Проект "Азбука здорового питания"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proetk_azbuka_zdorovogo_pitaniya.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №47 комбинированного вида»
Юридический адрес учреждения: 624440 Свердловская область,
город Краснотурьинск, улица Клубная, дом 12 8(34384) 30279, mbdou47@bk.ru
Проект
«Азбука здорового питания»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководители:
Липарина Ирина Сергеевна
Гвоздкова Ирина Станиславовна
ГО Краснотурьинск, 2021
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости».
Народная мудрость.
Проект «Азбука здорового питания»
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников
Предмет исследования: продукты питания
Форма проведения: групповая
Проблема: дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточное употребление в пище натуральных овощей и фруктов, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность проекта: в настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде. Создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития. В современной педиатрии имеется мнение, что одной из причин гиперактивности, синдрома дефицита внимания являются продукты питания, попадающие на стол ребёнка. Как известно, в большинстве из них заключаются разнообразные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые отрицательно влияют на здоровье ребёнка.
Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста ясные представления о продуктах, приносящих пользу организму, расширить и уточнить представление у детей об организации правильного здорового питания.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о продуктах, о здоровом и нездоровом питании, установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);
- Уточнить и обогатить знание детей о пользе витаминов, о влияние витаминов на организм человека;
- Формировать у детей и родителей интерес и готовность к соблюдению правильного, рационального и здорового питания;
- Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья
Ожидаемые результаты:
Педагоги: расширят свои знания о правильном питании, будут проводить наблюдение за качеством питания в группе.
Дети: получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.
Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.
Методы реализации проекта:
- занятия;
- игры;
- беседы;
- чтение художественной литературы
- выставки;
- проблемные ситуации;
- анкетирование
- опыты, поисковая деятельность
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта
- подбор материала
II этап – основной
Работа с родителями
Памятка: «Витамины в жизни ребенка»
Консультация: «О правильном питании и пользе витаминов»
Совместная работа воспитателя с воспитанниками
Дидактические речевые игры «Продукты питания»
Чтение художественной литературы: Э .Успенской «Дети, которые плохо едят в детском саду», стихи и загадки о продуктах питания,
Беседы: «Зачем нужен режим питания», «Где живут витамины?», «Витамины и полезные продукты»
Экспериментирование
III этап – заключительный
Коллективная работа: стенд «Полезные и вредные продукты»
Изготовление лэпбука «Азбука здоровья»
Изготовление кейса игры «Здоровый образ жизни»
Приложение 1
Памятка для родителей "Витамины в жизни ребёнка"
Витамины – важные, необходимые для жизни человека вещества. Они активизируют участие во всех процессах, происходящих в организме человека, способствуют полноценному усвоению пищи, своевременному и правильному росту, повышению общего тонуса, невосприимчивости детского организма к простудным заболеваниям. Отсутствие или недостаточное количество витаминов (особенно длительное «витаминное голодание») может вызвать серьезные последствия. Так, недостаток витамина. А, который необходим для правильного роста, сохранения зрения, нормального состояния кожи и слизистых оболочек, вызывает отсутствие аппетита, снижение веса. Значительно понижается сопротивляемость организма влиянию окружающей среды и инфекционным заболеваниям. Не менее важен витамин С – аскорбиновая кислота. Витамин С активно участвует в обмене веществ, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям, предотвращает развитие рахита. Ребенок, получающий недостаточное количество витамина С, быстро утомляется. Он раздражителен, плохо спит, капризничает. Значительное место среди витаминов занимает, так называемый, противорахитный витамин Д. Его применяют в основном как средство предупреждения и лечения рахита на всех его стадиях. Недостаток в организме витамина Д приводит сначала к появлению первых признаков рахита, хотя и незначительных, потом ко все более нарастающему нарушению нормального состояния нервной системы, деформации отдельных частей скелета, а затем и мышечной ткани. При ярко выраженных формах рахита дети теряют аппетит, худеют. Весьма значительна роль и витамина Р, наличие которого способствует наилучшему усвоению организмом витамина С. Витамин Р оказывает благотворное действие на сердечно -сосудистую систему. Необходимы ребенку и витамины группы В (В1, В2, В6, В12 и др.). Они оказывают влияние на состояние нервной системы, способствуют нормальному росту, кроветворению и другим важным процессам.
Приложение 2
Консультация для родителей: «О правильном питании и пользе витаминов»
Один из основных принципов правильного питания – максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, включающий все основные группы продуктов (рыба, мясо, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др.), обеспечивающий ребенка всеми необходимыми пищевыми веществами. В понятие «правильное питание» входит культура приема пищи и формирование общих культурно-гигиенических навыков.
О чем рассказать ребенку
– Чтобы расти и развиваться, человек должен правильно питаться. Расскажи, какие у тебя есть любимые блюда. Попробуй объяснить, в чем разница между «вкусным» и «полезным». Человек употребляет в пищу разнообразные продукты. Есть продукты полезные и очень полезные. В продуктах содержатся очень важные для здоровья вещества, которые называют витаминами. В полезных продуктах – овощах, фруктах –
больше всего витаминов. Очень полезен черный хлеб, он богат разными витаминами. Витаминов очень много, но главные из них – это витамины А, В, С, Д. Витамин А - очень важен для зрения, он содержится в моркови.
Витамин В - помогает хорошо работать главному нашему органу – сердцу. Его много в овощах, молоке. Витамин С - укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным простудам. Его много в киви, шиповнике. Витамин Д - укрепляет наши ноги и руки, больше всего этого витамина в рыбьем жире.
Вопросы:
– Что ты больше всего любишь есть на завтрак?
– Объясни, как ты понимаешь выражение «здоровое питание».
– Какие витамины ты знаешь? Для чего они нужны?
– Назови продукты, полезные для здоровья. Расскажи, какие витамины содержатся в этих продуктах.
– Назови пять полезных для здоровья продуктов питания.
Стихи, загадки
Никогда не унываю, и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
Помни истину простую — лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет.
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам, и не только поутрам.
От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Игра «Витамины»
Подготовьте овощи и фрукты (картинки с их изображением): груша, тыква, яблоко, морковь, лимон, помидоры, огурцы, свекла, репка, зеленый лук, капуста, виноград, вишня, черешня, клубника, красная смородина, брусника, сливы, картофель, абрикосы. Поставьте перед ребенком 4 тарелки, а под ними разложите карточки с буквами А, В, С, Д. Предложите ребенку разложить овощи и фрукты в соответствии с витаминами, которые в них содержатся. Игру сопровождайте рассказами о пользе, вкусовых качествах продуктов.
Игра «Составляем меню»
Предложите ребенку вместе с вами составить меню на обед: салат, первое и второе блюдо, десерт. Расскажите о продуктах, которые потребуются для приготовления такого обеда. Предложите ребенку вспомнить и назвать витамины, которые содержатся в этих продуктах.
Приложение 3
Дидактические речевые игры по теме «Продукты питания».
Цели: формировать знания детей о продуктах, о том, какие продукты входят в состав готовых блюд, развивать познавательный интерес к окружающему миру. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Развивать коммуникативные способности, связную речь.
- Дидактическая игра: «Отгадай загадку».
Цели: уточнить представления детей о продуктах; учить отгадывать описательные загадки о продуктах.
Правила игры: Узнать продукт по описанию.
Ход игры: В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально. Картинки раздаются играющим по одной, ведущий описывает каждую картинку, не называя её. Рассказывая о картинке, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, размер, вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее.
- Дидактическая игра: «Что лишнее?».
Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов.
Правила игры: Переворачивать выбранное изображение по очереди; в конце игры, кто правильно найдёт "лишнюю" карточку с предметом, получает фишку.
Ход игры: Детям предлагают по очереди переворачивать картинку, назвать изображение.
Дается задание: найти изображение, которое не подходит к остальным и объяснить, почему.
- Дидактическая игра: «Готовим сырники (рассольник, борщ, омлет) ».
Цели: Дать детям знания о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Активизировать словарный запас. Тренировать память и внимание. Развивать умение договариваться и работать в парах.
Правила игры: Правильно отбирать картинки с продуктами питания и закрывать ими клетки на больших картах.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать пару и договориться, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Педагог выслушивает предложения детей, а затем читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе. По сигналу воспитателя, дети начинают искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. В конце игры педагог проверяет, правильно ли выполнено задание.
Вариант игры: Лото. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания. Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, берёт карточку себе. В конце игры педагог и дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
- Дидактическая игра: «Разложи продукты на полках в магазине».
Цели: Закреплять знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продовольственного магазина.
Правила игры: Соотносить продукты питания, изображённые на маленьких карточках, с картинками отделов магазина на отдельных карточках.
Ход игры: Ведущий выкладывает карточки с названиями отделов магазина, а играющие выбирают продукты питания, которые продаются в этом отделе. Выигрывает тот ребёнок, который подобрал и выложил карточки правильно.
- Игра «Магазин»
Дети берут на себя роли продавцов и покупателей. Покупатели приобретают продукты, правильно их называя, продавцы отдают товар, при этом ведётся диалог с употреблением слов: «Здравствуйте! Возьмите, пожалуйста. Дайте мне, пожалуйста….
- Игра "Будь внимательным"
Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат названия продуктов. (Ложка, мяч, рыба, хлеб, игрушка, шкаф, стол, колбаса, молоко…)
- «Составь предложение по картинкам».
Составление предложений по опорным картинкам.
Варианты: Мама режет колбасу (хлеб, батон, мясо, сыр, сосиску, картошку).
Папа купил ..........
Мальчик (девочка) кушает ...........
Бабушка готовит кашу, суп, котлеты и т.д.
- Игра "Назови кашу"
Ребёнку предлагаются изображения кастрюль, на которых наклеены образцы круп (гречка, манка, овсянка, перловка, рис, пшено).
- "Угадай и ответь".
Детям предлагаются мешочки с сыпучими продуктами (горох, вермишель, фасоль, кофе). Задание: узнать продукт и ответить на вопрос, что из него можно приготовить.
- Игра с мячом "Раз, два, три, не зевай, блюдо называй"
Запеканка из творога какая? (пюре из картофеля, салат из свёклы, котлеты из курицы, оладьи из печени, суп из грибов, гуляш из мяса и т.д.)
- Игра "Разложи продукты"
Детям предлагается разложить игрушки-продукты на тарелки разного цвета (молочные продукты - на белую тарелку, мясные - на красную и т.д.).
- Игра-физминутка "Повар" (проводится в кругу).
Будем в повара играть.
Никому нельзя зевать,
Если повар будешь ты,
Что готовишь, назови.
На голову ребёнка надевается колпак, ему показывают картинку. Ребёнок должен назвать блюдо. Пример: Я готовлю свекольный салат, картофельное пюре и т.д.
- Игра "Волшебный кубик"
Дети по очереди бросают кубик. В зависимости от выпавшего количества и показанной педагогом картинки дети составляют предложение (Мама купила в магазине пять котлет, три пирога, четыре сосиски).
- "Исправь Незнайкины ошибки"
Картошка бабушка пюре приготовила.
Шоколад съел мороженое Ваня.
Мясо продают в магазине фарш.
Кабачок принёс папа икра.
Яблоко испекла пирог бабушка.
Суп сварил дедушка вермишель.
- Расскажи о продукте.
Название. Из чего сделан? Как попал на стол? В каком отделе магазина продаётся? Где его можно хранить? что из него можно приготовить?
- Игра "Варят, жарят и пекут"
Дети соединяют картинки линиями на магнитной доске с изображениями кастрюли, сковороды, составляют предложение. Например: суп варят в кастрюле.
Вариант: Игра с мячом. Пироги - , кашу - , котлеты, рыбу - , картошку - , компот - , блины, яичницу, оладьи, курицу, булочки и т.д.
И наоборот (что варят? жарят? пекут? пьют? едят?)
- Игра "Какое варенье?" (пособие – изображения банок, на которые прикрепляются картинки на магнитах с изображением фруктов и ягод). Дети составляют предложения, например: Я приготовил варенье из малины – малиновое.
- Игра "Жадина" (дети отвечают на вопросы чей, чья, чьё, чьи по картинкам). Можно проводить игру с мячом.
- "Составь предложение" (по предметным картинкам). По количеству прямоугольников надо придумать прилагательные. Пример: Мальчик ест вкусный, горячий картофельный суп.
- "Запомни и продолжи" (наращивание предложений по картинкам). Мама купила курицу. Мама купила курицу и хлеб. Мама купила курицу, хлеб и макароны. Мама купила курицу, хлеб, макароны и рыбу.
Приложение 4
Стихи и загадки о продуктах питания
В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться,
Отгадать их потрудиться.
Далеко на юге где – то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий … (ананас).
Вот стручок – огромный дом,
Поселились братцы в нем.
Каждый братец – скоморох,
А стручок этот - … (горох).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)
Я - приправа в каждом блюде
И всегда полечен людям угадали?
Я - наш друг
Я - простой зелёный (лук.)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …(помидора)
Под землей живет семья:
Папа, мама, деток тьма.
Лишь копни ее немножко –
Вмиг появится … (картошка).
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус – кислейший он,
А зовут его … (лимон).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый … (апельсин).
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
Будешь строен и высок (Морковь)
Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа … (груша).
"Компот"
Сливы цветные,
Абрикосы наливные.
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Кто не пьет компот, тот слабеньким растет.
"Борщ"
Борщ – это свекла, морковка, лучок
Картофель, капуста, петрушки пучок.
Овощи сварились, в борщок превратились.
Секрет витаминов хранит красный борщ
Кто съест все до капли
Обретет волшебную мощь.
"Щи"
Стал слабым, больным и худым?
Съешь тарелку щей,
Зарядись энергией овощей!
"Огурец"
С грядки удалец
Прыгнул огурец.
Свеженький, зеленый
Крепкий, закаленный.
Ты ребятам нужен
На обед и ужин.
"Сырники"
Мы круглые лепешечки
Слепили нас из творога.
Мы на печке полежали
И друг друга не узнали.
Были белые,
Стали загорелые.
Аппетитные, полезные,
Румяные, целебные.
"Чай"
Горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Выпьешь чай с малиной,
Выпьешь чай с вареньем,
Будешь целый день ты
С чудесным настроеньем!
"Чай - Здоровье"
Ромашка и календула
Лечебные цветы
На солнышке росли
К нам в чашку пришли.
Чай - Здоровье выпивай
И добавки наливай.
"Волшебные каши"
На кухне, на полочке
Жили крупы в мешочке.
Манная, овсяная,
Пшенная, перловая,
Гречневая, ячменная.
По названию похожи
Только разные на вкус.
Дети кашу не любили,
Со слезами говорили: -
«Не хотим мы кашу,
Кашу – малашу».
«Что же делать?» - говорила
Повар – тетя Света.
Кушать надо кашу
Чтобы стать сильнее.
А без каши, дети,
Станете вы, бледными
И поднять не сможете
Даже вы конфету.
Приложение 5
Экспериментирование
Опыт 1: В стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.
Вывод: вода в стакане стала мутной и как будто грязной, потому что добавлено много острых приправ, соли, что плохо влияет на здоровье человека (желудок).
Опыт 2: Выбираем самый большой ломтик чипсов, кладём его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки. На салфетке образовалось жирное пятно и достаточное большое количество специи.
Вывод: чипсы содержат много жира и специй, которые вредят молодому организму.
Опыт 3: Влияние «Кока-колы» на предметы.
Этот опыт помог проверить, как взаимодействуют Кока – Кола с ржавчиной и налётом на металлических предметах?
Мы положили в напиток и воду ржавый гвоздь и тусклые старые монеты. После нескольких дней в стакане с Кока – Колой гвоздь и монетки посветлели, очистились, а в воде - нет.
Вывод: Если Кока-кола с легкостью удаляет ржавчину, то она может разъедать стенки нашего желудка.
Опыт 4: Опасна ли Кока – кола нашим зубам? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. Одну скорлупу мы поместили в стакан с Кока-колой, а другую – с водой. Наблюдения показали, что скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
Вывод: Употребление напитка в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»
Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...
Итоги республиканского конкурса творческих работ по пропаганде здорового питания среди образовательных организаций "Рациональное питание - залог здоровья!"
Работа Барышникова Власа отмечена как участник....
Педагогический проект по формированию первичных представлений о здоровом питании и «Витаминах на грядке и на дереве» у детей 3-4 лет «Здоровое питание»
Цель данного проекта: создание педагогических условий для знакомства детей младшего дошкольного возраста с полезными свойствами овощей, фруктов, злаковых....
Игра -викторина по здоровому питанию «Академия здорового питания»
Сформировать представление о здоровье, как одной из важнейших жизненных ценностей;Формирование представления о правильном питании, рациональном использовании продуктов питанияСформировать предст...
Веселые старты для детей 5–7 лет «Знатоки здорового питания», посвященные Всемирному Дню здорового питания
Всемирный день здорового питания ежегодно отмечается 16 октября. Цель этого дня – привлечь внимание общественности к современным проблемам питания в обществе, призвать каждого чел...
Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...
ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ «МЫ ЗА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
Проектная деятельность....