Раннее физическое развитие ребенка
занимательные факты (младшая группа)
Существует шесть функций, которыми человек выделяется среди всех других созданий: ходьба, бег и прыжки в вертикальном положении, способность писать и читать, говорить и понимать устную речь, осязание. Все эти уникальные способности человека являются продуктом его уникальной коры головного мозга. Самое важное состоит в том, что если ребенок выполняет эти функции лучше своих сверстников, то его можно считать одаренным. И чем больше он превосходит сверстников, тем более одарен. Превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приводит и к превосходству в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_fizicheskoe_razvitie_rebenka.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннее физическое развитие ребенка
Крайне интересны работы и методики Г. Домана по раннему физическому развитию ребенка. Этой проблемой он начал заниматься еще в 1940 году, обратившись к лечению детей с мозговыми травмами.
Как уже отмечалось, мозг растет и развивается только в процессе его использования. Но мозг работает не только при умственной деятельности человека. Он управляет любым его действием и движением. Исходя из этого и на основе многолетних исследований
Г. Доман делает важнейший вывод:
«Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук. Движение - это фундамент для всех других человеческих способностей».
Существует шесть функций, которыми человек выделяется среди всех других созданий: ходьба, бег и прыжки в вертикальном положении, способность писать и читать, говорить и понимать устную речь, осязание. Все эти уникальные способности человека являются продуктом его уникальной коры головного мозга. Самое важное состоит в том, что если ребенок выполняет эти функции лучше своих сверстников, то его можно считать одаренным. И чем больше он превосходит сверстников, тем более одарен. Превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приводит и к превосходству в жизни.
Эти функции полностью взаимосвязаны. и взаимозависимы одна от другой на всех стадиях развития мозга, особенно в раннем возрасте. Так что, развивая у маленького ребенка какую-либо одну из этих функций, мы одновременно развиваем и все остальные функции. Причем из этих шести видов интеллекта основным является двигательный интеллект.
Наиболее удивительным открытием Г. Домана стал тот факт, что превосходство в каждом из этих шести видов интеллекта является не врожденным, как это было принято думать, а приобретенным в процессе развития ребенка после рождения. И чтобы максимально развить способности ребенка, необходимо предоставить ему возможность как можно больше двигаться, причем с первых дней жизни, так как именно движение - фундамент для всех других человеческих способностей, в том числе для высокоразвитого интеллекта. Все будущее ребенка зависит от его физического развития в первые 6 лет жизни.
Особое внимание следует обращать на развитие двигательных и мануальных способностей человека, или, как это называет Г. Доман, двигательного и мануального интеллектов, а также вестибулярного аппарата ребенка.
Ребенок рождается уже способным ползать. Поэтому он предлагает как минимум 10 раз в день опускаться с ребенком на пол, класть его на живот и ободрять, когда он начинает двигаться. Новорожденный должен бодрствовать как минимум 4 часа в день, чтобы ползать в это время по полу или в специальном треке. В идеальном варианте он и спать должен на треке, лежа на животе, так как ребенок ползает и во сне. В трек для ползания можно превратить кровать ребенка, оставив в ней только твердый щит, обтянутый сначала байковым одеялом или ковровой дорожкой, а поверх их - искусственной кожей или винилом. Этим же материалом желательно покрыть и пол, по которому ползает ребенок. При ползании ребенок должен быть одет в короткие штанишки и рубашечку с короткими рукавами.
Когда ребенок поднимется на четвереньки, надо предоставить ему возможность ползать как можно больше по всему дому. А затем, когда он встанет на ноги, как можно больше ходить, а потом и бегать. Уже с 1,8 года можно начинать учить его бегать на большие расстояния, увеличивая пробегаемую им дистанцию на 100-200 метров ежемесячно, чтобы к 45 годам он мог пробегать 5 километров.
Для развития мануального интеллекта предоставляйте ребенку возможность как можно чаще хвататься сначала за ваши большие пальцы, а затем за специальный стержень такого диаметра, чтобы ребенок мог обхватить его своими руками. Постепенно приподнимайте ребенка, держащегося за ваши пальцы, с кровати сначала частично, а затем и полностью. В дальнейшем предоставляйте ребенку возможность сначала висеть, а потом и раскачиваться на домашнем турнике или трапеции. Несколько позже предоставляйте ребенку возможность играть с мелкими предметами, лучше съедобными, класть их в какие-нибудь емкости (корзинки, баночки и т. п.) И вынимать их оттуда, перекладывать их из одной емкости в другую, а затем переливать воду из одного сосуда в другой.
По мере развития мозга ребенка он становится способным к выполнению все более сложных действий. С помощью таблиц 1 и 2 можно в любой момент определить степень развития его двигательного и мануального интеллектов и при отставании в развитии срочно принимать необходимые меры.
Таблица 2
Признаки перехода от одной стадии развития мозга ребенка к другой
Переход между стадиями | Виды интеллекта | ||
Двигательный | Мануальный | ||
От 1 к II | Способность ребенка проползти от 60 до 90 см с одной короткой остановкой | Ребенок впервые сознательно раскрыл свою ладонь, чтобы что-то выпустить из нее | |
От II к III | Ребенок впервые встал на четвереньки | Ребенок впервые сознательно пытается поднять рукой какой-либо предмет | |
От Ш к IV | Ребенок самостоятельно сделал 3-4 шага | Ребенок впервые случайно зажал какой-нибудь небольшой предмет (конфету и т. д.) между большим и указательным пальцами (кортикальное противоположение - это функция только коры головного мозга) | |
OT IV KV | Ребенок впервые сделал несколько шагов держа что-нибудь в руках | Ребенок научился поднимать мелкие предметы двумя пальцами и даже иногда пытается это делать сразу двумя руками | |
OT V к VI | Ребенок впервые побежал перекрестным способом (правая нога вперед - левая рука назад и наоборот) | У ребенка появилась склонность к тому, чтобы держать коробку одной рукой, а другой доставать из нее содержимое | |
От VI к VII | Ребенок стал способен пробежать без остановок несколько километров | Ребенок начал писать, играть в футбол, смотреть в телескоп (или в замочную скважину) |
Таблица 3
Возраст перехода от одной стадии развития мозга ребенка к другой | Интеллект, % | Рекомендации Г. Домана | |||||
от 1 к II | от II к Ш | от III к IV | от IV к V | от V KVI | от VI К VII | ||
недель | месяцев | месяцев | месяцев | месяцев | лет | ||
3 4 5 - 6 7 | 2 - 3 - 4 - | - 4 5 6 7 - | - 6 - 9 - 12 | 9 12 - 18 - 24 | 1,5 2 - 3 - 4 | 350-400 270-300 217-240 200 170-180 150-155 | Мировой рекорд Вы делаете все просто прекрасно |
8 9 | 5 6 | 8 10 | - 15 | - 30 | - 5 | 133-140 120 | Продолжайте в том же духе |
10,5 | 7 | 12 | 18 | 36 | 6 | 100 | Средний уровень |
12 14 | 8 9 | 14 16 | 21 24 | 42 48 | 7 8 | 85-90 75-77 | Предоставьте ребенку больше возможностей |
16 18 20 | 10 12 13 | 18 20 22 | 27 30 33 | 54 60 64 | 9 10 11 | 66-69 60 54 | Немедленно предо- ставьте своему ребенку как можно больше возможностей для развития его двигательного (или мануального) интеллекта |
22 | 14 | 24 | 36 | 72 | 12 | 49-50 | Если двигательный или мануальный интеллект вашего ребенка ниже 50%, немедленно обращайтесь к помощи профессионалов |
Очень полезным считает Г. Доман передвижение ребенка по висящей над землей горизонтальной лестнице с помощью перехвата руками (до 15 раз в день), так как это увеличивает объем грудной клетки и улучшает дыхание. В какой-то степени это упражнение заменяют раскачивание на домашнем турнике или трапеции и лазание по канату.
Развитие вестибулярного аппарата определяет способность ребенка ориентироваться в пространстве, а значит, осваивать технически сложные виды спорта и профессии. Для этого г. Доман рекомендует специальные программы равновесия: пассивную, выполняемую родителями, и активную, выполняемую самим ребенком. Крайне важное значение имеет также раннее обучение ребенка плаванию. Это способствует развитию его дыхательной системы, выносливости и подвижности, развитию его мозга и всех остальных его способностей, ускоряет обучение ползанию, ходьбе и бегу, развитию речевых навыков.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать
вывод, что следует вести речь не о поиске талантов, как это иногда пытаются делать в настоящее время, а об их выращивании. При этом практически из каждого маленького ребенка можно вырастить вундеркинда. Для этого необходимо и достаточно осуществлять самое раннее физическое и общее развитие ребенка и раннее его обучение чтению, математике, иностранным языкам, основам естественных наук, литературе, искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа в системе ранней абилитации ребенка с детским церебральным параличом
Знание особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП....
Раннее развитие ребенка - не роскошь, а требование времени.
Советы логопеда родителям....
Раннее развитие ребенка
Методики раннего развития детей - методика Марии Монтессори.Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.Методика Монтессори основан...
Статья «Ранняя помощь ребенку с особыми потребностями по методике Марии Монтессори»
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет, любой ребенок как губка впитывает все, что его окружает, поэтому педагогическая деятельность в Монтессори-классе строится с учетом сензит...
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаяс
В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в детском саду будущего должно быть хорошо, интересно, чтобы у...
"РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА.ЗАДАЧИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11470542","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"271","width":"279"}}]]Задачи индивидуального и коллективного обучения. Центры развит...
Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»
Курс "Раннее развитие ребенка" помогает мамам и папам улучшить способность ребенка к самостоятельному функционированию в повседневной жизни, познакомиться с основами педагогической работы по...