Статья «Ранняя помощь ребенку с особыми потребностями по методике Марии Монтессори»
статья (младшая группа) на тему
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет, любой ребенок как губка впитывает все, что его окружает, поэтому педагогическая деятельность в Монтессори-классе строится с учетом сензитивных периодов развития, которые характеризуются особой восприимчивостью к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Ранняя помощь ребенку с особыми потребностями по методике Марии Монтессори»
В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких необычных подходов к воспитанию детей на ранних этапах развития. Среди них – технология итальянского педагога, психолога, философа Марии Монтессори. Это технология саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Такой средой в реабилитационном центре «Гармония» является Монтессори-класс, оборудованный специальным развивающим дидактическим материалом, который посещают дети разного возраста от 2-х лет и старше.
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет, любой ребенок как губка впитывает все, что его окружает, поэтому педагогическая деятельность в Монтессори-классе строится с учетом сензитивных периодов развития, которые характеризуются особой восприимчивостью к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования.
Среди основных сензитивных периодов в своей работе мы выделяем те периоды, которые особенно актуальны для детей с особыми потребностями на раннем этапе развития.
В связи с тем, что ограничение двигательной активности ведет к задержке психического развития, особое внимание уделяем периоду развития движений, интереса к мелким предметам и деталям. У большинства детей начинающих посещать Монтессори-класс, движения нескоординированы, неупорядочены, неконтролируемые. С целью оказания ранней помощи детям, и коррекции таких нарушений проводятся занятия в зонах практической деятельности, сенсорного развития. На занятиях дети осваивают собственное тело, учатся управлять отдельными его частями: садиться, вставать, ходить по линии; осваивают действия с предметами, развивают движения рук и мелкую моторику, приобретают простейшие практические навыки.
Постепенно действия из хаотичных становятся более целенаправленными, движения рук и пальчиков развиваются, совершенствуются, координируются, практические навыки выстраиваются в простые алгоритмы.
Также, маленькие дети в возрасте 2-2,5 лет испытывают любовь и страсть к соблюдению привычного для них порядка. Поэтому следующий период характеризуется стремлением ребенка к постоянству и повторениям. Монтессори среда в этом смысле тщательно упорядочена, с определенным местом для каждого дидактического материала и четко установленными правилами, что особенно важно для детей с особыми потребностями.
Педагогическая наука и практика убедительно доказали, что ребенок обладает почти всеми чувствами присущими человеку, уже в момент появления на свет, а сенсомоторика – зрение, слух, осязание, обоняние – являются своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит становление человеческого разума. Поэтому, в возрасте от рождения до 5,5 лет ребенок находится в сензитивном периоде сенсорного развития и занимает одно из центральных мест по методике Монтессори.
Многолетний опыт работы в реабилитационном центре показал, что, у детей на раннем этапе развития сенсорные действия несовершенны, в результате чего возникающие у них образы окружающих предметов и явлений часто оказываются неточными.
Используя дидактический материал, мы предоставляем детям возможность развивать, утончать свои чувства, способствуем развитию их познавательных способностей.
На раннем этапе занятия с детьми в сенсорной зоне направлены на упорядочивание хаотичных впечатлений, полученных ребенком из внешнего мира, помогают развить сенсорную чувствительность. Постепенно, у детей формируются устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и телах, отношениях между предметами, дают детям возможность различать, классифицировать, строить сериационные ряды…
Проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование сенсорной культуры положительно сказывается на психическом и личностном развитии детей с особыми потребностями.
Известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Сензитивный период развития речи длится в среднем от рождения до 6 лет. Среди детей посещающих реабилитационный центр, есть дети, не владеющие речью; или, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; есть дети с формально хорошо развитой речью. Но многих объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. В Монтессори-классе речевое развитие осуществляется в процессе работы с дидактическим материалом - в зоне практической деятельности, сенсорной, языковой, космической зонах, где у детей создаются адекватные образы представлений об окружающей действительности и в процессе общения со сверстниками, и с взрослыми. Приобретаемый таким образом социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь, а речевое общение получает адекватную содержательную основу.
Маленькие дети обладают совсем иной формой мышления, которая отличается от разума взрослого – это впитывающее мышление. Мышление ребенка на раннем этапе без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные”. Поэтому сензитивный период социального развития (от 2 до 6 лет) приобретает огромное значение и способствует накоплению социального опыта. Дети в Монтессори-классе постоянно сталкиваются с различными проблемными ситуациями, которые необходимо преодолевать самостоятельно, например, правило ждать, если материал с которым хочется работать сейчас – занят; правило – вести себя тихо и не мешать другим; правило, убирать материал на место после работы. Осознавая необходимость соблюдения правил, ребенок постепенно приходит к пониманию того, что нужно уважать работу других. Постепенно у детей вырабатывается самостоятельность, инициативность и в то же время учет интересов и потребностей окружающих, они начинают понимать, почему то или иное правило существует и что плохого в том, что оно нарушается». Дети учатся работать по одному или вместе с другими детьми. И кроме этого это помогает избегать конфликтов, связанных с тем, что одновременно нескольких детей интересует один и тот же материал, во-вторых, старшие дети выступают в роли наставников, а младшие могут научиться у тех, кто еще не так далеко «ушел» от них в своём развитии.
Стабильная обстановка, постоянство правил, принятие ребенка, отсутствие отрицательных оценок со стороны взрослого повышают уверенность ребенка в своих возможностях и делают его более самостоятельным. Дети учатся быть включенными в деятельность и достигать цели, т.е. развиваются как цельные личности и социализируются.
Таким образом, специально подготовленная развивающая среда, многообразие дидактических материалов Марии Монтессори, учет сензитивных периодов, правильная организация корреркционно-педагогической помощи на раннем этапе, способствуют развитию у детей интеллектуальных способностей, повышает их познавательную активность, что является одним из важных условий успешного обучения в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пять зон раннего развития по методике Марии Монтессори.
Пять зон развития ребенка, выделенных Марией Монтессори....
Пять зон раннего развития по методике Марии Монтессори.
Зоны развития, или где что лежит.Монтессори выделяет пять зон развития ребенка:Зона практической жизни. Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей ...
Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.
Рекомендации для родителей:Педагогика Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются:...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори
Рассматривая многочисленные методики развития детей раннего дошкольного возраста, стоит уделить особое внимание методике Марии Монтессори, которая на сегодняшний день остается одной из самых востребов...
Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....
Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори.
Статья посвящена проблеме развития детей раннего возраста по матодике Марии Монтессори...