Предметно-развивающая среда младшей группы ДОУ
методическая разработка (младшая группа) по теме

Захарова Анна Алексеевна

Содержится обоснованность создания игровых центров и описание каждого из них с учётом ФГТ в младших группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Захарова. ПРС36 КБ

Предварительный просмотр:

Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у малышей сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому сенсорному уголку в группе отводится особое место,  в своей работе я выделила основные принципы организации  этого уголка:

  1. доступность, безопасность, научность, креативность.

Сенсорный уголок в младших группах

  1. Для развития  мелкой моторики
  1. Пирамидки, окрашенные в основные цвета
  2. Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика
  3. Объемные вкладыши, матрешки
  4. Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы
  5. Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)
  6. Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)
  7. Наборы для нанизывания на леску или шнурок (бусы, шарики, игрушки)
  8.  Панно со съемными элементами (коврограф).
  1. Для  восприятия формы и величины
  1. Набор геометрических тел для  сериации  по величине (Блоки Дьенеша)
  2. Набор плоскостных геометрических форм для сериации по  величине
  3. Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
  1. Для восприятия цвета
  1. Набор цветных палочек (Палочки Кюизенера), мозаика, пирамидки.
  2. Блоки Дьенеша,  Математические планшеты (Геоконт)
  3. Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)
  4. Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.
  5. Трубочки для проталкивания платочков палочкой.
  6. Куклы в одежде основных цветов ( красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.
  1. Для  восприятия звуков
  1. Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек (по Монтессори и Карлу Орфу).
  2. Звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).
  1. Для тактильных ощущений
  1. Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)
  2. Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)
  3. «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.)
  4. Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.

6.  Для элементарных опытов

  1. Набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые  и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.)
  2. Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые)

Данные диагностики детей младшей группы на конец учебного года показали выросший уровень детей в овладении действиями с предметами (пирамидками, матрёшками, вкладышами), дети раскладываю детали сборных игрушек по убыванию и возрастанию, определяют, где большой, где маленький предмет, где низкий, где высокий. Восприятие цвета и формы идёт в играх-упражнениях, например,  «Положи все красные мячики в красные ,такие же по цвету корзины», «Надень на куклу бант такого же цвета, как платье», «Положи печенье в тарелку того же цвета и той же формы» и т.п.

Использованная литература:

 1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения,  рекомендации. «Детство-Пресс», СПб.:  2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно-развивающая образовательная среда в группе "Ымыычаан"

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится д...

Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"

Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...