Рекомендации родителям: игры и упражнения с массажными мячиками.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_igry_i_uprazhneniya_s_massazhnym_myachikom.docx | 119.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений с массажными мячиками.
Важные правила при использовании игр с мячом:
- Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно.
- После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти пальчиками).
- Пальчиковая гимнастика должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Примерные игры с массажными мячиками:
«Разминка»
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю.
«Мячик»
Я мячом круги катаю, (катаем круги по столу) Взад-вперед его гоняю. (катаем вперед-назад по столу) Им поглажу я ладошку, (катаем между ладонями)
А потом сожму немножко. (сжимаем обеими руками) Каждым пальцем мяч прижму (сжимаем правой рукой) И другой рукой начну. (сжимаем левой рукой) А теперь последний трюк — (подбрасываем мячик) мяч летает между рук.
«Этот шарик не простой»
Этот шарик не простой, (сжимаем и разжимаем мячик)
Весь колючий вот такой. Меж ладошками кладем. Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем, (катаем вперед и назад)
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу, (катаем по кругу)
Перекатывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять — (подбрасываем мячик)
Нам пора и отдыхать!
«Испечем мы каравай»
Месим, месим тесто (сжимаем в правой руке),
Есть в печи место (сжимаем левой рукой)
Испечем мы каравай (несколько раз сжимаем обеими руками),
Перекладывай, валяй (катаем мяч руками).
«Орех»
Прокачу я свой орех (катаем мяч вперед и назад)
По ладоням снизу вверх, А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех, (катаем мяч по кругу)
Чтобы стал круглее всех.
«Ежик и мышка»
Ходит ежик без дорожек (катаем между ладонями вперед-назад)
По лесу, по лесу,
И колючками своими (сжимаем и разжимаем мячик)
Колется, колется.
А я ежику — ежу, (катаем по кругу в ладонях)
Ту тропинку покажу, Где катают мышки Маленькие шишки.
«Игра с ежиком»
Ежик выбился из сил — (гладим мячик)
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока — (трем мячик ладонями по очереди)
Надо их размять слегка. (сжимаем и разжимаем мячик)
А потом погладим ножки, (гладим)
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, («чешем» мячик)
Пощекочем возле ушка. (щекочем пальчиками)
Еж в лесочек убежал, (катаем по столу двумя руками с нажимом)
Нам «спасибо» пропищал.
«Колючий еж»
Гладь мои ладошки, еж! (катаем в ладошках) Ты колючий, ну и что ж?!? (сжимаем и разжимаем) Я хочу тебя погладить! (гладим мячик)
Я хочу с тобой поладить! (трогаем пальчиками колючки)
«Колкие иголки»
У сосны,у пихты, у елки (катаем между ладонями взад-вперед,
Очень колкие иголки. постепенно увеличивая темп)
Но, еще сильней, чем ельник Вас уколет можжевельник.
«Здравствуй мой любимый мячик!» Здравствуй мой любимый мячик! - Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает, Никуда не выпускает. Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет. Два козленка мяч бодали И другим козлятам дали. По столу круги катаю, Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу; Влево-вправо — как хочу. Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец. Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает - Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой - Я его катаю - «браво!».
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капусту трем, трем, (катаем шарик между ладоней)
Мы капусту солим, солим, (трогаем шарик подушечками пальцев)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем мяч в руках)
«Зайки»
Целый день скакали зайки (подкидываем и ловим мячик)
И катались по траве, (катаем)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (подкидываем и ловим мячик)
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали, (медленно ведем по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать (гладим мячик кончиками пальцев)
Всех зайчат зайчиха-мать.
Упражнения с мячом и дорожками.
«Серый ёжик»
По сухой лесной дорожке
«Топ-топ-топ» - топочут ножки. Ходит-бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. Если подкрадется волк, Превратиться еж в клубок.
«Ёжик»
По тропинке, по дорожке Топают к нам чьи-то ножки.
Это ежик, посмотри,
К нам пробрался из глуши. По столу всласть находился И в ручей потом свалился.
Уколоть он нас решил, Только понял — нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез, И ушел обратно в лес.
Картотека игр и упражнений с массажными кольцами Су-Джок.
«Семья» Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик -я, Вот и вся моя семья!
«Ночь»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит. Тише, тише! Не шумите! Солнце красное взойдет, Утро ясное придет.
Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять - (разгибаем пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его. (массажируем пальчики поочередно)
Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, Очень ловок и удал.
«Мальчик-пальчик» Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил, (массажируем пальчики поочередно)
С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
«Пальчики»
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно, (массажируем пальчики поочередно)
Этот пальчик много ел, От того и растолстел.
«Родные братья»
Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока кашу варила, (катаем массажный мячик
Деток кормила. между ладонями)
Первого накормила,
Второго накормила, (вниз и вверх массажным кольцом
Третьего накормила,
Четвертого накормила, по пальчикам, начиная с большого)
А вот пятого кормить не стала.
Ведь он дрова не рубил, (то же самое, начиная с большого пальца)
Печку не топил, Воду не носил, Кашу не варил,
На стол не накрывал,
Вот и остался голодным, (катаем массажный мячик
Голодным, голодным. между ладонями)
«На лужок»
На лужок пришли зайчата , Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
Картотека игр и упражнений
с массажным шариком Су-Джок.
«Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш, (перекатывать шарик по ладони Сделаем ему массаж. к кончику каждого пальчика) Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
«Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю,
Ловкость пальцев проверяю. (катать шарик каждым пальчиком Ты колючий, шарик мой, по ладони другой руки) Подружись сейчас со мной.
«Ёжик»
Ежик, ежик колкий, где твои иголки? (катаем шарик между ладонями) Нужно бельчонку сшить распашонку, (катаем мяч ладонью по груди) Починить штанишки зайке — шалунишке. (катаем мяч по ноге)
Фыркнул ежик: «Отойдите!
Не спешите, не просите! (катаем шарик по столу)
Если дам иголки - Съедят меня волки.
«Мячик-ежик»
Мячик-ежик мы возьмем, (катаем шарик между ладонями,
Покатаем и потрем. растираем)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем и ловим шарик)
И иголки посчитаем. (дотрагиваемся пальчиками до иголок)
Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем
И немножко покатаем. (катаем шарик по столу)
Потом ручку поменяем.
«Счет»
Ежик в ручки надо взять, Чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять - (дотрагиваемся кончиками пальцев до шипов)
Начинаем счет опять.
«Черепаха»
Шла большая черепаха И кусала всех от страха:
Кусь-кусь-кусь-кусь! (катаем шарик между большим и
остальными пальчиками по очереди)
Никого я не боюсь! (катаем между ладонями)
«Хитрый еж»
Ежик, ежик, хитрый еж, (катаем шарик между ладоней)
На клубочек ты похож. На спине иголки
Очень-очень колкие. (массируем по очереди каждый пальчик Хоть и ростом ежик мал, на каждую строчку стихотворения) Нам колючки показал.
А колючки тоже На ежа похожи.
«Игрушки»
На большом диване в ряд (катаем шарик между ладоней)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (поочередно катаем шарик
И веселый Чиполлино, по каждому пальчику,
И котенок, и слоненок. начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять - (катаем шарик между ладоней) Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
«Шла медведица спросонок»
Шла медведица спросонок,
А за нею — медвежонок. («шагаем» шариком по руке)
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. (дотрагиваемся до подушечки
Стали книжки открывать каждого пальчика)
и в тетрадочках писать.
«Лошадки»
Вот помощники мои, (показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой (шариком провести по руке, до локтя)
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок, чок, чок, (повторить с другой рукой)
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (сжимать, разжимать шарик в кулачке)
«Вот все пальчики мои» Вот все пальчики мои Их, как хочешь, поверни- И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. Постучали, (постучать пальцами о шарик) Повертели (повертели шарик на ладошке) И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть, А теперь обратно в путь.
Игры и упражнения на развитие различных компонентов речи с использованием массажных мячиков и тренажеров Су-Джок.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
В работе с детьми используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Например,
- упражнение - «Мячик мы ладонью «стук», повторяем в слове или слоге
звук»
- упражнение- «Мячик мне назад верни, слоги (или слово, фразу) верно
повтори»
А так же проговаривание различных стихотворений, насыщенных определенными звуками. Например, автоматизация звука Ж, с помощью массажного мячика:
Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого.
С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его?
Или автоматизация звука Ш с помощью массажных колец: ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш:
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец)
- Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени».
- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
- покажи соответствующий заданному звуку мячик, услышав слог или слово с ним;
- спрячь мячик в ладошке, если звука там нет;
- возьми столько мячиков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком;
-«Если звук услышат ушки – подними мяч над макушкой»;
- «Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук»;
-упражнение «Телеграфисты» (простукивание мячиком заданного ритмического рисунка); или поочередное проговаривание детьми слова по слогам с одновременной передачей друг-другу массажного мячика.
Звуковой и слоговой анализ слов:
- «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери», «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу». Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
- красный- для гласных;
- синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
- синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
- зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
- зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
- Выполняется игровое упражнение «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас». Детям дается инструкция выложить звуковую схему слова при помощи разноцветных мячиков Су – Джок.
- Также любимое всеми детьми упражнение: прокатывание мячика по написанной букве «Буквы знаю и пишу, мячик верно прокачу». Написание буквы и ее элементов прокатыванием мячика по ладошке или поверхности стола.
- Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су- джок.
- «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».
- «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова».
Совершенствование лексико-грамматических категорий.
- «Мячик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием мячика друг другу: «Один – много», «Назови ласково»,
«Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?».
- «Ловко с мячиком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно:
красный мячик - в коробку синий – на коробку зеленый – около коробки.
Затем наоборот,ребенок должен описать действие взрослого.
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
- «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,
возьми мячик в правую руку и спрячь за спину и т.д.
- «Глазки закрывай, на каком пальце колечко – угадай»
Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Выполнение действий под словесное сопровождение.
Сказка про ежика (с шариком Су-Джок).
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ежик (зажать в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (открыть ладошку и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться и раскрыть ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился, катился и попал на красивую круглую полянку (соединить ладони в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (подкидывать шарик). Стал нюхать цветочки (прикасаться шариком к каждому пальцу, делая при этом глубокий вдох).Вдруг набежали тучки (зажать шарик сначала в одной ладошке, затем в другой, при этом нахмуриться). Закапал дождик :кап-кап-кап! (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой гриб (ладошкой левой руки сделать шляпку гриба и накрыть шарик) и укрылся от дождя. А когда закончился дождь, на поляне выросло много-много грибов. Захотелось ежику собрать грибы и отнести их домой, чтобы порадовать маму. Аккуратно насадил ежик грибочки на свои иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика). Довольный ежик побежал домой сначала по прямой дорожке (прямыми движениями в ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой (круговыми движениями катать шарик в ладошках). Прибежал домой, отдал маме грибочки (показать шарик на выпрямленных ладонях). Мама улыбнулась и поблагодарила ежика (улыбнуться и погладить шарик). Наступил вечер, ежик закрыл свой домик лег в кроватку и уснул сладким сном (зажать шарик в ладошках).
Основные массажные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для родителей по выполнению упражнений с массажными мячиками Су-джок.
Рекомендации, памятки по развитию речи, мелкой моторики у дошкольников....
Игры и упражнения с массажными мячиками на развитие мелкой моторики рук
Консультация для родителей...
Игры и упражнения с массажными мячиками
Одним из способов развития мелкой моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками....
Консультация для родителей «Игры и упражнения с массажными мячиками для дошкольников»
Массажный мячик предназначен для микромассажа. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки....
Рекомендации родителям: «Игры и упражнения, способствующие развитию памяти»
Рекомендации родителям: «Игры и упражнения, способствующие развитию памяти»...
"Игры и игровые упражнения с массажными мячиками для детей раннего возраста."
Для развития речи, внимания и мелкой моторики малышей рекомендуется регулярно делать массаж ладошек и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячи. Кроме своих ста...
Рекомендации родителям. Игры и упражнения для психомоторного развития старших дошкольников
Для полноценного развития ребенку важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи. Вы можете включить в свое общение игры и игровые упражнения, в которых решаются...