Картотека «Динамические паузы»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
«Динамические паузы»
Подготовила: Мингалимова Н.И.
Г.Ачинск
Динамические паузы или физкультминутки для дошкольников – прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а так же познакомиться со своим телом. Динамические паузы можно использовать в течение всего дня в детском саду.
Выполняют следующие функции:
• Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
• Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
• Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
• Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
• Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
• Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
• Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
• Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
• Лечебную – способствовать выздоровлению.
Ритмические движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно - развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками. Для дошкольников наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений, так же можно выполнять под весёлую детскую музыку. Движения должны быть простыми, непринуждёнными, сочетаться со словом и музыкой. При проведении динамических пауз развиваются пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики, выразительность голоса, мимика. Динамические паузы эффективно проводить между занятиями, так как они положительно настраивают детей.
Движения выполняются в соответствии с четверостишьями:
1.«Подсолнух»
Желтое солнце на землю глядит
(руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит
(с поворотом справа налево нарисовать поднятыми руками дугу)
Только желтые лучи у него не горячи.
(наклоны головы к правому и левому плечу).
Он растёт на длинной ножке
(руки на поясе, подняться на носки).
С лепесточками, как рожки
(развести руки в стороны и немного вверх).
Голова его крупна, черных семечек полна
(соединить над головой округленные руки).
Й.«Вышли мыши как- то раз».
Вышли мыши как - то раз
(шаги на месте с высоким подниманием колена)
Посмотреть который час.
(стучат пальцем по руке, изображая часы)
Раз-два-три-четыре,
(делают «пружинку» на месте, качая рукой вверх вниз и при этом считая)
Мыши дёрнули за гири.
(прыжок на месте, хлопок руками над головой)
Тут раздался страшный звон-
(присели, качаем головой в стороны)
Разбежались мыши вон.
(разбежаться в разные стороны)
3.«Маша и каша».
Вот это – хорошая девочка
(«пружинка» на месте с поворотами корпуса)
Зовут эту девочку Маша!
(приставной шаг в сторону, неглубокое приседание, наклон корпуса вперёд)
А это – её тарелочка
(округлые руки поднимаются перед собой и раскрываются в стороны)
А в этой тарелочке….
(руки плавно через стороны опускаются вниз, глубоко присесть)
Нет, не каша, нет, не каша
(«погрозить» пальцем влево-вправо)
И не угадали!
(4 шага на месте с высоким подниманием колена)
Села Маша, съела кашу
(слегка присесть, наклонить корпус вперёд движение руками «ест кашу»)
Всю, сколько дали!
(округлые руки поднимаются перед собой и раскрываются в стороны, затем закрываются на пояс и одновременно притопнуть ногой)
4.Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем И бегаем кругом.
Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(движение «ножницы»руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову какможн выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже, (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй\ (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
5. Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко, (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь у$ок\(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
6. А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками) И отправились в дорожку, (шаги на месте или по кругу)
7. Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
8. На двери висит замок, (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки) Повертели, покрутили, Постучали и открыли.
9.У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, Ну а если надоест. То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес.
10. Мы на карусели ссш.(мама с малышом встают друг напротив друга, держась за
руки, и ходят кругами)
Завертелись карусели,
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели, (встали и потянулись вверх)
Вниз летели, (присели на корточки)
Вверх летели,
Вниз летели,
А теперь с тобой вдвоем (изображаем, как плывём на лодке)
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, (машем вытянутыми вверх руками)
Нашу лодочку качает, (руки на пояс, покачаться всем телом)
11. Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели, (руки в стороны, «летим» по кругу) У-у-у-у-у-у
...
12. Тики - так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.
Туки - так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед»)
Так колеса стучат.
Токи - ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)
Так стучит молоток.
Туки - ток, туки- ток, (топаем по полу)
Так стучит каблучок.
13. Мельница, мельница мелет муку, (крутим руками «мельница»)
Дует - дует ветер сильней, (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)
Быстрее мельница мелет муку.
Дует - дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует - дует ветер сильней.
Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)
Огромные мешки, (изображаем «большие мешки»)
Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)
Напекли мы пирожки,
Ладушки-ладушки, (хлопаем)
Напекли оладушки.
14.Стучим кулачками по полу, изображая капли, или ходим и топаем в такт каплям.
Тихий-тихий дождик Кап-кап-кап.
Сильней, сильней дождик Кап-кап-кап, Сильный, сильный ливень Кап-кап-кап! Гром! Гром! (хлопаем) В небе молния блестит! (руки вверх)
15. Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг, (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, (руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)
Вниз верхушки пригибают, (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в
сторону)
И качают их, качают.
После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)
Липы льют потоки слёз, (плавно опустить руки, перебирая пальцами)
Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап - (хлопать в ладоши)
Капли, капли, капли, - кап!
До чего же листик слаб! («уронить»руки)
Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)
Будет крепнуть с каждым днём, (сжать кулаки)
16. Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше, (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Зацепил за кручу, (сцепить руки кончиками пальцев над головой) Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг) В дождевую тучу, (присесть)
Танец - игра: «Давайте мы попрыгаем».
Холодно замёрзли руки, слышим вдалеке мы звуки
Это детская игра, чтоб не мёрзла детвора
(движение «как будто обтряхиваем руки» вправо и влево)
Встанем, все мы начинаем, вместе с вами не скучаем
(Встать на носочки, руки вытянуть вверх и помахать, опуститься на корточки, покачать головой в стороны)
Руки, ноги, голова начинается игра!
(встать на носочки, руки вытянуть вверх и помахать, опуститься на корточки, покачать головой в стороны)
Припев:
Давайте мы попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
(прыжки на месте, руки на поясе)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем
(поочерёдное поднимание ног, согнутых в коленях)
В ладошки мы похлопаем, похлопаем, похлопаем
(хлопки в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем
(топать ногами на месте, поворачивать головой влево-вправо)
Мы головой качаем, качаем, качаем
(наклоны головой вперёд)
И песню начинаем сначала вместе мы
(подскоки на месте)
2 куплет
Лютый холод одолел, ветер в гости прилетел
(потрясти плечами, руки согнуты в локтях)
Здесь бескрайняя зима, а у нас сейчас игра
(руки над головой опускаются в стороны влево – вправо)
Встанем, все мы начинаем, вместе с вами не скучаем
(встать на носочки, руки вытянуть вверх и помахать, опуститься на корточки, покачать головой в стороны)
Руки, ноги, голова начинается игра!
(встать на носочки, руки вытянуть вверх и помахать, опуститься на корточки, покачать головой в стороны)
Припев:
(повторить)
3 куплет
Стало всем тепло вокруг, оказался рядом друг
Продолжаем мы играть, нет терпенья больше ждать
(открыть прямые руки в стороны, наклонить корпус вперёд и руки скрестить на груди)
Встанем, все мы начинаем, вместе с вами не скучаем
(встать на носочки, руки вытянуть вверх и помахать, опуститься на корточки, покачать головой в стороны)
Руки, ноги, голова начинается игра!
(встать на носочки, руки вытянуть вверх и помахать, опуститься на корточки, покачать головой в стороны)
Припев:
(повторить)
Ритмичная разминка: «У Жирафа пятна-пятна»
Е.Железнова. Музыка с мамой.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу, рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.)
«Песенка-зарядка»
На проигрыш шагаем на месте с высоким подниманием колена.
«Пружинка» на месте с наклонами головы вперёд.
Зайцы встали по порядку руки перед собой согнуты в локтях, изображаем зайца
Зайцы делают зарядку «пружинка» с поворотом корпуса вправо-влево,
Саша тоже не ленись руки перед собой согнуты в локтях, кисти опущены
На зарядку становись вниз, изображаем как заяц виляет хвостиком.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, руки открываются вверх
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, руки закрываются на пояс
А теперь давай, дружок, подтянись на полупальцах кружимся на месте, руки вверх
Рядом ёжик травку топчет восемь шагов на месте с высоким подниманием колена
Заниматься с нами хочет
Будем с ёжиком шагать
Ножки выше поднимать
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 шага на месте, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 шага на месте, шаг назад
А теперь в ладошки хлоп хлопки в ладоши, «пружинка»
Встали и стоять.
На проигрыш подскоки на месте
А лягушки на кувшинке глубокие приседания на месте, ноги широко раскрыты
Дружно выпрямили спинки руки согнутые в локтях, ладони раскрыты изображаем
Ставят лапки на бока лягушку, вытягиваем руки вверх в стороны
И качаются слегка
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, «Пружинка» с наклонами корпуса в стороны.
Кач-кач, влево, вправо. ноги широко раскрыты в стороны
Вот такая лягушачья руки согнутые в локтях, ладони раскрыты изображаем
И зарядка, и забава лягушку
На проигрыш прыжки на месте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека динамических пауз на тему "Растительный и животный мир"
Карточки иллюстрированные, на листе А4 по 2 карточки...
Картотека динамических пауз
Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки....
Картотека динамических пауз
Физкультминутки...
картотека динамических пауз по ФЭМП
Картотека динамических пауз по ФЭМП...
Картотека динамических пауз
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА - это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. детям дошкольного возраста жизненно необходимо бегат...
Картотека Динамические паузы на тему "Осень"
Картотека Динамические паузы на тему "Осень"...
"Картотека динамических пауз"
Картотека составлена в помощь педагогам для работы с детьми в группах раннего возраста....