Статья "Особенности организации двигательного режима с детьми с ОВЗ"
статья (старшая группа)
Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Особенности организации двигательного режима с детьми с ОВЗ
Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно:
- обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности;
- предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.
Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, свойственно отставание в развитии двигательной сферы:
- Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- Нарушение общей моторики (лазание, прыжки в длину, метание);
- Нарушение ручной моторики;
- Общая скованность и замедленность в выполнении движений;
- Дискоординация движений;
- Несформированность функций равновесия;
- Недостаточное развитие чувства ритма;
- Нарушение ориентировки в пространстве;
- Замедленность процесса освоения новых движений;
- Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
- Трудности вызывают выполнения движений по словесной инструкции, особенно, многоступенчатой инструкциям.
- Недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
- При выполнении заданий и даже играя, дети быстро утомляются, теряют интерес к происходящему.
Поэтому большая работа группе компенсирующей направленности направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности.
Двигательный режим детей конструируется с учётом психофизических особенностей и возможностей детей, рационально сочетая организованные формы и виды двигательной деятельности, и самостоятельные двигательные действия.
Это дает возможность каждому ребенку, на основе индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, проявить самостоятельность, инициативу и творчество.
Для организации физической активности детей и их оздоровления используются разнообразные формы двигательной деятельности:
Утренняя гимнастика
- традиционная;
- на основе подвижных игр;
- с использованием полосы препятствий.
Физкультминутки.
Двигательные разминки (динамические паузы).
Гимнастика пробуждения после дневного сна.
Дорожка здоровья с закаливающими процедурами (мероприятиями).
Подвижные и хороводные игры в помещении и на воздухе.
Индивидуальная работа по развитию движений.
Активный отдых детей
Самостоятельная двигательная активность.
Утренняя гимнастика.
Является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Мы используем разные формы проведения гимнастики: традиционная (с предметами и без предметов), на основе подвижных игр, с использованием полосы препятствий, логоритмическая гимнастика.
Утренний круг.
Во время утреннего круга мы используем логопедический коврик, Робо – мышка доходит до определённой картинки и дети выполняют различные гимнастики и упражнения для развития двигательной активности.
Физкультминутка
Кратковременные физические упражнения - проводятся в процессе образовательной деятельности. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.
С коррекционно – развивающей целью мы используем игры на координацию речи с движением. Где главное – согласование ритма движений со стихотворным ритмом.
Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений, игровых и логоритмических упражнений.
Двигательные разминки (динамические паузы) проводим ежедневно между занятиями. Основное ее назначение – предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.
Игровые упражнения хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени. Хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению двигательной активности детей.
Двигательная разминка состоит из игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Прыгни, как я», «Посмотри и повтори», «Удочка», «Перенеси палочку», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.
Гимнастика пробуждения после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
После разминки в постели, самомассажа дети по очереди проходят по «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия и переходят к закаливанию по мокрым дорожкам.
Подвижные, хороводные, игры - эстафеты в помещении и на воздухе.
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Таким образом, подвижные игры и упражнения обеспечивают ускорение развития речи, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Подбор подвижных игр мы осуществляем в соответствии с комплексно – тематическим планированием, в соответствии с изучаемой лексической темой.
Индивидуальная работа по развитию движений.
Активный отдых детей. Физкультурные развлечения, праздники, дни и недели здоровья.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
В группе оборудован физкультурный уголок для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Включает в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Меняется в зависимости от игры и предоставляет достаточно места для двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательного режима детей младшего дошкольного возраста в течении дня.
Из опыта работы. Отчет по теме самообразования....
Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...
Консультация для родителей: «Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями»
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...
Организация двигательного режима в ДОУ
Двигательный режим в нашем ДОУ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Оптимальная организация двигательного режима дошкольников
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3Тема: Оптимальная организация двигательного режима дошкольников. Цель: Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства....
Организация двигательного режима дошкольников в течение дня
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё дале...
Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...