Динамическая пауза в НОД и режимных моментах
консультация по физкультуре (средняя группа) на тему

Анацкая Людмила Олеговна

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete.docx290.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».

Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, фитнес-клубов, оборудованных детских площадок и т. п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат» и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много «заниматься». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко.

Давно уже замечено: за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, сгорбленная спина, пенсне на носу, а нередко и чахотка – все чаще становилась атрибутами образованной интеллигенции в прошедшие два столетия. Как только всеобщее обучение коснулось детей дошкольного и школьного возраста, сразу же: близорукость, искривления спины, сколиозы, неврастения и многое другое. Еще в 1805 году Песталоцци говорил о том, что при традиционном обучении происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это происходило еще в экологически чистые времена, когда дети рождались нормальными родами от здоровых родителей и вскармливались грудным молоком. Когда были качественно иные семьи и информационные перегрузки в школе еще не были столь велики. Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени.

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

В соответствии с ФГОС к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» в нашей работе образовательная область «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Физическая культура» через рациональную организацию двигательного режима, включающего в себя: утреннюю гимнастику, двигательную деятельность на прогулке, непосредственно организованную совместную двигательную деятельность педагога и детей, динамические паузы, игровые переменки, самостоятельную игровую деятельность детей, праздники и досуги, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику после сна.

Я остановлюсь на динамических паузах. Что такое динамическая пауза,

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. (Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.)

Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т.д..

Динамические паузы мы используем в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

 Одним из множества педагогических патогенных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей, вынужденное длительное статическое напряжение на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Профессор А.Б. Ситель в книге «Соло для позвоночника» резко и эмоционально высказывает свое мнение о недостатках современного школьного образования: «Возмутительно заставлять сидеть детей за партой 20–25 минут неподвижно! Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких, и там легко возникают воспалительные процессы. И, хорошо, что многие "оболтусы", словно повинуясь могучему инстинкту, все- таки вертятся на уроках и, получая замечания, а порой и тумаки, находят любой повод, чтобы спасти себя от неподвижности. И правильно делают!». Остается добавить, что вынужденное длительное статическое напряжение большого количества мышечных групп на занятиях в детском саду и на уроках в школе по предметам теоретического цикла приводит также к застою крови в венозных сосудах органов грудной и брюшной полостей, органов малого таза, нижних конечностей, всех отделов позвоночного столба. В результате нарушается кровоснабжение и нормальное функционирование всего организма в целом. Неоднократно приходилось наблюдать, как возникающее в подобных случаях утомление приводило к тому, что дети перестают воспринимать не только учебный материал, но и самого педагога. Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки как эффективное средство повышения работоспособности учащихся. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине  занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Положительный эффект физкультминутки (паузы) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников и младших школьников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Современные дети, в отличие от своих сверстников прошлых поколений, практически не играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные компьютерные суррогаты, которые никак не могут удовлетворить биологическую потребность растущего и развивающегося организма в движениях и положительных эмоциях, сопровождающих реальные игровые действия. Многочасовые сидения у мониторов и телевизоров, подавляющие физическую активность, уменьшают потенциал интеллектуального и личностного развития. Поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе по предметам теоретического цикла защищает еще неокрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных статических перегрузок. Иногда мы относимся к физкультминуткам как к досадной необходимости, нарушающей спокойное течение урока или занятия, а на самом деле это средство повышения эффективности усвоения учебного материала, совершенствования восприятия, мобилизации разных видов памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной). Русская народная педагогика широко использовала речевое опосредование игровых, бытовых, трудовых, учебных действий, значит, потребность в такой форме организации деятельности содержится в нашей энергоинформационной основе. «Оречевление» и одушевление движений способствует развитию творческой, речевой, двигательной, эмоциональной, познавательной, сенсорной сферы у детей, а также совершенствованию их соматопространственной и пространственной ориентировки, зрительно-моторной координациии т.д.

Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на занятии, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

 Можно сделать следующие выводы:

– успешность применения физкультминуток на занятиях  зависит от их разнообразия и качественных характеристик;

– грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме занятия , становятся его гармоничной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала;

– креативность и педагогическое мастерство воспитателей, умелый подбор и неоднократное (в течение занятия) включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса детей к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.

Помимо физкультурных пауз во время занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Детей ставлю в круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро Евдокия Ильинична». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Евдокия Ильинична». «Доброе утро, Алина». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Мы  используем такие динамические паузы как «Обезьяна», «Узнай по движению, кто это?», «Где мы были не скажем, что делали покажем».

Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.

 С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно с воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Также мы используем ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.

Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Мы добиваемся благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляем личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. В группе создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Также в группе созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении: оборудована зона двигательной активности, которая оснащена физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками, дорожками здоровья. Физкультурный инвентарь и физкультурные пособия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям, пространству двигательной зоны.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими, является одной из важнейших. Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.

Игровые динамические паузы

Физминутки могут быть танцевальные, оздоровительно – гигиенические, которые выполняются как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, подвигать ногами; для глаз; физминутки, которые выполняются строго под счёт, с равномерным чередованием вдоха и выдоха, для определённой группы мышц, двигательно – речевые физминутки. В данном случае дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения.

На занятие воспитатель может проводить физминутки по мере уставания детей. Это может быть одна или несколько физминуток.

Можно включить в проведение физминуток элементы игры, театрализации. Например, участие сказочных героев.

                   физминутки.

Воспитатель выбирает двух детей, ставит их лицом к ребятам, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

Расскажу  я вам рассказ,

           В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово «три»,

Карандаш  скорей бери.

-  Понятно, когда надо брать карандаш?

-  На слове «три».

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два…марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы карандаш не брали,

Когда была возможность взять!

Обычно играющие, ожидая, что слово «три» должно быть в конце куплета, не обращают внимания на это слово в тексте, и карандаш никому не достаётся.

  2.  «Сколько зайчиков?»

Воспитатель читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.

Бежал раз зайчик вдоль равнин,

И зайчик, значит, был… один.

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего… два зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри:

Теперь уж стало зайцев… три.

Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»

Ну, стало быть, их уж… четыре.

Ба! Вот бежит один опять,

Теперь уж зайцев будет… пять.

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит… шесть, чего же проще.

Тут прибежал ещё косой –

Так зайцев… семь, ведь он седьмой.

К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет… восемь.

Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»

Он их спросил: «Так Вас тут… девять?»

«Да, девять, - молвят те в ответ. –

Но вожака всё нет и нет».

А вот бежит, болотце месит,

Примчал и молвил: «Нас тут… десять!»

3.Для проведения данной физминутки используются наглядные пособия.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов,

И присядем столько раз,

Сколько уточек у нас.

На носочки встанем,

Потолок достанем

И тихонько сядем.

4.    1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

        5. А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку         (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо

Через левое ещё.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

             6.  Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки верх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

7.  Мы  сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись,

Лапки вверх  и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:"Музыкально-ритмические упражнения и динамические паузы с детьми в НОД и режимных моментов ДОУ и начальной школе"

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, веч­ный двигатель, в...

Презентация "Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах"

В каждом ребенке таится, заложенная природой неуемная потребность движения. Для ребенка бегать на перегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц стольже есте...

Методические рекомендации для педагогов "Динамические паузы с дошкольниками в режимных моментах"

Рекомендации по проведению динамических пауз в детском саду с детьми...

Консультация для молодых педагогов "Динамическая пауза в ООД и в режимных моментах"

Консультация для молодых педагогов "Динамическая пауза в ООД и в режимных моментах"...