Проект оздоровительного направления «Детский сад-дом здоровья для ребят»
проект
создание системы здоровьесбережения, основываясь на построении алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса МДОУ, которая обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Проект оздоровительного направления
«Детский сад-дом здоровья для ребят»
(2017-2018 учебный год)
Подготовила: воспитатель Ларкина А. А.
Смоленск 2017
Актуальность.
Здоровье - есть не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, созидающего фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, в приоритете во всем мире, в связи с тем, что любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, быстро растущие требования к человеку и его здоровью.
Значение культа здоровья набирает темп роста. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье – есть вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст, решающий в построении фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в период дошкольного детства человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в это время идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны подтолкнуть ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Данные задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Ознакомившись, и проанализировав статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в МДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни.
Проведя опрос родителей было выявлено, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит места здоровому образу жизни в своей жизни.
Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы.
Вид проекта: практико–ориентированный
Участники проекта: сотрудники МДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2017 – сентябрь 2018
Этапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический.
2 этап – Практический.
3 этап – Основной.
4 этап – Заключительный.
Цель проекта: создание системы здоровьесбережения, основываясь на построении алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса МДОУ, которая обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через призму комплексного подхода.
Задачи проекта:
- скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни
- оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в МДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
- разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях
- разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей
- спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня
- активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический (сентябрь 2017)
Цель: анализ условий, которые созданы в МБДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
- анализ состояния здоровья детей
- анализ развития двигательных навыков детей
- оценка организационных и материально – технических условий МДОУ;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения)
II этап – практический (октябрь 2017 г - декабрь 2018 г)
Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ - «За здоровьем в детский сад».
Планово-прогностическая деятельность:
комплекс мероприятий, обеспечивающиих реализацию проекта:
- разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- разработка системы по здоровьесбережению;
- разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
III этап – основной (январь 2018 г – июнь 2018 г)
Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Организационная деятельность:
- Обучение родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни
- разработка перспективных планов работы родителями
- подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
- организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
IV этап – заключительный июль 2018 – август 2018 г
Цель: подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
Использование активных форм методической работы:
- тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций
- мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
- подведение итогов проекта.
Ресурсное обеспечение
- Методическая литература по данной тематике
- методический и практический материал для работы с детьми
- Использование Интернет - ресурсов
Наличие в ДОУ:
- методического кабинета
- физкультурного зала
- музыкального зала
- медицинского блока
-Центров двигательной активности в групповых помещениях
- Уголков релаксации
- Кабинет логопеда
Оборудование:
- Спортивное
- медицинское
-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий
-для проведения коррекционно – оздоровительной работы
Имеющиеся ресурсы:
-компьютеры
-принтеры
-проекторы
-экраны
-фотоаппарат
Предполагаемые результаты:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент;
- создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ
- создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ
- разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий
- снижение заболеваемости детей на 10 %;
- разработка системы мониторинга
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Система работы по здоровьесбережению
Модель оздоровления состоит из 3 блоков и решает весь комплекс задач оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных.
Оздоровительные задачи:
- обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей
- способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)
- содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки
- закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики;
- способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.
Образовательные задачи:
- совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание).
- развивать скоростные качества, координацию, выносливость
- формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр.
Развивающие задачи:
- обеспечивать интеллектуальное, и физическое развитие дошкольников
- способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; способствовать эмоциональному развитию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями
- воспитывать эстетические потребности ребенка.
БЛОК 1 «Я умею быть здоровым»
Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни
Задачи:
1.формировать элементарные знания по анатомии, гигиене и физиологии человека, технике движений, правилам соревнований, о спорте и олимпийском движении
Виды технологий:
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Разделы:
«Что я знаю о себе»
- Какой я? (внешнее строение человека)
- Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние) «В гостях у Мойдодыра»
- Чистота – залог здоровья
- Чтобы зубы были здоровыми;
- От простой воды и мыла у микробов гаснут силы (гигиена)
«ОБЖ»
- Самопомощь
- Человек и природа
«В здоровом теле - здоровый дух»
- Откуда берутся болезни
- Овощи и фрукты – полезные продукты;
-Золотые правила питания
Планирование детской деятельности:
В совместной деятельности педагога с детьми (НОД, деятельность в режимных моментах)
В самостоятельной детской деятельности
БЛОК 2 «Я желаю быть здоровым»
Цель: создание условий для формирования навыков здорового образа жизни
Задачи:
1.Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей
2. способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной)
3. содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки
4. организовать работу по оздоровлению: закаливание, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), профилактика с использованием различных традиционных и современных методик оздоровления
5. способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния детей
Виды технологий:
- медико-профилактические
- физкультурно-оздоровительные
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- коррекционные технологии
Планирование деятельности:
В совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах
В самостоятельной детской деятельности
Разделы:
«Полезные привычки»
- личная гигиена (КГН и навыки самообслуживания)
- правильное питание
- режим дня;
- двигательная активность (физкультурные занятия и досуги, прогулка, утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, динамический час)
Оздоровление детей:
- закаливание;
- профилактические мероприятия
Коррекционно – оздоровительная работа
- коррекционно – речевая деятельность
- Здоровьесберегающая среда
БЛОК 3 «Я научу семью быть здоровыми»
Цель: создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка.
Виды технологий:
- Родительские собрания и конференции
-Оформление информационных стендов
- Индивидуальные консультации
- Совместные мероприятия с детьми
Здоровьесберегающие педагогические технологии в МДОУ
- Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно (все возрастные группы). Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. Ответственные: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели
- Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени. Ответственные: воспитатели, учителя-логопеды
- Дорожки здоровья. После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки. Ответственный: воспитатель
- Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Ответственные: воспитатели
- Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста
- Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
- Игровой массаж. Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.
- Гимнастика, корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
- Физкультурные занятия. Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего возраста. Занятия проводятся в соответствии с ООД ДО. Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели.
- Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Занятия по ОБЖ. Один раз в неделю в режимных процессах, «Уроки здоровья для дошкольников»
- Досуги и развлечения. Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.
- Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.
- Ритмическая гимнастика. Два раза в неделю в физкультурном зале, подгруппа детей. Со средней группы Физкультурные праздники. Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
- Песочная терапия. Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста. Оздоравливаие психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)
- Технология музыкального воздействия. Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня. Старший дошкольный возраст. Используем спокойную классическую музыку звуки природы.
- Сказкотерапия. Два раза в месяц в совместной деятельности начиная со среднего дошкольного возраста. Использование методики О. А. Шорыгиной «Играем в сказку»
- Артикуляционная гимнастика. Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель – фонематическая грамотная речь без движений.
Система оздоровительной работы в МБДОУ
- Базовый режим дня по возрастным группам (холодный, летний период года)
- Щадящий режим дня (в дни карантинов и повышенной заболеваемости)
- Режим дня «Каникулы»
- Индивидуальный режим дня
- Коррекция учебной нагрузки
Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия
- подвижные и динамические игры
- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
- спортивные игры
- оздоровительный бег, ходьба
Гигиенические и водные процедуры:
- умывание
- мытье рук
- игры с водой
- обеспечение чистоты среды
Свето-воздушные ванны:
- проветривание помещений (в том числе сквозное)
- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
Активный отдых:
- развлечения, праздники, забавы, игры
- дни здоровья
- каникулы
Свето-цветотерапия:
- обеспечение светового режима
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса
Музыкотерапия:
- музсопровождение режимных моментов
- музоформление фона занятий
- музтеатральная деятельность
Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия психологического напряжения
- коррекция поведения
Коррекционная деятельность:
- логопедические занятия
Пропаганда ЗОЖ
Список литературы:
1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000
2. Алферова В. П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993
4. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990
5. Богина Т. Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995
6. Богина Т. Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-402465-1419788301.jpg)
Конспект занятия по познавательно-оздоровительному направлению «Экскурсия в музей «Здоровье». (для слушателей МРИО)
Закрепление знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Учить детей заботиться о своем здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-23673-1446647140.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема: «Прыгаем, играем – здоровье укрепляем»
1. Совершенствовать навыки и умение при выполнении упражнений в лазании, подлезании, в ходьбе по ограниченной поверхности.2. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-455230-1446313875.jpg)
Кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Детский фитнес»
Кружок физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Детский фитнес»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/18/picture-973089-1516294508.jpg)
Круглый стол для педагогов "Оздоровительная направленность образовательного процесса (уроки здоровья для дошкольников)
Цель проекта продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу оздоровительного режима в дошкольном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-295742-1379080837.jpg)
Проект оздоровительной направленности на тему: «В здоровом теле - здоровый дух»
Тип проекта: познавательно – игровойВозрастная группа: дети шестого годаПродолжительность проекта: неделя (5 дней)Вид проекта: краткосрочный...
Проект оздоровительного направления «Детский сад-дом здоровья для ребят»
Здоровье - есть не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, созидающего фундамент будущего благополучия личности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-1537920-1729151041.jpg)
Проект по сохранению и укреплению здоровья детей в летний оздоровительный период. « Детский сад- территория здоровья»
На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его ф...