Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Севостьянова Людмила Евгеньевна

Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн  не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Но прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                                 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн  не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.

Проблема для детей с ОВЗ заключается в том, что  в течение дня ими не выполняется физиологически необходимое количество движений.

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопие. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Во время занятий плаванием учитывается специфика воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно - оздоровительного режима детского сада.. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:

•   упражнения для освоения с водой (для начинающих),

•   обучение комплексу общеразвивающих  физических упражнений на суше

•   овладение плавательными движениями различными способами,

• определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.

Обучение плаванию детей с ОВЗ в дошкольном учреждении осуществляется на основе программ «Первые шаги» развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду и Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей с ОВЗ к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

При проведении занятий применяется  дифференцированный подход к каждому ребёнку. Во время занятий плаванием учитываю специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Чтобы занятия на воде проходили более четко, каждое новое упражнение усваивалось быстрее, на спортивных площадках и в спортзале начинается:

I    этап - «сухопутное плавание».

 В  процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны, стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение  полосы  препятствий).  Если перечисленных качества находятся ниже  среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.

II   этап  - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных    упражнений:

•   Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка  глубокого вдоха  с медленным выдохом в воду.

•    Подвижные игры «Крокодильчики» и «Медуза» способствуют ускорению освоения воды.

III    этап –  обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине. 

Регулярное плавание с помощью подручных материалов - доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде. 

Пенопластовые доски могут использоваться в различных целях, включая:

            • увеличение интенсивности упражнений для туловища;

            • увеличение плавучести тела при выполнении упражнений в глубокой воде;

            • увеличение плавучести тела при выполнении упражнений на развитие мышечной силы и выносливости;

            • увеличение плавучести при выполнении упражнений на расслабление.

Мониторинг.

В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком - инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.

Вторая младшая группа (3-4 года).

плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;

Средняя группа (4-5 лет).

плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.

Старшая группа (5-6 лет).

плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.

Подготовительная группа (6-7 лет).

плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.

Выполнение упражнений детьми оценивается  по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя.

3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила в соответствии с  СанПиН 2.4.1.3049-13.

Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.

Литература:

1. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991

2. Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство- Пресс”, 2003.

3. Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич, коррекционная работа с дошкольниками -М.: “Книголюб”, 2008 г.

4.  Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с ОВЗ бассеин не только средстодля укрепления здоровья, повышение двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций....

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном детстве у ребенка складывается определенный опыт двигательного творчества, которое является составной частью культуры движений. Наиболее эффективным средством развития двигательного творч...