Развитие психических и физических качеств у детей 4-5 лет
презентация к уроку (средняя группа)
Материал презентации описывает особенности развития психических качеств, таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь; физиологические особенности, к которым относятся опорно-двигательный аппарат, органы дыхания, сердечно-сосудистая система и центральная нервная система. Также приводятся примеры основных видов движений для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие детей 4-5 лет | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие психических качеств
Восприятие Ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. Ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности).
Внимание Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий ребенок способен удерживать в памяти несложное условие (инструкцию). Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Память В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Ребенок старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Мышление Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерно сохранение количества, объема и величины. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение Воображение продолжает активно развиваться. Появляются такие способности, как оригинальность и произвольность. Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Почти третья часть даваемых детьми определений развернутые, то есть с перечислением 2-3 признаков, с элементами сравнения, объяснения. Меняется морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов в среднем составляют 24-25 слов. Формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.
Физиологические особенности Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков - 100,3 см, а пятилетних - 107,5 см. Рост (средний) девочек четырех лет - 99,7 см, пяти лет - 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять 17,8 кг и 17,5 кг соответственно.
Опорно-двигательный аппарат Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз. Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей. Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков - от 5,9 до 10 кг, у девочек - от 4,8 до 8,3 кг. Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие.
Органы дыхания Брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см³), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде.
Сердечно-сосудистая система Частота сердечных сокращений в минуту колеблется от 87 до 112. Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется.
Центральная нервная система Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процесс е выполнения гимнастических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания. Развивается механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы. Повышается самостоятельность действий, умозаключений. Преобладает процесс возбуждения. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, в особенности за плохо освещенным столом, ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С этим связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70—75 децибелов.
Основные виды движений
Упражнения в ходьбе На пятом году жизни все структурные элементы ходьбы значительно улучшаются: начинает устанавливаться определенная ритмичность, увеличивается длина шага, что в сочетании с ритмичностью ведет к ускорению темпа. Улучшается общая координация движений. У большинства детей становятся согласованными движения рук и ног. Ходьба врассыпную. Ходьба с нахождением своего места в колонне. Ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, кубики, бруски). Ходьба по кругу. Ходьба с изменением направления движения. Ходьба в колонне по одному с обозначением поворотов на углах зала. Ходьба парами. Ходьба со сменой ведущего. Ходьба в чередовании с бегом.
Бег На пятом году жизни у большинства детей появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений. Возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка. Бег врассыпную. Бег с нахождением своего места в колонне. Бег с перешагиванием через предметы. Бег по кpyгy . Бег с изменением направления движения.
Упражнения в равновесии Упражнения на равновесие помогает сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать. Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений. Ходьба по полу между линиями. Ходьба по доске, положенной на пол. Ходьба по повышенной опоре (по гимнастической скамейке).
Упражнения в прыжках Упражнения в прыжках укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений. Подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед не более чем на 2-3 м. Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Прыжки в длину с места.
Упражнения в метании Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. В упражнениях с мячом ребенок знакомится с различными пространственными понятиями - высоко, низко, верх, низ, учится управлять своими движениями. Прокатывании мячей индивидуально и в парах. Подбрасывание и ловле мяча индивидуально и в парах. Метанию в цель и на дальность начинается после того, как дети освоят прокатывание мяча в разных вариантах.
Упражнения в ползании и лазании Упражнения в лазанье развивают силу, ловкость, смелость и координацию движений, способствуют формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и стопы. Ползание осуществляется одноименным и разноименным способами на четвереньках с опорой на ладони и колени под шнур и под дугу. Ползание по уменьшенной площади опоры (по доске, по гимнастической скамейке). Лазанье по гимнастической стенке выполняют приставным и переменным шагом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие психических и физических качеств ребенка в детском саду.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13944423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».
Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему: «Подвижная игра ка...
Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...
Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".
Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных игр...
Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...
Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...
Презентация на тему"Футбол как дополнительное средство развития и укрепления физических качеств у детей дошкольного возраста"
Презентация на тему"Футбол как дополнительное средство развития и укрепления физических качеств у детей дошкольного возраста"...