Проект «Здоровей-ка»
проект (младшая группа)

Сохранение и укрепление здоровья детей, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorovey-ka.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но

полное описание счастливого состояния в этом мире».

Джон Локк

        Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольной образовательной организации. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольной образовательной организации.

        Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольной образовательной организации не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

        Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Актуальность: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:

- Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

Тип проекта: Педагогический, долгосрочный.

Участники проекта: Дети разновозрастной группы № 1 общеразвивающей направленности «Пчёлки», воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинский работник, родители.

Сроки реализации проекта: с 01.09.20г. по 31.05.21г.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Проблема: «Мы хотим скорей узнать:

                     Как здоровье укреплять?»

Риски: Непостоянный состав детей.

Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.

Риски: Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Место проведения: музыкальный зал, спортивный зал, групповая комната.

Ожидаемые результаты:  

Работа с дошкольниками по проекту позволит в процессе совместной деятельности педагогов, детей, родителей успешно решить поставленные задачи.

Воспитанники

- Снизится уровень заболеваемости детей.

- Сформируется первоначальное представление о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.

- Сформируется осознанная потребность в ведении здорового образа жизни.

- Будут привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

Родители:

- Повысится интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни.

 Появится желание принимать в дальнейшем участие в совместной деятельности с детьми; изменение отношения родителей к данной проблеме.

Основные этапы проведения проекта:

- 1 этап – подготовительный

- 2 этап – творческий

- 3 этап – презентация

- 4 этап – диагностический

- 5 этап – контрольно-рефлексивный

  1. этап - подготовительный

- Постановка детской цели

- Целеполагание проекта

- Вовлечение детей в решение проблемы

- Обсуждение проекта с медицинским работником

- Обсуждение проекта с инструктором по физической культуре

- Обсуждение проекта с родителями

- Домашнее задание для родителей:

           - подбор стихов и загадок о здоровье и полезных продуктах;

           - изготовление дидактических пособий;

           - изготовление нестандартного оборудования;

           - изготовление книжек-самоделок со стихами, загадками, пословицами

                  и поговорками о здоровье.

2 этап - творческий

Введение детей в проект.

     Прочитать с детьми сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Провести обсуждение по содержанию.

     На следующий день в группе появляется Доктор Айболит.

     Доктор Айболит: здравствуйте, ребята. Вы знаете, кто я? Да, я Доктор Айболит. Я всегда приду на помощь, исцелю и излечу!

     Я узнал, что вы хотите быть здоровыми, красивыми, выносливыми и решил вам помочь. Я приглашаю вас в далёкое путешествие, в котором вы познакомитесь с Азбукой Здоровья. Я расскажу вам о том, как устроен организм человека, как защитить себя от микробов, как сохранить и улучшить своё здоровье. Я научу вас делать дыхательную гимнастику, массаж, гимнастику для глаз и рук. Вы узнаете о полезных продуктах питания. А в конце путешествия вас ждут призы.

     Далее на каждом занятии по проекту приходит Доктор Айболит.

Реализация проекта.

1) Работа с детьми

Образовательная область

Модуль

Вид деятельности, тема.

«Познавательное развитие»

«Ознакомление с миром природы»

НОД «Вода – друг человека»

Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки».

Беседа «Что можно приготовить из фруктов и овощей»

«Формирование элементарных математических представлений»

НОД «Что растёт на огороде?»

Д/игра «Какой формы»

«Речевое развитие»

«Развитие речи»

НОД «Что вам осень подарила»

НОД «Наши куклы - врачи»

НОД «Зимой на прогулке»

НОД «Оденем куклу Катю на прогулку»

Беседа «Если ты заболел»

«Чтение художественной литературы»

К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»

З. Александрова «Купанье»

А. Барто «Девочка чумазая»

В. Берестов «Больная кукла»

Потешка «Водичка, водичка»

РНС «Петушок и бобовое зёрнышко»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

Д/и «Что сначала, что потом?»

Д/и «Чтобы не болеть» (введение в проект)

С/Р игры: «Искупаем куклу Таню», «Кукла заболела», «К нам пришёл доктор», «Магазин», «Больница», «Приготовь обед», «Семья»

Экскурсия в кабинет врача

«Формирование основ безопасности»

Д/и «Съедобное – несъедобное»

Беседа «Чтобы не было беды»

Беседа «Чтобы не болеть»

«Физическое развитие»

«Физическая культура»

НОД «С добрым утром глазки» - валеологическое занятие.

НОД «Что я знаю о себе?» - валеологическое занятие.

«Здоровье»

Беседа: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

Беседа: «Чистота – залог здоровья».

Беседа: «Полезные продукты». 

Беседа: «Полезно – неполезно».

Беседа: «Правила поведения в детском саду».

Беседа о вредных привычках.

Утренняя гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Гимнастика после сна

Точечный массаж

Подвижные игры

Физминутки

Мышечная релаксация

Хождение по шипованной дорожке

Закаливающие процедуры (воздушные ванны, умывание лица и рук, пребывание на свежем воздухе)

Витаминизация

Гимнастика перед приёмом пищи.

«Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность. Рисование

НОД «Овощи с грядки»

НОД «Яблоко на тарелке»

НОД «Витамины»

Аппликация

НОД «Овощи лежат на круглом подносе»

Лепка

НОД «Мандарины и апельсины»

НОД «Мы гуляем»

2) Работа с родителями

Содержание

Цель

Консультации:

1.Тема: «Режим дня и его значение в жизни ребенка».

2.Тема: «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

3. «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».

4.Тема: «Здоровая пища».

5.Тема: «Хорошо ходить босиком».

6.Тема: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

7.Тема: «Если ребёнок не хочет есть».

8.Тема: «Роль физических упражнений в развитии детей».

1.Повышение уровня родительской компетентности по необходимости соблюдения режима дня

2. Повышение уровня родительской компетентности по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

3.Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.

4.Повышение уровня родительской компетенции по здоровому питанию.

5.Повышение уровня родительской компетенции по данному вопросу.

6.Повышение уровня родительской компетенции по закаливанию детей.

7.Повышение уровня родительской компетенции по данному вопросу.

8.Повышение уровня родительской компетенции по данному вопросу.

Мастер – класс 

1. «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей».

2. «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Привлечение родителей воспитанников к участию в проекте.

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Папки-передвижки:

1. «Подвижные игры с детьми дома и на улице».

Повышение уровня родительской компетенции по данному вопросу.

Родительский клуб «Сделай сам»

1. Изготовление оборудования для развития дыхания.

2.Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья».

3. «Нестандартное физкультурное оборудование».

4. «Массажные коврики».

5. «Полезные предметы своими руками, для здоровья».

Совершенствовать предметно-развивающую среду в центре развития по ООЗ, ООФК, ООРР. Привлечение родителей воспитанников к участию в проекте.

Оформление выставки рисунков: «Здоровье – это…»

Привлечение родителей к участию в проекте. Выявление творческого потенциала среди родительского сообщества.

Спортивные развлечения: 

1. Развлечение «В стране здоровячков».

2. «Путешествие с героями сказок»

3. «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».

Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Способствовать формированию здорового образа жизни. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, полезных привычек.

Круглый стол:

1. «Оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ».

2. Игротека-практикум «Играем пальчиками».

Ознакомление родителей с проведением оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ.

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей. 

Необходимое обеспечение процесса реализации проекта:

- Оборудование спортивного уголка: мячи, кегли, гантели, ребристые дорожки, обручи, кольцеброс.

- Канцелярские принадлежности: краски, гуашь, кисти, бумага для рисования, пластилин.

- Дидактический материал: схемы – «гимнастика для глаз», «строение человека», «культурно-гигиенические навыки», картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр.

- Витамины.

3 этап – презентация

   Цель: Применение полученных знаний   детей в ходе проекта.

- Спортивное развлечение: «В стране Здоровячков».

4 этап – диагностический

Цель: выявление знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.            

- Беседы, наблюдения. Анкетирование.

        На начало проекта беседы и наблюдения показали: высокий уровень 14 %, средний уровень 53 %, низкий уровень 33 %. На конец проекта - высокий уровень 53 %, средний уровень 40 %, низкий уровень 7 %.

        В анкетировании приняли участие 15 родителей. Уровень компетентности по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей составил на начало года – 27 %.  Анализ анкет на начало проекта показал, что родители заинтересованы проблемой сохранения и укрепления здоровья детей и готовы сотрудничать с нами. Анкетирование на конец проекта показало, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей на 46 %. Родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата.

        Таким образом, целенаправленная систематическая работа со всеми участниками педагогического процесса и родительским сообществом, применение различных методов, в том числе ИКТ, способствовала снижению заболеваемости, сформированности у детей потребности в ведении здорового образа жизни.

  1. этап - контрольно-рефлексивный

- Подведение итогов

- Изготовление нестандартного спортивного оборудования и книжек-самоделок.

- Беседа на тему «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Результат проекта

- Проведённая работа дала положительные результаты.

- Работа в проекте на всех этапах позволила донести до каждого ребенка     необходимость в ведении здорового образа жизни.

-  Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы.

- Поставленные задачи в начале работы над проектом, были реализованы в различных мероприятиях с помощью используемых разнообразных видов деятельности, приёмов, средств и формы обучения с учётом интеграции образовательных областей основной образовательной программы образовательной организации и возрастных особенностей детей.

Подводя итог, добавим, что наш проект очень важен и ценен, поскольку мы вовлекли в него всех взрослых и ребят. Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей личности ребенка, педагогов ДОУ, родителей.

Литература

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий2003»,2010-192с.

2. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М., 2002.

3. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
6. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

7. http://www.trunsun.edusite.ru/p47aa1.html «Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада».

Анкета

Тема: «Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста»

1. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?

Да       нет

2. Причины болезни:

• недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;

• недостаточное физическое воспитание в семье;

• и то и другое;

• наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

Да      частично      нет

4. На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

• Соблюдение режима;

• рациональное, калорийное питание;

• полноценный сон;

• достаточное пребывание на свежем воздухе;

• здоровая, гигиеническая среда;

• благоприятная психологическая атмосфера;

• наличие спортивных и детских площадок;

• физкультурные занятия;

• закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

• Облегченная форма одежды для прогулок;

• облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);

• обливание ног водой контрастной температуры;

• систематическое проветривание группы;

• прогулка в любую погоду;

• полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

• умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?

Да      частично      нет

7. Нужна ли Вам помощь в этом детского сада?

Да     частично      нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

МИНИ – ПРОЕКТ «Здоровая спинка. Здоровый ребенок. Здоровая нация»

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятия...

Педагогический проект «Здоровые дети – здоровая нация, здоровая нация – сила государства»

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада, социальных партнеров и  семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель...

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект «Здоровое питание, залог здоровья!», проект русская береза

Проект «Здоровое питание, залог                  здоровья!»...

Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)

Проект взаимодействия с родителями Тема проекта: «Здоровье – это здорово!» (подготовительная к школе группа)...