Конспект занятия "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа)

Васильева Ирина Ильинична

Программное содержание: дать представление о воздухе, как о газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

1.Продолжать знакомить с органами дыхания.

2. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

3.Расширять и активизировать словарь.

4.Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать само-стоятельность, инициативу.

5.Воспитывать умение внимательно слушать, и  выполнять указания воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

   Исследовательская деятельность:   " Воздух и его свойства"

      Программное содержание: дать представление о воздухе, как о газообраз-ном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнару-жения.

1.Продолжать знакомить с органами дыхания.

2. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. 3.Расширять и активизировать словарь.

4.Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать само-стоятельность, инициативу.

5.Воспитывать умение внимательно слушать, и  выполнять указания воспита-теля.

      Материал к занятию: визитки, камешки, стаканы с водой, полиэтиленовые

пакеты, резиновая груша, кусочек мыла, трубочки, зеркало, силуэты деревьев,

карандаши, листы бумаги, кусочек резины, резиновая игрушка, весы, шары,

панно, надпись «Берегите воздух», «Учёный-исследователь», улица деревни без деревьев.

     Ход занятия:

      Дети, отгадайте загадку: «Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький,  что в любую щель пролезаю» .(воздух)

     Правильно. Воздух есть везде: вокруг нас, под землёй, на земле и высоко на  небе. Он может принять любую форму, может заполнить любое прост- ранство.

     Сегодня я вам предлагаю стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы  знаете, кто такие учёные-исследователи? (ответы детей)

    Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его обнаружить,  какими свойствами обладает?

     Пойдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

     Опыт с камнем.

     Возьмём в руки камушки и сожмём его в руке. Какой он на ощупь? (Твёрдый, жёсткий, крепкий).

     Камень - это твёрдое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?(нет,  нельзя).

    Делаем тогда вывод: воздух не твёрдое тело.

    Опыт с водой.

     Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте какая она?

(прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? (Вода

течёт, бежит, струится, журчит)

     Что такое вода? Вода - жидкость. Назовите другие жидкости. (Сок, чай, кефир,кисель, молоко).

    Опыт с воздухом.

   Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он и не твёрдое тело. Воздух  не течёт, его нельзя пить. Значит - он не жидкость.

     Из этого сделаем вывод: воздух не твёрдое тело и не жидкость. Воздух - это газ.

     Он не видимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот  наше открытие.

      Продолжим наши исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

    Опыт 1

     Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого

крана. Пакет становится выпуклым. Почему?

    Делаем вывод: он наполнен  воздухом, но мы его не видим.

    Опыт 2 

    Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?

(ветерок, воздух движется).

Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

   Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

   Опыт 1 

     Возьмём резиновую грушу, сожмём его в руке. Что вы услышали?

(свист). Воздух с шумом выходит из груши.

    Опыт 2 

    Закрыли пальцем отверстие груши и попытаемся отжать её. Она не

сжимается? Что же этому мешает? (ответы детей)

     Делаем вывод: воздух, находящийся в груше мешает её сжать.

     Опыт 3 

     Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из  мела выходят пузырьки воздуха). Мы провели ряд опытов, выясняя,  где воздух.

     К какому выводу мы прищли? (Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).

    А теперь предлагаю вам продолжить исследование, и выяснить, какими

свойствами обладает воздух.

    Имеет ли воздух вес?

    Опыт 1 

    Возьмём два воздушных шарика. Кладём их на весы. Что наблюдаем?

Чаши весов неподвижны. Надуваем один шарик и чаша весов перевесила,

потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес. Если развязать  шарик, что произойдёт? (Из шарика выйдет воздух). Проводится упражнение на  дыхание: «Шар лопнул» (резкие выдохи с шумом.

    Опыт 2 

    Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в

воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины. (Предположения детей). Что у неё внутри? (Воздух).

   Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

   Мы провели исследования и узнали о свойствах воздуха: воздух имеет вес.      

   А для чего нам нужен воздух? (Для дыхания).

  Итак, мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха.

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

    Опыт 1

     Возьмём стакан с водой, опустим трубочку (соломинку) в воду и

тихонько в неё подуем. Что вы видите? (Пузырьки воздуха). Да, и это

доказывает, что мы выдыхаем воздух.

    Опыт 2 

    Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (Предположения детей).

    Поверхность зеркала стало влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

    Прошу вас подойти к столам и нарисовать схему, как дышит человек, показать стрелкой.

   А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается

(расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с лёгкими при

дыхании? (Ответы детей: при вдохе сжимаются.) Убедиться в этом можем, если  проведём опыт.

    Опыт: Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуем, он наполнится

воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими (при вдохе). Выпускаем

воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими (при

выдохе).

    Проделав опыты мы узнали, что воздух поступает в наше тело. А мы можем не   дышать? (нет)

  Делаем вывод: без дыхания нет жизни.

   Но здоровье человека зависит не только оттого, как он дышит. Но и оттого, чем   он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

   Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух  был чистым? (сажать больше цветов, деревьев).

   Ребята, давайте мы с вами посадим деревья.

  Дети оформляют панно «Берегите воздух», где прикрепляют силуэты деревьев и цветов.

  А сейчас возвращаемся в детский сад. Дети поют песню «Поезд» и двигаются под музыку.

   Дети, у вас хорошее настроение? Передайте хорошее настроение

своим друзьям: дотроньтесь друг до друга ладошками.

   Молодцы, все сегодня хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

конспект НОД "воздух-символ свободы" для старшей группы

Целью занятия является закрепление и уточнение знаний о свойствах воздуха....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Уточнить и обобщить знания детей о воздухе; положительную мотивацию к взаимодействию в процессе эксперимента, конспект НОД "Воздух"

Конспект занятияПроводит: Матвиец И.А.          «Воздух» Цели: Уточнить и обобщить знания детей о воздухе. Задачи: Образова...

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...