Конспект НОД "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шаройко Тамара Алексеевна

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят элеентарные опыты с ним. Занятие способствует развитию исследовательских навыков и логического мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh-_nevidimka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

ОО «Познание»

Тема: "Воздух-невидимка"

 Цель: Познакомить детей в ходе исследовательской работы со свойствами воздуха, значением для жизни на земле; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

 Задачи: Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес. Воспитывать  коммуникативные  умения  (сотрудничать в  малой  группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : схема, сундучок, письмо, волшебная палочка, стаканчики, миски с водой, пакеты, листы картона, вертушки, игра « Живое - не живое», парашюты ,презентация .

                             

                                          Ход занятия:                

В:           Ребята, а вы любите играть?

Д:           Да.

В:           А вы хотите поиграть в игру " Найди клад".

Д:           Хотим.

В:           Тогда отправляемся искать клад вот по этой схеме.

Звучит весёлая музыка (дети по схеме находят сундук).

В:            Молодцы,  что это вы нашли?

Д:            Сундук.

В:            А вам интересно,  что там внутри? Давайте посмотрим.

Дети открывают сундук, там письмо. Просят воспитателя прочитать

       Письмо:

       Отгадайте,  что я?

       Узнайте   какой я?

       Расскажите,  для чего я?

В:             Ребята, что мы с вами будем делать?

Д:             Будем отвечать на вопросы.

В:             Давайте ответим  на  первый вопрос.

                -Что это?

                 Значит  в сундуке что-то должно быть, но я например ничего не вижу,  а вы?

Загадка: Я такой большой,

   Что занимаю весь мир.

    Я такой маленький,

    Что в любую щель пролезу.

                                                          (воздух)

Д:            Воздух.

В:           Действительно воздух есть везде, он окружает нас повсюду, в комнате и на улице.                                                                      

Опыт:      

             -Посмотрите, показываю детям пустой стакан,  как вы думаете, этот стакан           пустой?

              (переворачиваю).

Д:          Да.

В:          А давайте  проверим?

  Сейчас прилепим ватку  на дно стакана, переворачиваем стакан и опускаем его в    

  чашку с водой.

  Вода в стакане есть или нет?

  Почему в стакане не оказалось воды?

  Что не пустило воду в стакан?

Д:          Воздух .   (варианты ответов детей).

              Правильно, вода не могла зайти в стакан, потому что там был воздух.

   А сейчас давайте стакан немного наклоним, что происходит?

Д:          Из воды выходят пузырьки.

В:          Откуда они взялись?

Д:          Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

В:          Теперь вы убедились, что воздух есть везде?

              Вот мы с вами и ответили на первый вопрос, в сундуке  воздух, а как можно  обозначить воздух?      

Д:          Шариками. Потому что в шарах есть воздух.

        (крепят карточки с шариками)

В:          Дети, а что мы будем делать дальше?

Д:          Отвечать на второй  вопрос. Какой он?

В:          А как мы можем  узнать,  какими  свойствами  обладает воздух?

Д:          Можно его исследовать.

В:          А где можно исследовать воздух?

Д:          В лаборатории.

В:          Кто занимается исследованиями?

Д:          Исследованиями занимаются учёные.

В:          Да, воздух можно исследовать в лаборатории, но у нас в группе нет

 лаборатории, есть только маленький уголок  исследования.

  Как он называется?

Д:          «Любознайка».

В:          Но он очень маленький, мы все туда не поместимся.

              Ребята, а  хотите я открою вам маленький секрет?

Д:          Да.

В:          Я немножко занимаюсь волшебством и могу вас при помощи волшебной палочки

        перенести  в лабораторию.

        Сейчас я возьму волшебную палочку, а вы закроете глаза и мы все вместе              

        произнесём волшебные слова « эни, бэни, раба»

Дети открывают глаза и оказываются в лаборатории.

В:          Ребята, где мы с вами оказались?

Д:          В лаборатории.

В:          Что мы будем делать?

Д:          Исследовать воздух, узнавать свойства воздуха.

В:          Ребята, а как мы можем узнать свойства воздуха?

Д:          Понюхать, потрогать, посмотреть .

В:          Давайте узнаем первое свойство. При помощи чего мы будем узнавать первое

  свойство?

Д:          При помощи носа. Воздух надо понюхать .

      -дети нюхают воздух .

 В:          Ребята, а давайте понюхаем воздух в сундуке.

   Воздух не пахнет, не имеет запаха .

               (дети крепят  карточки)

В:           С помощью чего мы будем узнавать следующее свойство?

Д:           Следующее свойство мы будем узнавать с помощью глаз .

В:           Что мы можем узнать с помощью глаз?

        Давайте посмотрим какой воздух?

Д:            Невидимый, прозрачный .

В:            А как мы можем это проверить?

    Опыт: Посмотреть через лист бумаги и просто посмотреть друг на друга .

               Что мы увидели?

        Значит воздух какой?

Д:           Невидимый, прозрачный.

   (дети крепят карточку)

В:          Какое следующее свойство мы будем узнавать?

Д:          Имеет ли воздух цвет?

В:            Как мы можем это узнать?

Д:            . . . . . . .        

В:         1Опыт: Набрать воздух в рот и подуть.  

         2Опыт: Выпустить воздух из шарика .

                 Что мы узнали?

Д:              Воздух не имеет цвета, он бесцветный, прозрачный, невидимый.

        (дети обозначают карточкой)

В:              Что мы будем делать дальше? Какое свойство будем проверять?

Д:              Имеет ли воздух форму?

        (имеет, не имеет )

В:               Как мы это проверим?

Д:               Варианты ответов.

В:               1опыт: « Поймай воздух в пакет».

                   Почему пакеты у вас разного размера?

Д:                Потому что в одном пакете воздуха больше, а в другом меньше.

В:                В каком пакете воздуха больше?  Почему?

        Какой формы воздух в пакете?

Д:               Воздух принял форму пакета.

В:               А если мы надуем воздухом  шарик, то какой формы будет воздух в шарике?

Д:                Воздух примет форму шарика.

В:                Давайте потрогаем воздух в пакете, какой он?

Д:                Упругий.

В:                Так что же мы с вами  выяснили, имеет ли воздух форму?

Д:                Нет, не имеет формы.

        (дети обозначают карточкой)

В:                Ребята, а какое свойство мы ещё мы не проверили?

Д:               Можно ли  почувствовать  воздух?

В:        Как мы можем почувствовать воздух?

Д:                Пробежать, помахать, подуть на ладошку, выпустить воздух из шарика.

В:                А сейчас отгадайте загадку:

                     Летит без крыльев и поёт,

        Прохожих задевает.

        Одним проходу не даёт,

        Других он подгоняет.   ( ветер)

В:               Ребята, а вы знаете что такое ветер?

Д:              . . . . . . . . . .

В:                Ветер это движение воздуха в природе.

        А кто знает как можно сделать небольшой ветерок?

Д:                 .. . . . . . .

В:                Ребята, а как мы с вами  можем использовать силу ветра?

Д:                Подуть на вертушки, чтобы они крутились; помахать веером, когда жарко.

В:                А ещё используя силу ветра, мы можем заставить плавать маленькую лодочку

        или кораблик , попробуем .

        Опыт: Поставить кораблик на воду и подуть на него .

        -воздух ударяясь о парус двигает кораблик.

В:        Какое последнее свойство мы исследовали?

Д:                 Движение воздуха. Когда воздух движется мы его чувствуем.

В:                Ребята, какие свойства воздуха мы сегодня узнали?

В:        Молодцы ребята, вы сегодня сделали столько открытий, а сейчас давайте                              

        отдохнём.

         Физминутка: Мы немножко отдохнём,

        Встанем, глубоко вздохнём.

        Руки в стороны, вперёд.

        Влево, вправо поворот,                                        

        Руки вниз, на пояс, вверх,                                                                                            

                               Ждут открытия нас всех.

В:                 Отдохнули?

Д:                 Да . . . .

В:                 А сейчас давайте  ответим на последний  вопрос нашего письма.

       Послушайте загадку:

Он везде нас окружает,

Всё пространство заполняет.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Ни  деревья, ни зверушки,

Ни букашки, ни лягушки .        (  воздух)

В:              Ребята, а кому ещё нужен воздух? Кто не может прожить без воздуха?

Д:               Людям, животным, деревьям  . . . . . .

        ( крепят карточки)

В:                Как это можно назвать одним словом ?

Д:                Живая природа или всему живому.

В:                Ребята, а вы хотите поиграть в игру  «Живое- неживое».

Д:                Да . . . . . .

В:           -правила игры:

        Первая команда закрывает зелёными фишками окошечки с живой природой, а

        вторая жёлтыми фишками окошечки  с неживой природой .

        (команды  проверяют задания друг у друга)

               - Молодцы ребята, справились с заданием, давайте пройдём на стульчики.

               Скажите пожалуйста, а люди могут прожить без воздуха?

Д:               Нет не могут.

В:               А как мы это можем проверить?

Опыт: Вдыхаем и задерживаем дыхание.

        Долго ли мы с вами могли не дышать?

Д:               Нет.

В:               Обыкновенные люди могут не дышать всего 1-2 минуты, а тренированные

        ныряльщики 5-7 минут.

1 слайд.

             Нам с вами нужен чистый воздух и мы должны его беречь.

2 слайд.

 А как вы думаете, отчего засоряется воздух?

Д:    ………

3 слайд.

В:         Воздух загрязняют заводы и фабрики.

 4 слайд.

В:        Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

5 слайд.

В:        Загрязняют атмосферу лесные пожары.

6 слайд.

В:         Люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.

Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Д:         Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах.

7 слайд.

Посадить как можно больше цветов деревьев, потому что деревья очищают воздух,    поглощают   углекислый газ и выделяют  кислород.

В:        Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали ?

Д:         . . . . . . .

В:         Посмотрите ребята, у нас на столе есть  грустные и веселые смайлики,

 если вам занятие понравилось, то возьмите весёлый смайлик, а если нет, то грустный .

Ребята, а вы хотите предложить своим смайликам полетать на парашютах.

(дети запускают парашюты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

конспект НОД "Невидимка воздух"

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение детский сад «Солнышко»р. п. Мордово Тамбовской области        Конспекторганизации  и проведения НОДс деть...

Конспект НОД "Невидимка-воздух" (эксперименты)

Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

- Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха. все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью....

Конспект НОД "Невидимка-воздух"

материал по экологическому воспитанию детей....

Конспект НОД "Невидимка-воздух"

Конспект НОД "Невидимка-воздух"...

Конспект НОД "Невидимка. который нужен всем"

КОНСПЕКТПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-комунникативное»НА ТЕМУ:«Невидимка, который нужен всем» для группы детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...