"Минутки здоровья"
методическая разработка

Образоваельная область "Физическое развитие". План работы с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий для укрепления и сохранения здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ne_boyus_eshchyo_i_eshchyo_raz_povtorit.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

" Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

                                                       забота о здоровье - это важнейший

                                                       труд воспитателя. От жизнерадостности,

                                                      бодрости детей зависит их духовная жизнь,

                                                       мировоззрение, умственное развитие,

                                                       прочность знаний, вера в свои силы".

                                                                                      В.С. Сухомлинский.

                                                                                                                                                                                                                     

                                                      

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. В учреждении созданы все необходимые условия

Раздел 1

1.1.        Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб, охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

1.2.        Цель программы

Программа "Образование и здоровье" направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Повышение стрессовоустойчивости, обеспечение условий для качественного созревания всех функциональных систем организма.

1.3.        Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.    Закон РФ "Об образовании"

2.    Санитарные нормы и правила.

3.    Целевая комплексная программа развития образования города Ставрополя на 2010 - 2013 годы.

4.    Устав образовательного учреждения.

5.    Конвенция о правах ребёнка.

6.    Конституция Р.Ф, ст.38, 41, 42, 43.

7.    Инструктивно-методическое письмо МО РФ "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" №65/23-16 от14 марта 2000 г.

1.4.        Ожидаемые результаты

1.    Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

2.    Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

3.    Овладение навыками самооздоровления.

4.    Снижение уровня заболеваемости.

5.    Повышение уровня физического развития, подготовленности.

6.    Сформированная потребность в движениях.

     7. Знание основ безопасности жизни.

     

1.5.        Объекты программы

Дети дошкольного образовательного учреждения.

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

Педагогический коллектив образовательного учреждения и медицинские работники.

Раздел 2

Основные принципы программы

1.      Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2.      Принцип активности и сознательности -  участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3.      Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных  задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.      Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

5.      Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3

Задачи

1.       Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха.

2.       Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях, и резервных возможностях организма воспитанников.

3.       Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей в образовательном учреждении исходя из особенностей их развития и региональных возможностей.

4.       Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

5.       Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников

6.       Разработка методических рекомендаций по созданию здоровьеразвивающей среды, способствующей психо-физиологическому и социальному благополучию ребёнка в семье и ДОУ.

Раздел 4

Организационно-методическая деятельность

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1.       

Приобретение необходимого оборудования:

медицинского (люстра Чижевского,  кварцевых ламп, шагометр, спирометр);

- спортивного оборудования (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн);

Ребристая доска, мячи, Стенка гимнастическая, гантели, кольцеброс

Мячи-массажёры дорожки для профилактики плоскостопия, мячи фибропластиковые

Для бассейна: разделительные дорожки, лопатки для рук, нарукавники надувные, поролоновые палки, доски, поплавки, игрушки и предметы.

- ростовой мебели.

2011

Зам. по АХЧ

2.       

Пополнение среды нестандартными пособиями:

- объемными модулями;

- чудо-ковриками;

- зрительно-телесными тренажерами.

Октябрь

2010

Воспитатели

специалисты

3.       

Введение дополнительных услуг:

- музыкально-театральная деятельность;

- спортивный танец; фигурное плавание;

- ритмопластика;

Январь 2011

Октябрь2010

Ноябрь 2010

Зам. по УВР.

Специалисты

4.       

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ).

Постоянно

Зам по АХЧ.

Зам по УВР.

5.       

Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей.

Сентябрь 2010

постоянно

Врач

Ст. медсестра

6.       

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в УВП.

2010-2014 г.г.

Зам. по УВР

воспитатели

7.       

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

-  ароматерапия;

-  сеансы самооздоровления;

2011 г.

Врач

8.       

Определение структуры, выработка критериев, уровней методик диагностики валеологической культуры детей.

2012 г.

Зам. по УВР.

Ст. медсестра

9.       

Установление баланса учебной нагрузки и активного отдыха детей.

2010 г.

Зам.по УВР

10.   

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей.

2010 -2014 г.

Психолог

11.   

Введение специальных занятий (ОБЖ, ритмика, ритмопластика, уроки здоровья).

2010 -2012 г.г.

Специалисты

12.   

Проведение валеологизации всего учебного процесса.

2010 – 2011 г.г.

Все педагоги

13.   

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.

2-10 -2013 г.г.

Администрация

14.   

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведение лекций, телефон доверия).

Постоянно , по плану

Врач, медсёстры,

Зам. по УВР.

15.   

Налаживание тесного контакта с медико-психологическими и социальными службами города).

2011 год

Психолог

Логопед

16.   

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления.

2010 – 2014 г.г.

Все педагоги

Раздел 5

Формы и методы оздоровления детей

1.    Обеспечение здорового ритма жизни:

- щадящий режим (адаптационный период);

- гибкий режим;

- организация микроклимата и стиля жизни группы.

2.    Физические упражнения:

- утренняя гимнастика, ритмика;

- физкультурно-оздоровительные занятия;

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

- спортивные игры;

- занятия в спортивных секциях;

- терренкур (дозированная ходьба);

- пешие прогулки.

-плавание в бассейне.

3.    Гигиенические и водные процедуры:

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды;

Посещение бассейна (круглый год ).

4.    Свето-воздушные ванны:

- проветривание помещений (в том числе сквозное);

- сон при открытых фрамугах  (летом);

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима.

5.    Активный отдых:

- развлечения;

- игры-забавы;

- дни здоровья;

- недели здоровья.

- соревнования по плаванию.

6.    Свето- и цветотерапия :

- обеспечение светового режима. Использование цвета в окружающей обстановке, согласно психологических исследований.

7.    Музыкотерапия:

- музыкальное сопровождение режимных моментов.

    -8 Сохранение психического здоровья

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

- коррекция поведения

-психологическая готовность к школе

-снижение индекса тревожности и страхов

-психологическое консультирование и просвещение.

-сказкотерапия

9. Лечебно-оздоровительные мероприятия под руководством врача ДОУ

Вакцинация

Витаминотерапия

С-витаминизация 3х блюд

Аромотерапия

Фитоциды лук, чеснок

Кислородный коктейль

Физиолечение

УВЧ

Ингаляции

Ультрозвук

Люстра Чижевского

Витафон

Гальванизатор «Лотос-

Аэронизатор Ион-25

Физиопроцедура»Свежесть»

Бактерицидные лампы

Лечебное полоскание зева

Точечный массаж

Закаливающий массаж

Самомассаж

Раздел 7

Реабилитация и коррекционная работа.

1Реабилитация детей, перенесших простудное заболевание дыхательных путей.

2 Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию.

3 Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки.

4 Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений.

5 Коррекция психоэмоциональной сферы. сенсорная комната,

 фитотерапия, дыхательные упражнения на занятиях физкультурой,

 ритмикой, хореографией.

6 Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера.

   тренинги.

7Создание условий для развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.

Раздел 8

Консультативно-информативная работа.

1 Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников, открытые просмотры и показы.

2 Проведение занятий валеологического цикла с элементами релаксации,рефлексотерапии, оздоравливающих технологий

3. Акция "Чистый город" листовки по борьбе с амброзией, крымская геморологическая  лихорадка.

4.Прививки " за и против"

Раздел 9

Система целевых индикаторов и показателей оценки реализации программы

1. Снижение заболеваемости детей ежеквартально, ежегодно.

2.Увеличение численности детей, охваченных дополнительным образованием ( бесплатным и платными услугами).

3.Увеличение числа воспитанников, участвующих в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

4.Социализация детей с ограниченными возможностями.

5.Повышение численности кадров, занимающихся здоровьесбережением, имеющих высшую категорию.

6. Рост количества семей,ведущих здоровый образ жизни.

7.Удовлетворённость населения микрорайона образовательными услугами, направленными на оздоровление детей и пропаганду здорового образа жизни.

8. Рост количества родителей, вовлечённых в спортивные мероприятия детского сада, города

9. Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

10. Создание собственных программ, методических рекомендаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки-массажи, а также русские народные прибаутки на минутках здоровья.

"Сказки - массажи, а также русские народные прибаутки на минутках здоровья" -  это моя методическая разработка, удостоенная премии за педагогическое новаторство "Фонда "Развитие через образование...

Картотека "Минутки здоровья"

"Минутки здоровья" формируют у детей интерес к своему здоровью, ответственность, повышают самооценку, а также расширяют кругозор. "Минутки здоровья" проводятся не только на занятиях, но и в своб...

"Минутки здоровья"

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных...

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....

«Весёлые минутки или минутки здоровья»

Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее вре...

Весёлые минутки или минутки здоровья

laquo;Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым»....

"Минутки Здоровья" гимнастика для глаз Здорова Г.А.

quot;Минутки Здоровья" гимнастика для глаз Здорова Г.А....