Оздоровительно- игровой час, как эффективная форма работы для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Оздоровительно- игровой час, как эффективная форма работы для детей раннего возраста
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их
духовная жизнь, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский
Раннее детство – стартовый период развития нравственности, здоровья, духовности, интеллекта, благоприятный возраст для выработки правильных привычек и формирования навыков здорового образа жизни.
Здоровье ребенка является базой его развития. Насколько здоров ребенок - настолько он и развит.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма - двигательная активность- это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Поэтому требуется особое внимание уделить созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
В 2014 году я набрала группу раннего возраста от года до двух лет 21 человек, из них: с третей группой здоровья-1 человек, со второй -8 человек и с первой -11человек. Первое время дети болели, что обеспокоило меня и заставило задуматься над проблемой, как сохранить и улучшить здоровье детей.
Изучив методическую литературу, интернет –ресурсы, проанализировав личный опыт работы отобрала и объединила как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по здоровьесбережению детей в ежедневный оздоровительно- игровой час.
Самым благоприятным временем для реализации оздоровительно- игрового часа является 2 половина дня, после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой, которые подготовлены заранее: проветренные, проведена влажная уборка, соблюден тепловой режим.
Мною была разработана структура оздоровительно- игрового часа
- пробуждающая гимнастика
- ходьба по дорожкам здоровья
- массаж активных точек
- подвижные игры
- игры с водой
- дыхательная гимнастика
Пробуждающая гимнастика способствует поднятию мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Бужу каждого ребенка индивидуально, мягким поглаживанием, а затем мы выполняем 3-4 упражнения. Так создается постепенный щадящий переход от сна к бодрствованию.
Ходьба по дорожкам здоровья и игровой массаж приносит детям много радости. Как мы знаем, что на стопе находятся рефлексогенные зоны, связанные практически со всеми внутренними органами. Поэтому, когда ребенок стоит или ходит по дорожкам здоровья- это и массаж ног, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма, что оказывает оздоровительное и укрепляющее воздействие на внутренние органы.
Массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии. Психика малыша устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнений, даже самые полезные, если они ему неинтересны. А вот игры с простыми движениями, с предметами( мех, мягкие щетки, карандашами, игры с прищепками и т.д),которые со стихотворным сопровождением нравятся детям.
Известно, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Поэтому эти игры трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек улучшает работу мозга.
Подвижные игры развивают ловкость, подвижность, эмоциональную сферу.
Игры с водой и песком создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений. Это зависит от психоэмоционального состояния детей, от состояния здоровья.
Вода первый и любимый всеми детьми объект для игр и исследований. Организуя игры с водой мы одновременно решаем несколько задач:
- способствуем физическому развитию организма (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию);
- снятию психического напряжении;
- агрессии;
- снятию состояния внутреннего дискомфорта,
При помощи несложных игровых упражнений дыхательной гимнастики улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.
Для четкой организации оздоровительно-игрового часа мной был разработан порядок действий воспитателя и младшего воспитателя. Ведь очень важно, когда воспитатель и младший воспитатель работают в тендеме, поддерживают и понимают значимость совместной работы, что приводит к хорошим результатам.
Структура оздоровительно-игрового часа | Действия воспитателя | Действия младшего воспитателя |
Пробуждение | В спальне проводит гимнастику пробуждения с проснувшимися детьми | Гигиенические процедуры в туалетной комнате (по мере необходимости) |
Ходьба по дорожкам здоровья | Организует детей | |
Игры малой подвижности | Проводит игру | Подготавливает воду для умывания и обливания |
Обуваемся | Помогает детям обуваться | Встречает детей в туалетной комнате, высаживает на горшки |
Гигиенические процедуры в туалетной комнате | Умывание и обливание водой | Помогает детям одеваться в группе |
Одеваемся | Помогает детям одеваться в группе | Подготовка к полднику |
Игровой массаж с предметами | Организует детей |
В своей работе по здоровьесбережению, хочется отметить и активность родителей, которые с большим желанием поддерживают нас в этом вопросе. Так, раз в месяц проходит «День здоровья», где проводится совместный оздоровительно- игровой час детей с родителями.
Мониторинг заболеваемости детей последних 2-х лет позволяет сделать вывод о том, что здоровье детей в группе не только не ухудшилось, но и снизилось количество дней, пропущенных 1 ребёнком по болезни (с 20 дней в 2014-15 уч. году до 6 дней за 1 полугодие 15-16 уч.г.). Посещаемость группы детьми повысилась.
Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей раннего дошкольного возраста способствует развитию двигательной активности, формирует культуру движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelno-igrovoy_chas_2.pptx | 831.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний , вера в свои силы. В.А. Сухомлинский 2
Структура оздоровительно-игрового часа пробуждающая гимнастика ходьба по дорожкам здоровья массаж активных точек подвижные игры игры с водой дыхательная гимнастика 3
Пробуждающая гимнастика способствует поднятию мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения. 4
Ходьба по дорожкам здоровья и игровой массаж приносит детям много радости 5
Массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии 6
Игры развивают ловкость, подвижность, эмоциональную сферу 7
Игры с водой создают радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений 8
Совместный оздоровительно- игровой час на «День здоровья» 9
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня
Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня. Включает в себя три блока....
Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст яв...
Презентация в рамках стажировочной площадки Организация игровых занятий - как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУПодготовил воспитательМБДОУ ДСКВ №7 с. КухаривкаАвдеева Н.А2015г
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....
Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»
Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...
Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста.
Физкультурно-оздоровительная работа для детей раннего возраста.Цель:Укрепления здоровья детей. Задачи:•Обучение правильной ходьбе.•Развитие чувства равновесия.•Профилактика ...
Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")
Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...