Проект "Воспитание культуры здорового образа жизни"
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Воспитание культуры здорового образа жизни»
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье
Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы детского сада, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Цель - создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;
- формировать у детей ответственность за своё здоровье;
- способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;
Развивающие:
- развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.
Воспитательные:
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие этапы работы над темой:
I Подготовительный этап.
- Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста на I полугодие 2021 – 2022 уч.г;
- Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни моей семьи».
- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме:
- Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
- Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья».
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье».
II Организационный этап.
- Работа с детьми:
Познавательное развитие:
Беседы с детьми:
- «Что такое здоровье?»,
- «Правила личной гигиены»,
- «Таблетки растут на грядке»,
- «Береги здоровье смолоду»,
- «Чистота залог здоровья»,
- «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»,
- «Знакомимся со своим организмом»
- «Наши верные друзья»,
- «Скелет – наша опора»,
- «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»,
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Опыты с кока-колой,
- «Почему нельзя есть снег?»,
- «Наши помощники – органы чувств»,
- «Фруктовая лаборатория»
- Мультсеансы:
- «Мойдодыр», «Айболит»;
- «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»:
- «Распорядок», «Быть здоровым здорово»,
- «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка»,
- «Горький вкус справедливости»,
- «Скажи микробам «Нет!»,
- «Если хочешь быть здоров»;
- «Королева зубная щётка»,
- «Здоровый образ жизни»,
- «Митя и микробус».
Речевое развитие.
- Составление рассказов на тему
- «Чтобы быть здоровым…»,
- «Как моя семья выезжала на отдых».
Чтение художественной литературы:
- Г. Зайцев «Приятного аппетита»,
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»,
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»,
- Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»;
- В.П. Катаев «Грибы»;
- К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».
- К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».
- Пословицы и поговорки о здоровье.
- Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
- «Мой полезный завтрак»,
- «Я дружу со спортом»,
- «В нашем саду растут витамины»,
- «Микробы на ладошках»,
- «Человек»,
- «Лекарственные травы»,
- коллективная работа «Парад полезных продуктов»;
Лепка:
- «Овощи и фрукты – полезные продукты»,
- «Чемоданчик доктора Айболита».
Аппликация:
- «Наши органы»,
коллективная работа:
- «Большая книга об овощах и фруктах»,
- «Веселая зарядка»,
- «Витаминная корзина для Дяди Фёдора»,
Конструирование:
- «Спортивная площадка»,
- «Каток»,
- «Фрукты»,
- «Огород».
Физическое развитие:
Оздоровительные упражнения:
- «Дирижёр»,
- «Птичка»,
- «Подсвечник»,
- «Посмотри на часы»,
- «Кто сумеет»,
- «Ноги за голову»,
- «Ножницы»,
- «Собирание предметов»,
- «Марионетка»,
- «Собачка такса»,
- «Ласточка»,
- «Аист».
Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.
Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой):
- «Ладошки»,
- «Погончики»,
- «Насос» и др.
Пальчиковая гимнастика:
- «Я хочу построить дом»,
- «Наши друзья», и др.
Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажными мячиками, и др).
- «Здоровый малыш»,
- «Лабиринты здоровья»,
- «Чудесный мешочек»,
- «Назови правильно»;
Театрализованные игры:
- «Айболит»,
- «Мойдодыр»,
- «В сказку за здоровьем»,
Подвижные игры:
- «Выше ноги от земли»,
- «Ловля обезьян»,
- «Бездомный заяц»,
- «Ручеек»;
Совершенствование предметно – пространственной среды:
- Оборудование уголка здоровья.
- Оформление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики мозга, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
- Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др).
- Изготовление макета тела человека.
Работа с родителями воспитанников:
- Папки-передвижки:
- «Соблюдаем режим дня – сохраняем здоровье!», «10 правил здорового образа жизни».
- Консультации:
- «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер - плюсы и минусы», «Закаливание, методика, противопоказания», «Больше внимания осанке»; консультация-практика «Двигательные игры-разминки», «Если ребенок носит очки».
- Буклеты:
- «Сказка ложь – да в ней намёк» (терапевтическое значение сказок), «Комплекс зрительной гимнастики на каждый день», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия».
- Фотовыставка
- «Со спортом дружить – здоровым быть», «Я люблю овощи и фрукты!», «Мой активный отдых».
- Конкурс «Нестандартное физкультурное оборудование».
- Родительские собрания
- «Мы то, что мы едим», «Здоровый образ жизни – хорошая привычка», «Ценности здорового образа жизни», «Забота о здоровье ребенка», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни», «Сохранение здоровья — важнейшая составляющая защиты детей».
- Развлечения: «Веселые старты», «В гостях у Витаминки», «Нам болезни ни по чем», «Петрушка Веселушка», «В поисках здоровья», «Будущие олимпийцы – ходят в детский сад».
- Организация пешей прогулки по определенному маршруту (терренкур).
III Заключительный этап.
- Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста на II полугодие 2021 – 2022 уч.г.
- Итоговые мероприятия : «Путешествие в страну Здоровья», , участие в городском «ГТО», «Веселые старты», спортивные развлечения
- Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МАДОУ (в виде отчета-презентации).
Заключение
Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»
Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»
Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....
Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни на тему: "Хочу быть здоровым!"
Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни....

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"
В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни" прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...

"Здоровый образ жизни - полезен он для всех!" Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду.
Консультация для родителей, материал для сообщения на родительском собринии о формировании здорового образа жизни в детском саду....
Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта.(дошкольный возраст).
Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст)....