Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
консультация
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegoyushchie_tehnologii.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
(консультация для педагогов ОУ)
Воспитатель
Павлова Ольга Николаевна
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни - эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ, попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
применительно к ребенку –
• обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада,
• воспитание валеологической культуры, получение знаний о здоровье, обеспечение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
• задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым –
• содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся следующие технологии: разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду
• Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка - дошкольника. Реализацией данных технологий занимается социальный педагог, психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей включена система мероприятий,к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов в ходе воспитания и обучения. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Рассмотрим группы педагогических здоровьесбергающих технологий.
Используются чаще технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы: пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Подвижные и спортивные игры: подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.Как часть физкультурного занятия: на прогулке, групповой комнате – с малой, средней степенью подвижности.
Релаксация: Можно использовать спокойную музыку, звуки природы
Гимнастика пальчиковая: рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз: рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная: Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 5-10 мин после дневного сна это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Гимнастика бодрящая: ежедневно,форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья».
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Гимнастика утренняя: ежедневно утром, перед завтраком во всех группах
Самомассаж: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, тонизирует весь организм. проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых: физкультурные праздники, дни здоровья, развлечения
Коррекционные технологии
Технология музыкального воздействия. Используется в качестве вспомогательного средства, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия. Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание
Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовате...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовате...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...
Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...