим дня;

- двигательная активность (физкультурные занятия и досуги, прогулка, утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, динамический час)

Оздоровление детей:

- закаливание;

- профилактические мероприятия

Коррекционно – оздоровительная работа

- коррекционно – речевая деятельность

- Здоровьесберегающая среда

БЛОК 3 «Я научу семью быть здоровыми»

Цель: создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка.

Виды технологий:

- Родительские собрания и конференции

-Оформление информационных стендов

- Индивидуальные консультации

- Совместные мероприятия с детьми

Здоровьесберегающие педагогические технологии в МДОУ

 - Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно (все возрастные группы). Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. Ответственные: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

- Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени. Ответственные: воспитатели, учителя-логопеды

- Дорожки здоровья. После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки. Ответственный: воспитатель

- Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Ответственные: воспитатели

- Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста

- Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

- Игровой массаж. Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.

- Гимнастика, корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

- Физкультурные занятия. Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего возраста. Занятия проводятся в соответствии с ООД ДО. Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели.

- Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

- Занятия по ОБЖ. Один раз в неделю в режимных процессах, «Уроки здоровья для дошкольников»

- Досуги и развлечения. Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.

- Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.

- Ритмическая гимнастика. Два раза в неделю в физкультурном зале, подгруппа детей. Со средней группы Физкультурные праздники. Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

- Песочная терапия. Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста. Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

- Технология музыкального воздействия. Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня. Старший дошкольный возраст. Используем спокойную классическую музыку звуки природы.

- Сказкотерапия. Два раза в месяц в совместной деятельности начиная со среднего дошкольного возраста. Использование методики О. А. Шорыгиной «Играем в сказку»

- Артикуляционная гимнастика. Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель – фонематическая грамотная речь без движений.

Система оздоровительной работы в МБДОУ

- Базовый режим дня по возрастным группам (холодный, летний период года)

- Щадящий режим дня (в дни карантинов и повышенной заболеваемости)

- Режим дня «Каникулы»

- Индивидуальный режим дня

- Коррекция учебной нагрузки

Физические упражнения:

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия

- подвижные и динамические игры

- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)

- спортивные игры

- оздоровительный бег, ходьба

Гигиенические и водные процедуры:

- умывание

- мытье рук

- игры с водой

- обеспечение чистоты среды

Свето-воздушные ванны:

- проветривание помещений (в том числе сквозное)

- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Активный отдых:

- развлечения, праздники, забавы, игры

- дни здоровья

- каникулы

Свето-цветотерапия:

- обеспечение светового режима

- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Музыкотерапия:

- музсопровождение режимных моментов

- музоформление фона занятий

- музтеатральная деятельность

Аутотренинг и психогимнастика:

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия психологического напряжения

- коррекция поведения

Коррекционная деятельность:

- логопедические занятия

Пропаганда ЗОЖ

Список литературы:

1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000

2. Алферова В. П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991

3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993

4. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990

5. Богина Т. Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995

6. Богина Т. Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-оздоровительному направлению «Экскурсия в музей «Здоровье». (для слушателей МРИО)

Закрепление знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Учить детей заботиться о своем здоровье....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема: «Прыгаем, играем – здоровье укрепляем»

1. Совершенствовать  навыки и умение при выполнении упражнений в лазании, подлезании, в ходьбе по ограниченной поверхности.2. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движ...

Кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Детский фитнес»

Кружок  физкультурно-оздоровительной направленности  для детей старшего дошкольного возраста «Детский фитнес»...

Круглый стол для педагогов "Оздоровительная направленность образовательного процесса (уроки здоровья для дошкольников)

Цель проекта продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу оздоровительного режима в дошкольном учреждении....

Проект оздоровительной направленности на тему: «В здоровом теле - здоровый дух»

Тип проекта: познавательно – игровойВозрастная группа: дети шестого годаПродолжительность проекта: неделя (5 дней)Вид проекта: краткосрочный...

Проект оздоровительного направления «Детский сад-дом здоровья для ребят»

Здоровье - есть не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, созидающего фундамент будущего благополучия личности....

Проект по сохранению и укреплению здоровья детей в летний оздоровительный период. « Детский сад- территория здоровья»

На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его ф...