«Здоровое питание – основа процветания!»
проект (старшая группа)
«Здоровое питание – основа процветания!»
краткосрочный проект
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Соловей-Морозенко В.М.
, высшая квалификационная категория
Введение
Полноценное питание детей – необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все периоды взросления. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей закреплена постановлением Правительства РФ «Об основах государственной политики в области здорового питания населения РФ до 2020 года». Основными задачами этой государственной политики являются ликвидация дефицита полноценного белка и мокронутриентов, улучшение питания детей, обеспечение качества, безопасности отечественных и импортных продуктов, повышение знаний населения в вопросах здорового питания.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, охрана и укрепление здоровья воспитанников находится на первом месте.
Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, т. к. детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. Состояние иммунитета определяется не только количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. Кроме того, рациональное питание повышает устойчивость детского организма к воздействию вредных экологических факторов.
Беседуя с детьми, наблюдая за ними в детском саду, отметили, что большинство детей отдает предпочтение «вредной» пище, но родители в этом не видят ничего страшного, а также никто из родителей не связывает поведение ребенка с его питанием. В связи с этим был разработан краткосрочный проект – «Здоровое питание – основа процветания».
Краткосрочный проект «Здоровое питание – основа процветания».
Данный проект предназначен для детей старшей группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах, молочных и кисломолочных продуктах; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью.
Тип проекта: краткосрочный, информационно - познавательный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности детей с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни. Пища должна быть не только полноценной по количеству, составу и сочетанию питательных веществ, но и вкусной. Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.
Гипотеза: реализация проекта окажет позитивное влияние на развитие познавательной активности детей нашей группы, в части ознакомления их с принципами здорового питания.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о полезных продуктах, витаминах и правильном питании через различные виды деятельности, преемственность ДОУ и семьи.
Задачи:
- расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;
- формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
- установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);
- уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов, о том, как витамины влияют на организм человека;
- способствовать созданию активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты;
- воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предполагаемые результаты:
- Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, молочных продуктах, получат практические навыки по приготовлению салатов, научатся красиво накрывать на стол.
- Дети умеют различать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают значение витаминов для здоровья организма.
- Родители воспитанников грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно – подготовительный: определение проблемы через выявление уровня развития детей и образовательные возможности семьи; изучение нормативно – правовых документов, общеобразовательной программы ДОО, методической литературы, материалов сети Интернет по вопросам выявленной проблемы; введение воспитанников в тематику с использованием модели «трех вопросов», обсуждение плана с семьями воспитанников; сбор информации, материалов и средств для реализации проекта (Приложение 1); выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта;
2 этап. Практический - расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Содержание деятельности педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
Образовательные области | Формы организации образовательной деятельности. | Цель |
Познавательное развитие | - Презентация « Витамины и полезные продукты» - Беседа «Витамины и здоровый организм» - Ситуация общения «Здоровая пища» - Познавательные беседы: «Самые полезные продукты , «Молоко и его друзья», «Из чего варят кашу?», «Плох обед, если хлеба нет», «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» - Дидактические игры: «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Пирамида здоровья», «Сварим суп из овощей»; «Угадай на ощупь»; «Угадай на вкус»; «Где живет витамин?», «Что где растет?» и другие. (Приложение 2) - Экскурсия на пищеблок - Экскурсия в мини – музей «Коровка –Матушка».
| - Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. - Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. - Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной. -Объяснить детям, что полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы. -Обед может состоять из четырех блюд: закуски, первого, второго и десерта. - Овощи, фрукты или ягоды полезно есть каждый день. - Формирование у детей представления о важности правильного питания. |
Социально – коммуникативное развитие. | - Сюжетно-ролевые игры «Магазин «Овощи-фрукты», «Фруктовое кафе». - Настольно – печатные игры: «Зеленый друг» (ботаническое лото); «Во саду ли, в огороде»; «Пирамида здоровья», «Хлеб всему голова», «Фрукты» (домино), «Полезные и вредные продукты», «Кто больше назовет блюд». | - формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. - Воспитывать у детей сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор. |
Художественно – эстетическое развитие | НОД. Рисование: «Витаминки для здоровья». НОД. Аппликация «Овощи на тарелке» - Изготовление плаката «Где живут витамины?» - Разучивание хоровода А. Филиппенко «Урожайная», - Слушание песни «Антошка». - Музыкальная инсценировка «Спор овощей» - Игра-хоровод «Кабачок» | Уточнить представления детей о форме овощей и фруктов, их характерных особенностях, учить передавать это в изобразительной деятельности. Закреплять технические приемы Развивать творческие способности, умение создавать коллективные работы. Развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал. |
Речевое развитие | Чтение художественных произведений: -Ю. Тувим «Овощи»; -Н. Егоров «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор»; Русские.нар.сказки: «Мужик и медведь», «Вершки и корешки»; -Д. Родари «Приключения Чиполино»; - Д. Хармс «Очень вкусный пирог». - Н. Носов «Огурцы», -Стихи и загадки об овощах, фруктах, ягодах; -Разучивание пословиц, скороговорок, считалок. (Приложение 3) - Заучивание ролей для музыкальной инсценировки «Спор овощей» | Развитие речи, внимания и интереса к художественной литературе. Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости), месте их произрастания через знакомство с художественными произведениями. Развитие интонационной выразительности речи. - Помочь детям запомнить текст, развивать интонационную выразительность речи. |
Физическое развитие. | Подвижные игры : «Собери урожай» (эстафета); «Баба сеяла горох»; «Найди свой домик» Физкультминутки: «Овощи» «А в лесу растёт черника», «Подрастает зёрнышко» Пальчиковые игры: «Компот», «Кошка и горшок с молоком», «На базар ходили» (Приложение 4) | Формирование у детей физических качеств и повышение интереса к занятиям физической культурой, потребности в здоровом образе жизни. |
3 этап. Заключительный: продукты проекта: детские работы, изготовление и защита детьми листовок «Вредная и полезная еда»; методическая разработка Лепбук «Здоровое питание»
Взаимодействие с родителями:
- Консультации для родителей: 1.«Молочные продукты для детей»; 2.«Овощи и фрукты – ценные продукты»; 3. Памятка «Витамины для детей».
- Творческие работы детей и родителей по теме: «Вредные и полезные продукты» (изготовление листовок и плакатов).
- Фотовыставка «Правильно питаемся – здоровья набираемся»
- Просмотр образовательных мультфильмов дома: « Азбука здоровья. Правильное питание» - Сборник « Смешарики» 2D. Обучающие мультфильмы.
Результаты проекта
1. У детей сформировано представление о необходимости заботы о своем здоровье, бережном отношении к своему организму, представление о том, какая еда вредна, и какая полезна для здоровья.
2. У родителей сформировано представление об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для дошкольников.
3. Родители обратили внимание на рацион своих детей, изменили их меню, сделав его более витаминизированным и полезным.
Список литературы.
1.Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н.А.Таргонская — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.-144 с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, М., «Мозаика-Синтез», 2015г.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Интернет ресурсы
- http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/proekt-zdorovoe-pitanie-osnova-procvetaniya.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-formirovanie-kultury-zdorovogo-pitanija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-roditelei-i-pedagogov-dou.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/10/31/proekt-o-zdorovom-pitanii
- https://multiurok.ru/files/didakticheskie-igry-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
- https://infourok.ru/palchikovie-gimnastiki-po-proektu-molochniy-mir-1970838.html
- https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-i-palchikovoy-gimnastiki-na-temu-ovoschi-i-frukti-2555725.html
Приложение 1
Создание условий для самостоятельной деятельности. РППС.
Образовательные области. | Создание условий для самостоятельной деятельности. РППС.
|
ОО Познавательное развитие. | Муляжи овощей, фруктов, ягод. Дидактические игры: «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Сварим суп из овощей»; «Угадай на ощупь»; «Угадай на вкус»; «Где живет витамин?», «Полезно – вредно». Плакат «Где живут витамины?» Лэпбук «Здоровое питание» |
ОО Речевое развитие | Книги с иллюстрациями к произведениям: Ю. Тувим «Овощи»; Н. Егоров «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор»; Д. Родари «Приключения Чиполино»; Русские народные сказки: «Мужик и медведь», «Вершки и корешки»; Карточки со стихами и загадками про овощи, фрукты, ягоды. |
ОО Художественно – эстетическое развитие. | Изобразительные средства, раскраски, картинки «Овощи, фрукты, ягоды» Маски - ободки овощей и фруктов для театрализованной деятельности. |
ОО Социально – коммуникативное развитие. | Атрибуты к Сюжетно-ролевым играм «Магазин «Овощи-фрукты», «Фруктовое кафе». Настольно – печатные игры: Домино «Фрукты», «Зеленый друг» (ботаническое лото); «Во саду ли, в огороде»; «Пирамида здоровья»», «Полезные и вредные продукты», «Кто больше назовет блюд». |
Физическое развитие. | Муляжи овощей и фруктов, корзины для эстафеты, маски - ободки овощей и фруктов для подвижных игр. |
Приложение 2.
Дидактические игры по обучению детей основам здорового питания.
1. «Поварята»
Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака, обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности составленного блюда.
2. «Где растет каша?»
Цель: дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О
пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.( Варианты: 1. Разбери смешанные крупы по сортам. 2. Определи крупу на ощупь.3. Составь мозаику из круп).
3. «Во фруктовом царстве, овощном государстве»
Цель: дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе. Познакомить с историей происхождения появления на Руси овощей и фруктов. (Описание игры: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и других продуктов, имитация трона-рамки. Создание игровой ситуации «Расскажи все о себе»).
4. «Витаминный домик»
Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о витаминах содержащихся в пище. (Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится).
Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет.
Вариант 2. Как ты думаешь, наши продукты живут в семье витамина А,В,
С, D, фосфора. Кальция?
5. «Назови одним словом»
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты.
Вариант. Расскажи, какой овощ, фрукт ты любишь больше всего? Почему?
6. «Готовим салат (суп, компот)»
Цель: Формировать представления о совместимости продуктов, о компонентах и составляющих то или иное блюдо, о предназначении посуды для приготовления и употребления конкретных блюд
7. «Витаминный бильярд».
Цель: Формировать представления о происхождении продуктов питания (крупа, мука, овощи, фрукты) о их пользе для организма человека, о блюд в состав которых они входят.
8. «Пищевое лото»
Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Оборудование: большие карты (витамины, белки, жиры, углеводы); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов.
Дети раскладывают маленькие карточки на большие карты. Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото)
9. «Полезная и вредная еда».
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные фишки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной. Верное решение игровой задачи поощряется фишкой.
10. Творческие задания с контурными картинками овощей и фруктов
Цель: закрепить знания о витаминной ценности овощей и фруктов, месте их
произрастания, использования в приготовлении разных блюд.
Описание заданий:
- Раскрась красным цветом овощи и фрукты, содержащие витамин А (зеленым витамин В, желтым витамин С, синим витамин D).
- Раскрась овощи и фрукты, из которых можно приготовить салат
(варенье, компот, суп).
- Вырежи овощи и фрукты, содержащие вещества фитонциды?
- Обведи по контуру овощи и фрукты, которые растут в наших садах и огородах.
Приложение 3.
Пословицы, поговорки.
Примерные пословицы, используемые во время приема пищи.
- Хорошее питание — основа здоровья.
- Пища — основа жизни.
- Какова еда и питье — таково и житье.
- Разумно есть — долго жить.
- За общим столом и еда вкуснее.
- Обильная еда вредит телу также, как изобилие воды вредит посеву.
- Чем проще пища, тем она приятнее — не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. (Л. Н. Толстой)
- Чем больше ест человек, тем прожорливее становится.
- Кто от жира еле дышит, тот здоровьем не пышет.
- Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. (Сократ)
- Будь умерен в еде и быстрым в ходьбе.
- Надо так есть и пить, чтобы не тяжко ходить.
- Чем еда легче, тем сон крепче.
Пословицы об овощах и фруктах, молоке.
- Овощи — родник здоровья.
- Зелень на столе — здоровья на сто лет.
- Горсть зелени петрушки равна горсти золота.
- Обед без овощей, что праздник без музыки.
- Лук и капуста лиха не пустят.
- Поел моркови — прибавилась капля крови.
- Ранняя зелень болезни не пустит.
- Плоды и овощи — это музыка и поэзия питания.
- Капуста — овощ номер один.
- Картофель хлеб бережет.
- Там, где нет мяса — свекла герой.
- Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце.
- Съешь яблоко — освежишь зубы.
- Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
- Лук — здоровью друг.
- Сладкая еда не всегда полезна.
- От сладкой еды жди беды.
- Сладкое — враг зубов.
- Молока в достатке — и мы в порядке.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
- Кашу маслом не испортишь.
- Щи да каша — пища наша.
- Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
Приложение 4.
Пальчиковые и подвижные игры.
«КОМПОТ» (пальчиковая гимнастика)
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.
«НА БАЗАР ХОДИЛИ» (игра с пальчиками)
Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (Мизинцы.)
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины, (Средние.)
Дыни, сливы, мандарины, (Указательные.)
Но купили мы арбуз- ( Большие.)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)
Пальчиковая гимнастика “КОШКА И ГОРШОК С МОЛОКОМ”
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой (крутим головой)
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)
Подвижная игра «КОРЗИНА С ОВОЩАМИ»
С большой корзиной иду в огород (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
На грядках растет разноцветный народ.
(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей)
Тут красный, пузатый синьор помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком.
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко желтая репка горит.
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка.
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат. (Вновь идут по кругу, взявшись за руки)
Игра - хоровод «КАБАЧОК»
Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком.
Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
Цель: название овоща приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить, как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie_-_proekt.docx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровое питание - основа процветания.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровой организации жизни ребёнка на будующее. Поэтому так важно дать представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или ин...
Проект "Здоровое питание – основа процветания"
Проект способствует развитию интереса к познанию здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом. В ходе самостоятельного исследования, дети должны выделить основные характерис...
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – основа процветания
Здоровое питание - это: - разнообразие продуктов; - сбалансированный рацион; - вкусно;- недорого;- полезно для всех....
Педагогический проект «Здоровое питание — основа процветания!» с детьми младшего возраста (3-4 года) при взаимодействии с семьей.
Педагогический проект...
Познавательно - исследовательский проект «Здоровое питание основа процветания»
Формирование у детей знания о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья ....
«Здоровое питание – основа процветания»
Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Федераль...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...