"Здоровый образ жизни - полезен он для всех!" Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду.
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей, материал для сообщения на родительском собринии о формировании здорового образа жизни в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду.
Здоровый образ жизни - полезен он для всех!
Воспитатель МБДОУ – детский сад «Берёзка» р.п. Лысые Горы Саратовской области Дудорова Н.В.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Работая в дошкольном учреждении, я непосредственно столкнулась с этой проблемой - увеличилось число часто болеющих детей. Происходит ухудшение здоровья всей нации, причём, как физического, так и психического. Жизненные трудности у взрослых, нервные нагрузки приводят к истощению душевных и физических сил, повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, а крайнее проявление душевного нездоровья можно увидеть в росте количества самоубийств, как взрослых, так и подростков. Все эти «взрослые» проблемы напрямую влияют на здоровье наших детей, так как становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разрушения культурных ценностей.
Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести. Родители, занятые своими проблемами, а часто просто не обладающие достаточными знаниями по оздоровлению, не могут изменить создавшее положение в лучшую сторону, поэтому в этих условиях особое место принадлежит системе образования, которая должна позитивно изменить ситуацию, поможет сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Современное определение здоровья впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Благополучие касается всех аспектов жизни человека. Необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного элементов в жизни. Поэтому наша цель - создать условия для воспитания здоровых, морально устойчивых детей, со сформированными умениями и привычками здорового образа жизни. Современные дошкольные образовательные программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом. Но более глубокая задача привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния – всё это компоненты здорового образа жизни. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здоровья ребенка. А для этого необходимо: перестроить мышление своё, родителей, всех окружающих на здоровый образ жизни, пополнять собственный багаж теоретических знаний об анатомии, физиологии, психологии, гигиены человека. Так же надо пропагандировать оздоровительные системы и технологии, приобретать и закреплять практические навыки здорового образа жизни (зарядка, закаливающие процедуры, организованные прогулки и игры на свежем воздухе и т.д.), полностью отказаться от вредных привычек, т.е. сделать всё, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью детей и взрослых. Вот такие пути решения этой проблемы предложены в нашем детском саду: 1.Организация здоровьесберегающего пространства, создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и развивающей предметно-пространственной среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма. 2. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей. 3. В режиме дня и на занятиях рациональное использование двигательных и эмоционально-психологических разгрузок (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации). 4. Организация работы с родителями, проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательная гимнастика); открытые мероприятия, семейные соревнования, праздники. Используя программу «Основы здорового образа жизни» (Орлова М.М., АккузинаО.П., Лысогорская М.В. и др.), начинаем эту работу со 2 младшей группы, заканчиваем подготовительной группой, подразумевая, что обучение продолжится в школе, т.к. она рассчитана на детей от 3 до 17 лет. На занятиях, во время бесед, игр формируем представления детей о человеке, как живом организме, рассказываем об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях много говорим о влиянии различных факторов на здоровье, закрепляем правила безопасного поведения на улице, дома; развиваем умения выражать сочувствие, радость, заботу, прививаем культурно – гигиенические навыки и т.д. Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» формируем у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, прививаем культурно -гигиенические навыки, формируем умения общаться, т.е. быть достойными членами общества. Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей (театральная, совместные мероприятия с родителями, спортивные развлечения), установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками. Спортивные соревнования по типу «Папа, мама и я – спортивная семья» способствуют установлению таких эмоционально – личностных контактов воспитатель – родители – ребёнок. Ведь ребёнок в привычной для него деятельности – игре на равных со взрослыми стремится одержать победу, чувствует ответственность, радуется, переживает. Родители окунаются в мир детства, радуются не меньше своих детей, боятся подвести своего ребёнка. А воспитатель доволен результатом своего труда – соревнуется сплочённая, дружная семья, получая физическое и психическое здоровье – задача выполнена!
Вот все мы стараемся делать правильно: теоретики изобретаю различные способы оздоровления детей (взрослые сами в ответе за свой выбор - ЗОЖ или не ЗОЖ). Практики, работая с детьми, воплощают всё задуманное, опираясь на свой опыт, придумывают новые приёмы оздоровления, прививают навыки здорового образа жизни, а дети в садах не такие физически развитые, как бы нам хотелось, много часто болеющих детей. Почему? Проблему я вижу в том, что, сколько не говори о здоровом образе жизни на словах, если эти слова не подтверждаются практикой, т.е. положительным примером, мало привьётся таких навыков…. Рассказываем детям о правильном питании, о том, что нельзя переедать, а сами, зачастую, страдаем лишним весом. Поверит нам ребёнок? Думаю, что нет. Будет толк от наших бесед? Наверное, только для информации. Поэтому, как было сказано выше, взрослым надо начинать с себя. Призываете заниматься бегом – бегите сами, призываете, есть только полезные продукты – ешьте только полезное. Другая проблема – родители, а скорее все взрослые, которые окружают детей. Сколько ни призывай детей не приобретать вредные привычки, никого результата не будет, если папа, а ещё хуже мама эти привычки уже имеет, ведь родители – самые близкие люди, самые лучшие, в понятии ребёнка, не могут делать что-то плохое. А раз мама курит, значит, и «я буду курить»,- думает ребёнок. Ещё проблема в доступности неполезных продуктов и в родительском неумении противостоять детским просьбам, купить чипсы, пепси, ещё всевозможные вредные «вкусности».
Проблем много, надо их решать, что мы и делаем. Как результат нашего труда – успехи наших воспитанников: наши выпускники находят себе занятия по интересам, посещают различные кружки, спортивные секции, занимают призовые места в соревнованиях, всевозможных конкурсах, они получают удовольствие от того, чем занимаются, это очень важно. Хочется верить, что умения и привычки здорового образа жизни, сформированные у детей дошкольного возраста, будут нужны им и в дальнейшем, послужат основой для развития высокой работоспособности и положительных черт человека.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий социального и экономического развития любого государства, поэтому на нас, лежит большая ответственность за успешное развитие и процветание нашей страны.
Используемая литература:
1.Программа «Основы здорового образа жизни» Методические рекомендации для дошкольных учреждений. Саратов, Научная книга, 2000г.
2.М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим!?»
3.О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни в детском саду и в семье!» (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образо...
Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни в детском саду
Обобщение опыта работы...
Роль физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в приобщении к здоровому образу жизни в детском саду
Обобщение опыта...
Консультация для воспитателей "Работа по здоровому образу жизни в детском саду"
Информация для воспитателей о работе по формированию здорового образа жизни у детей...
Презентация "Здоровый образ жизни в детском саду"
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков....
Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников детского сада
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку ...