Статья на тему: «Здоровьесберегающая технология – психогимнастика».
статья

Мамаева Светлана Юрьевна

Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt28.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Статья на тему:

«Здоровьесберегающая технология – психогимнастика».


Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков безостановочно растет, стрессы атакуют современное поколение людей. Может ли это не сказаться на детях? С каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии. Педиатры бьют тревогу по поводу распространения гиперактивности, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости и двигательной расторможенности у детей. В настоящее время в детском саду всё больше детей с задержкой психического и речевого развития.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, один из таких видов – это психогимнастика - метод практической психокоррекции. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.  Термин «коррекция» означает «исправление».

Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.

Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна быть частью их детства. И хоть термин может оказаться для вас незнакомым, его суть предельно ясна: психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика для детей раннего возраста основана на применении психотерапевтических и психолого-педагогических методиках.

Избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать смелым, уверенным в себе, честным помогают специальные упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду. Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений, использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений значительно возрастет, если будут использованы музыка для психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды, рисование и театрализованные элементы. Ниже представлены несколько игр .

Данные игры помогут:

  • улучшить психоэмоциональное состояние ребенка;
  • снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;
  • помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;
  • снизить агрессию, страх;
  • развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним;
  • развить коммуникативные способности;
  • совершенствовать тактильную память;
  • совершенствовать умение работать в коллективе.
  • •повысить сплоченность группы;


«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

« Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Покажи сказку»

Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки. Примерные сказки: Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п.

«Зеркало» (тень)

Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале», воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения.

Вариант: Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения.

Эй! Ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте!

Источник:

 https://open-lesson.net/3688/

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-i-uprazhnenii-po-psihogimnastike.html

Психогимнастика.М.1990 Чистякова М.И



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению...

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду».

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»....

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ....

Статья на тему:Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

В ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям,которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить и обогатить здоровье детей,педагогов и родителей....