Конспект экспериментальной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебница соль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель НОД: создание условий для углубления представлений детей о свойствах соли, использовании ее в жизни человека.

Задачи:

-Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

 

-Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie2.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад №1 «Звёздочка»»

Конспект экспериментальной образовательной деятельности в старшей группе на тему:

«Волшебница соль»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое,  художественно-эстетическое, физическое развитие, познание

Подготовила: воспитатель Шистка Н.С.

Тема: «Волшебница соль»

Возраст воспитанников: старшая группа

Тип деятельности:

-Закрепление раннее приобретенных  знаний.

Вид деятельности:

-игровая и исследовательская.

Форма:

-Фронтальная.

Цель НОД: создание условий для углубления представлений детей о свойствах соли, использовании ее в жизни человека.

Задачи:

-Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

-Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Познавательное развитие: обеспечить условия для развития интеллектуальных качеств, умения мыслить, наблюдать, анализировать; делать выводы, создать условия для расширения кругозора, развития познавательных и поисковых навыков у детей; обобщить знания детей о разнообразном применение соли для жизнедеятельности человека;

Речевое развитие: создать условия для побуждения детей к речевой активности, отвечать мотивированно на вопрос взрослого, обосновывая свою точку зрения; создать условия для развития связанной диалогической речи, для обогащения словаря: кристаллики, ученые, лаборатория, растворяется.

Художественно – эстетическое развитие: обеспечить условия для развития творческой активности, эстетического чувства, воображения, проявление положительных эмоций при изготовлении поделки.

Социально – коммуникативное развитие: обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, для формирования навыков безопасного поведения в помещении во время непосредственной образовательной деятельности и для закрепления знаний о правилах обращения с солью, воспитания самостоятельности, аккуратности, умение работать в коллективе.

Физическое развитие: создать условия для формирования у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности, развития мелкой моторики рук

Предварительная работа:  Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье»

Наблюдение «Как мама использует соль?».

Словарная работа: полезное ископаемое, недра земли, богатство земли, кристаллизация.

Методы и приемы реализации:

•  анализ познавательной литературы;

•  опытно-экспериментальная деятельность;

•  исследовательская деятельность;

•  экскурсии;

•  наблюдения;

•  творческая деятельность;

•  игровая деятельность.

Оборудование и материалы:  соль, тарелочки, ложки, баночки с водой, лупы, крышки с черным дном, заготовки для рисования, клей, кисточки.

Ход  образовательной деятельности

Часть, задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Задачи:

1.Организовать детей.

2.Дать положительный настрой для занятия.

Основная часть (решение поставленных задач)

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Загадка:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна.

2. Беседа о соли:

Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:

- Для чего нужна соль ?

- Где люди используют соль?

 

- Для кого ещё соль нужна в природе? 

- Где и как добывают соль?

- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.

- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там научный сотрудник

 -Надевайте фартуки и проходите за столы.

- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. Какие?

Опыт№1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим

-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок)

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?

- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? 

Воспитатель: Какой вывод делаем?

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

- Имеет ли соль запах?

- Какая соль на вкус?

- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.

Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

А Соль исчезла? 

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Игра: «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Опыт № 3: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? 

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить?

- В стаканчиках вода, в одном- солёная, а в другом- пресная.

- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?

-А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня бокал, на котором налет от чая Я насыпаю на губку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью.

Предложить детям встать в круг

- Что вы нового узнали о соли?

 - Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение медалей).

Соль

Соль необходима для жизни и здоровья человека; недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)

Для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту - она может помочь вам при стирке)

Соль нужна для животных.

Из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Соль состоит из кристаллов

Вывод: соль белая, крупная, мелкая; рассыпается, она сыпучая; состоит из маленьких кристаллов.

В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

Нет, соль растворилась.

Вывод: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.

Нет, в речке вода пресная.

Оно тонет

Оно всплывает)

В солёной воде яйцо (предметы) не тонут). А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

Вывод: Соль выступает как чистящее средство

Состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет свойства держать предмет, соль можно использовать как чистящее средство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему « Волшебница вода»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Цели:Образовательные:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформир...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект открытого показа НОД в старшей группе на тему "Волшебница- соль" (познавательное развитие)

Цель: формирование представления о соли как необходимом для человека продукте путем наблюдений и экспериментирования.Задачи исследования: изучить исторические сведения о соли; узнать о значении соли в...

Конспект НОД по экспериментированию для старшей группы на тему «Волшебница соль»

Конспект НОД по экспериментированию на тему "Волшебница соль"...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»

Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности по теме "В...