Методические рекомендации для педагогов "Динамические паузы с дошкольниками в режимных моментах"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Рекомендации по проведению динамических пауз в детском саду с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

«Динамические паузы с дошкольниками

в режимных моментах»

  

  

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Белокудренко Светлана Сергеевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 

 

         Динамические паузы для дошкольников – это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными. 

Динамические паузы – развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению. 

Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции: 

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка; 
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению. 

Динамические паузы, это подвижные игры, хороводы, упражнения на контроль осанки, физкультурные минутки и пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку. Такие занятия можно начать с самого утра. Например, построить детей в круг, предложив каждому протянуть руки и поздороваться с соседями. Можно объединить детей в пары и предложить им стать локтем к локтю, плечом к плечу, спиной к спине. Такие паузы не только развлекают детей, поднимают настроение и позволяют окончательно проснуться по утрам, но и способствуют установлению дружелюбной атмосферы в коллективе. 

Очень важно в этом возрасте правильное развитие звукопроизношения, поэтому занятия обязательно должны быть со словами. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются. Это сопровождается всевозможными движениями.

Мы- листики осенние

На веточках сидели.                   (присесть)

Ветер дунул- полетели,

Мы летели, мы летели               (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.               (присесть)

Ветер снова набежал                 (легкий бег по кругу) И листочки все поднял.

Закружились, полетели             (покружиться вокруг себя)

И на землю тихо сели.               (присесть)

Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему. Впоследствии, запомнив слова и движения, они смогут самостоятельно выполнять упражнения.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев. 

Степень развития мелкой ручной моторики - один из важнейших показаний общего развития ребенка. Существуют целые методики развития и сохранения здоровья путем пальчиковых игр и массажа рук. Уже в двухлетнем возрасте малышей можно обучать приемам самомассажа. Существует масса забавных и поучительных стихов, посвященных детским ладошкам и каждому пальчику в отдельности, которые с удовольствием заучивают, сопровождают веселыми упражнениями.

Массировать пальцы нужно поочередно от большого к мизинцу. Каждый пальчик поглаживают от кончика до основания, попутно декламируя рифмованные загадки и потешки.

Этот пальчик- дедушка         (Поочередно массировать пальцы) 

Этот пальчик- бабушка 

Этот пальчик- папа 

Этот пальчик- мама 

Этот пальчик- я 

Вот и вся моя семья!             (Сжимать и разжимать ладошку) 

    Ладони можно массировать шариками разного размера, шестигранным карандашом или четками – это тоже динамические паузы для дошкольников.

Комплекс физкультурных упражнений, используемый в динамических паузах, направлен на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации. Упражнения проводятся одновременно с чтением стихов, веселой музыкой, счетом или частушками.

Гриша шел, шел, шел,                                   (ходьба на месте) 

Белый гриб нашел. 

Раз- грибок, два- грибок, три- грибок,        (наклоны корпуса вперед)    Положил их в кузовок.       

 Динамические паузы для дошкольников под музыку также очень положительно влияют на детей, которые с удовольствием двигаются, танцуют и прыгают, по команде отстукивают пальцами ритм на бубне или барабане. 

Для развития координации движений применяют также ходьбу вперед спиной, перекидывание мяча, игры со скакалкой. Есть множество игр, где дети должны изобразить определенных персонажей или угадать, о ком или о чём идёт речь, по характерным движениям. Упражнения для глаз

Органы зрения находятся в постоянном напряжении у всех людей, и дети – не исключение. На них оказывают влияние компьютер, мобильный телефон, планшет, телевизор, чтение, рисование и прочее. Как правило, глаза малыша отдыхают только во сне. Именно поэтому так важны упражнения для органов зрения. Они необходимы в любом возрасте, чтобы предупредить различные заболевания, связанные с глазами. Для этого необходимо будет открывать и закрывать глаза, жмуриться, двигать зрачками в разные стороны, совершая ими круговые движения. Также отличным упражнением является переведение взора с одного предмета на другой. Малышам можно подобрать стишки, которые побуждают их посмотреть в разные стороны. Детей постарше можно попросить написать глазами на потолке первую букву их имени.

Дождик, дождик, пуще лей   (посмотреть наверх) 

Капай, капель не жалей         (посмотреть вниз) 

Только нас не замочи             (круговые движения глазами) 

Зря в окошко не стучи. 

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

У мишки дом огромный        

(встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, глубоко вдохнуть) 

У мышки- очень маленький 

(присесть на корточки, обхватить колени руками, выдохнуть с произнесением звука ш-ш-ш) 

Мышка ходит в гости к мишке 

(ходьба на носочках на месте) 

Он же к ней не попадет. 

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости

его организма к заболеваниям дыхательной системы. Ходьба по линии

Хорошим упражнением для детей, начиная с 2-летнего возраста, является ходьба по линии. Лучше всего круг диаметром 3 м. 

Начинать ходьбу нужно в медленном темпе, желательно под спокойную музыку. Усложняя упражнение, можно менять музыку на более быструю и изменять темп движения по кругу.

Можно использовать разные виды ходьбы: на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, и т. п. 

Можно подражать походке различных животных: попрыгать, как зайчики; пройтись, как косолапые мишки; пробежать на носках, как

маленькие мышки; пройтись, топая, как большие слоны и т. п. Релаксационные упражнения

Такая пауза очень важна во время занятий. Но дети просто не умеют расслабляться. Воспитателю следует объяснить малышам, как расслабить мышцы, успокоиться, когда они перевозбуждены, то очень нервничают, а потому неспособны адекватно воспринимать учебный материал. Таким образом, мы видим, что динамические паузы в детском саду очень важны и обязательны для детей любого возраста. Они способны активизировать дыхательную систему, улучшить кровообращение и работоспособность. Такой элемент очень важен в обучении малышей. Их роль очень велика, т. к. ребенок может получить в это время «минутку» здорового и активного отдыха. 

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель». К сожалению, взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг ребенка получает питание и кислород, когда ребенок двигается. Движение — это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы. 

Использованная литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ / практическое пособие. - M.: Aйрис-npecc 2008. - 144c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамическая пауза в НОД и режимных моментах

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физи...

Методическая разработка по теме:" Организация и методика проведения режимных моментов в младшей группе «Подготовка к завтраку, завтрак»

Программное содержание:  Формировать элементарные навыки поведения за столом, развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами, бумажной салфеткой....

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Консультация "Рекомендации для воспитателей к подготовке и проведению режимных моментов в ДОУ"

laquo;Здоровым будешь — всё добудешь» — с этим утверждением трудно поспорить. Как известно, здоровье человека закладывается в раннем детстве, и большую роль в формировании детского ...

программно-методического комплекса "Мозаичный Парк". Группа раннего возраста в Режимные моменты

программно-методического комплекса "Мозаичный Парк".Группа раннего возраста   Режимные моменты...

Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.      Решение программных образовательных задач решается...

Рекомендации для воспитателей о применении фольклора в режимных моментах и на занятиях.

Цель    Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах.Задачи:-развивать речевые навыки детей, опираясь на скло...