Оздоровительно- игровой час, как эффективная форма работы для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Костина Наталья Вячеславовна

Оздоровительно- игровой час, как эффективная форма работы для детей раннего возраста

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их

духовная жизнь, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы.

                                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Раннее детство – стартовый период развития нравственности, здоровья, духовности, интеллекта, благоприятный  возраст для  выработки правильных привычек и формирования навыков здорового образа жизни.

Здоровье ребенка является базой его развития. Насколько здоров ребенок - настолько он и развит.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма - двигательная активность- это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Поэтому требуется особое внимание уделить созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.

В 2014 году я набрала группу раннего возраста от года до двух лет 21 человек, из них: с третей группой здоровья-1 человек, со второй -8 человек и с первой -11человек.  Первое время дети  болели, что обеспокоило меня и заставило задуматься над  проблемой, как сохранить и улучшить здоровье детей.

Изучив  методическую литературу, интернет –ресурсы, проанализировав личный опыт работы отобрала и объединила как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по здоровьесбережению детей в ежедневный оздоровительно- игровой час.

Самым благоприятным временем для реализации оздоровительно- игрового часа является 2 половина дня, после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой, которые подготовлены заранее: проветренные, проведена влажная уборка, соблюден тепловой режим.

Мною была разработана структура оздоровительно- игрового часа

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • игры с водой
  • дыхательная гимнастика

   Пробуждающая гимнастика способствует поднятию мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Бужу каждого ребенка индивидуально, мягким поглаживанием, а затем мы выполняем  3-4 упражнения. Так создается постепенный щадящий переход от сна к бодрствованию.

   Ходьба по дорожкам здоровья и игровой массаж приносит детям много радости. Как мы знаем, что на стопе находятся рефлексогенные зоны, связанные практически со всеми внутренними органами. Поэтому, когда ребенок стоит или ходит по дорожкам здоровья- это и массаж ног, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма, что оказывает оздоровительное и укрепляющее воздействие на внутренние органы.

   Массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии. Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнений, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот игры с простыми движениями, с предметами( мех, мягкие щетки, карандашами, игры с прищепками и т.д),которые со стихотворным сопровождением нравятся детям.

Известно, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Поэтому эти игры трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек улучшает работу мозга.

          Подвижные игры развивают ловкость, подвижность, эмоциональную сферу.

          Игры с водой и песком создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений. Это зависит от психоэмоционального состояния детей, от состояния здоровья. 

Вода первый и любимый всеми детьми объект для игр и исследований. Организуя игры с водой мы одновременно решаем несколько   задач:

- способствуем физическому развитию организма (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию);

- снятию психического напряжении;

- агрессии;

- снятию состояния внутреннего дискомфорта,

      При помощи несложных игровых упражнений дыхательной  гимнастики  улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.

Для четкой  организации  оздоровительно-игрового часа мной был разработан порядок   действий воспитателя и младшего  воспитателя. Ведь очень важно, когда воспитатель и младший воспитатель работают в тендеме, поддерживают и понимают значимость совместной работы, что приводит к хорошим результатам.

Структура оздоровительно-игрового часа

Действия воспитателя

Действия младшего  воспитателя

Пробуждение

В спальне проводит гимнастику пробуждения с проснувшимися детьми

Гигиенические процедуры в туалетной комнате (по мере необходимости)

Ходьба по дорожкам здоровья

Организует детей

Игры малой подвижности

Проводит игру

Подготавливает воду для умывания и обливания

Обуваемся

Помогает детям обуваться

Встречает детей  в туалетной комнате, высаживает на горшки

Гигиенические процедуры в туалетной комнате

Умывание и обливание водой

Помогает детям одеваться в группе

Одеваемся

Помогает детям одеваться в группе

Подготовка к полднику

Игровой массаж с предметами

Организует детей

 

     В своей работе по здоровьесбережению, хочется отметить и активность родителей, которые с большим желанием поддерживают нас в этом вопросе. Так, раз в месяц проходит «День здоровья», где проводится совместный оздоровительно- игровой  час  детей с родителями.

Мониторинг заболеваемости детей последних 2-х лет позволяет сделать вывод о том, что здоровье детей в группе не только не ухудшилось, но и снизилось количество дней, пропущенных 1 ребёнком по болезни (с 20 дней в 2014-15 уч. году до 6 дней за 1 полугодие 15-16 уч.г.). Посещаемость группы детьми повысилась.

      Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей раннего дошкольного возраста способствует развитию двигательной активности, формирует культуру движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelno-igrovoy_chas_2.pptx831.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оздоровительно-игровой час как эффективная форма организации детей раннего возраста 1 Костина Наталья Вячеславовна Воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад №2»

Слайд 2

Актуальность Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний , вера в свои силы. В.А. Сухомлинский 2

Слайд 3

Структура оздоровительно-игрового часа пробуждающая гимнастика ходьба по дорожкам здоровья массаж активных точек подвижные игры игры с водой дыхательная гимнастика 3

Слайд 4

Пробуждающая гимнастика способствует поднятию мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения. 4

Слайд 5

Ходьба по дорожкам здоровья и игровой массаж приносит детям много радости 5

Слайд 6

Массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии 6

Слайд 7

Игры развивают ловкость, подвижность, эмоциональную сферу 7

Слайд 8

Игры с водой создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений 8

Слайд 9

Совместный оздоровительно- игровой час на «День здоровья» 9

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня

Оздоровительно-игровой час как форма  организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня. Включает в себя три блока....

Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст яв...

Презентация в рамках стажировочной площадки Организация игровых занятий - как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовил воспитатель МБДОУ ДСКВ №7 с. Кухаривка Авдеева Н.А 2015г

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»

Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...

Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста.

Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста.Цель:Укрепления здоровья детей.   Задачи:•Обучение правильной ходьбе.•Развитие чувства равновесия.•Профилактика ...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...