"Минутки здоровья"
методическая разработка
Образоваельная область "Физическое развитие". План работы с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий для укрепления и сохранения здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ne_boyus_eshchyo_i_eshchyo_raz_povtorit.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
" Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье - это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы".
В.С. Сухомлинский.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. В учреждении созданы все необходимые условия
Раздел 1
1.1. Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб, охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
1.2. Цель программы
Программа "Образование и здоровье" направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Повышение стрессовоустойчивости, обеспечение условий для качественного созревания всех функциональных систем организма.
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ "Об образовании"
2. Санитарные нормы и правила.
3. Целевая комплексная программа развития образования города Ставрополя на 2010 - 2013 годы.
4. Устав образовательного учреждения.
5. Конвенция о правах ребёнка.
6. Конституция Р.Ф, ст.38, 41, 42, 43.
7. Инструктивно-методическое письмо МО РФ "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" №65/23-16 от14 марта 2000 г.
1.4. Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
5. Повышение уровня физического развития, подготовленности.
6. Сформированная потребность в движениях.
7. Знание основ безопасности жизни.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения.
Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
Педагогический коллектив образовательного учреждения и медицинские работники.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3
Задачи
1. Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха.
2. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях, и резервных возможностях организма воспитанников.
3. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей в образовательном учреждении исходя из особенностей их развития и региональных возможностей.
4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников
6. Разработка методических рекомендаций по созданию здоровьеразвивающей среды, способствующей психо-физиологическому и социальному благополучию ребёнка в семье и ДОУ.
Раздел 4
Организационно-методическая деятельность
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. | Приобретение необходимого оборудования: - медицинского (люстра Чижевского, кварцевых ламп, шагометр, спирометр); - спортивного оборудования (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн); Ребристая доска, мячи, Стенка гимнастическая, гантели, кольцеброс Мячи-массажёры дорожки для профилактики плоскостопия, мячи фибропластиковые Для бассейна: разделительные дорожки, лопатки для рук, нарукавники надувные, поролоновые палки, доски, поплавки, игрушки и предметы. - ростовой мебели. | 2011 | Зам. по АХЧ |
2. | Пополнение среды нестандартными пособиями: - объемными модулями; - чудо-ковриками; - зрительно-телесными тренажерами. | Октябрь 2010 | Воспитатели специалисты |
3. | Введение дополнительных услуг: - музыкально-театральная деятельность; - спортивный танец; фигурное плавание; - ритмопластика; | Январь 2011 Октябрь2010 Ноябрь 2010 | Зам. по УВР. Специалисты |
4. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ). | Постоянно | Зам по АХЧ. Зам по УВР. |
5. | Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей. | Сентябрь 2010 постоянно | Врач Ст. медсестра |
6. | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП. | 2010-2014 г.г. | Зам. по УВР воспитатели |
7. | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - ароматерапия; - сеансы самооздоровления; | 2011 г. | Врач |
8. | Определение структуры, выработка критериев, уровней методик диагностики валеологической культуры детей. | 2012 г. | Зам. по УВР. Ст. медсестра |
9. | Установление баланса учебной нагрузки и активного отдыха детей. | 2010 г. | Зам.по УВР |
10. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей. | 2010 -2014 г. | Психолог |
11. | Введение специальных занятий (ОБЖ, ритмика, ритмопластика, уроки здоровья). | 2010 -2012 г.г. | Специалисты |
12. | Проведение валеологизации всего учебного процесса. | 2010 – 2011 г.г. | Все педагоги |
13. | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей. | 2-10 -2013 г.г. | Администрация |
14. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведение лекций, телефон доверия). | Постоянно , по плану | Врач, медсёстры, Зам. по УВР. |
15. | Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами города). | 2011 год | Психолог Логопед |
16. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления. | 2010 – 2014 г.г. | Все педагоги |
Раздел 5
Формы и методы оздоровления детей
1. Обеспечение здорового ритма жизни:
- щадящий режим (адаптационный период);
- гибкий режим;
- организация микроклимата и стиля жизни группы.
2. Физические упражнения:
- утренняя гимнастика, ритмика;
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);
- спортивные игры;
- занятия в спортивных секциях;
- терренкур (дозированная ходьба);
- пешие прогулки.
-плавание в бассейне.
3. Гигиенические и водные процедуры:
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды;
Посещение бассейна (круглый год ).
4. Свето-воздушные ванны:
- проветривание помещений (в том числе сквозное);
- сон при открытых фрамугах (летом);
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима.
5. Активный отдых:
- развлечения;
- игры-забавы;
- дни здоровья;
- недели здоровья.
- соревнования по плаванию.
6. Свето- и цветотерапия :
- обеспечение светового режима. Использование цвета в окружающей обстановке, согласно психологических исследований.
7. Музыкотерапия:
- музыкальное сопровождение режимных моментов.
-8 Сохранение психического здоровья
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
- коррекция поведения
-психологическая готовность к школе
-снижение индекса тревожности и страхов
-психологическое консультирование и просвещение.
-сказкотерапия
9. Лечебно-оздоровительные мероприятия под руководством врача ДОУ
Вакцинация | Витаминотерапия С-витаминизация 3х блюд Аромотерапия Фитоциды лук, чеснок Кислородный коктейль | Физиолечение УВЧ Ингаляции Ультрозвук Люстра Чижевского Витафон Гальванизатор «Лотос- Аэронизатор Ион-25 Физиопроцедура»Свежесть» Бактерицидные лампы | Лечебное полоскание зева | Точечный массаж Закаливающий массаж Самомассаж |
Раздел 7
Реабилитация и коррекционная работа.
1Реабилитация детей, перенесших простудное заболевание дыхательных путей.
2 Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию.
3 Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки.
4 Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений.
5 Коррекция психоэмоциональной сферы. сенсорная комната,
фитотерапия, дыхательные упражнения на занятиях физкультурой,
ритмикой, хореографией.
6 Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера.
тренинги.
7Создание условий для развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
Раздел 8
Консультативно-информативная работа.
1 Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников, открытые просмотры и показы.
2 Проведение занятий валеологического цикла с элементами релаксации,рефлексотерапии, оздоравливающих технологий
3. Акция "Чистый город" листовки по борьбе с амброзией, крымская геморологическая лихорадка.
4.Прививки " за и против"
Раздел 9
Система целевых индикаторов и показателей оценки реализации программы
1. Снижение заболеваемости детей ежеквартально, ежегодно.
2.Увеличение численности детей, охваченных дополнительным образованием ( бесплатным и платными услугами).
3.Увеличение числа воспитанников, участвующих в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
4.Социализация детей с ограниченными возможностями.
5.Повышение численности кадров, занимающихся здоровьесбережением, имеющих высшую категорию.
6. Рост количества семей,ведущих здоровый образ жизни.
7.Удовлетворённость населения микрорайона образовательными услугами, направленными на оздоровление детей и пропаганду здорового образа жизни.
8. Рост количества родителей, вовлечённых в спортивные мероприятия детского сада, города
9. Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
10. Создание собственных программ, методических рекомендаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки-массажи, а также русские народные прибаутки на минутках здоровья.
"Сказки - массажи, а также русские народные прибаутки на минутках здоровья" - это моя методическая разработка, удостоенная премии за педагогическое новаторство "Фонда "Развитие через образование...
Картотека "Минутки здоровья"
"Минутки здоровья" формируют у детей интерес к своему здоровью, ответственность, повышают самооценку, а также расширяют кругозор. "Минутки здоровья" проводятся не только на занятиях, но и в своб...
"Минутки здоровья"
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных...
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....
«Весёлые минутки или минутки здоровья»
Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...
Весёлые минутки или минутки здоровья
laquo;Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым»....
"Минутки Здоровья" гимнастика для глаз Здорова Г.А.
quot;Минутки Здоровья" гимнастика для глаз Здорова Г.А....