Проект "Азбука здоровья"
проект (старшая группа)

Токарева Ирина Ивановна

Вид  проекта: информационный,  практико – ориентированный.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического, психического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознанное выполнения элементарных правил здоровьесбережения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка» №85

г. Владикавказ

Проект по здоровьесбережению в старшей группе

«Азбука здоровья»

Старшая   группа

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

                                             Автор и руководитель проекта:  

Токарева И.И.

«Берегите здоровье смолоду!» 

Вид  проекта: информационный,  практико – ориентированный.

Срок реализации: октябрь 2019г - апрель 2020г.

Проблема: 

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. Проблема здоровья дошкольников приобрела в последнее время особую актуальность. В настоящее время очень мало детей дошкольного возраста входят в первую группу здоровья, в основном – это вторая, а то и третья группа. Количество детей  с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии увеличилось. Причин этому очень много: неблагополучная экологическая обстановка, экономические факторы, а также недостаточная осведомлённость родителей в вопросах воспитания у детей здорового образа жизни.

Актуальность темы.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического, психического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознанное выполнения элементарных правил здоровьесбережения у детей.

Задачи проекта.

Для детей:

1. Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.

2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.

3. Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.

4.Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Для родителей:

Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья детей.

Для педагогов: - создать информационную базу, условия для благополучного и комфортного состояния детей; повышать профессиональную компетентность; поддерживать достижения детей.

Гипотеза: система целенаправленных мероприятий будет способствовать осмысленному сохранению и укреплению физического, психического здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1.Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

2. Приобретение у детей привычки к ЗОЖ.

3.Умение у детей применять на практике культурно-гигиенические навыки, знания о правильном питании, организовывать самостоятельную двигательную деятельность (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

Для родителей: Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении, создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Для педагогов: Совершенствование современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

  • Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
  • Составление плана совместной работы с детьми, родителями и педагогами.
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
  • Оформление консультаций для родителей по теме проекта.
  • Разработка проекта по теме «Здоровье в наших руках». 

II этап – основной.

Работа с детьми:

  1. Беседы с детьми о здоровом образе жизни.
  2. Чтение  художественной литературы по заданной теме (сказки, стихи, загадки, пословицы, потешки о здоровье).
  3. Занятия с педагогом по физическому воспитанию (в зале и на улице).
  4. Занятию с педагогом по плаванию (бассейн).
  5. НОД «Страна здоровья».
  6. Дидактические игры на формирование ЗОЖ у детей старшей группы.
  7. Решение  проблемных ситуаций о ЗОЖ.
  8. Рассматривание фотографий, иллюстрации о здоровом образе жизни.
  9. Проведение ежедневной оздоровительной работы: профилактические гимнастики (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз), хождение по  «дорожке здоровья», динамические паузы (физминутки), релаксация (минутки покоя), подвижные игры во время прогулки.
  10. Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).

 11.Организация и проведение подвижных игр, сюжетно-ролевых игр  «Поликлиника»,  «Мы – спортсмены».

12.Выставка детских работ по теме проекта (объемные фрукты, аппликация, рисование, пластилинография).

Работа с родителями:

1.Пополнение развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями сделанными руками родителей вместе с детьми.

2. Консультации на темы: «Закаливание – первый шаг к здоровью», «Польза утренней зарядки для детей», «Правильное питание для дошкольников», и «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни», «Режим дня», «Советы по укреплению здоровья детей», «Полезные привычки».

 3. Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках детей, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми. 

Для педагогов:

1. Обмен опытом между педагогами.

2.Организация взаимодействия с узкими специалистами.

III этап - заключительный. 

Презентация проекта.


Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

I этап – организационно-подготовительный

Определить цель, задачи работы над проектом.

Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционный и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».

Октябрь 2019г

Развитие и расширение познавательного интереса педагогов  к данной теме.

Воспитатели

Разработать консультационный материал для родителей.

Подбор и создание консультации для родителей по теме проекта.

Расширение знаний родителей о здоровьесберегающих технологиях.

Воспитатели

Разработать материал для работы с детьми по теме проекта.

Подбор материала

и оборудования

для занятий, бесед,

игр с детьми.

Расширение знаний педагогов о здоровьесберегающих технологиях.

Воспитатели

II этап – основной

Формировать у детей навыки здорового образа жизни.

Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках; Дать детям сведения, необходимые для укрепления 

здоровья.

Беседы с детьми:

«Чистота–залог здоровья; «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;

«Для чего нужна зарядка»;

«Таблетки растут на

ветке,

таблетки растут на грядке»;

«Откуда берутся

болезни»;

«Микробы и вирусы».

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Расширение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни.

Воспитатели

Продолжать формировать у детей желание следить за чистотой своего тела.

Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.

Чтение художественной

литературы:

К. Чуковский «Доктор Айболит»; «Федорино горе»;

Ю. Тувим «Овощи»;

 А. Барто «Девочка чумазая»;

С.Михалков «Прививка»,

«Не спать», «Грипп».

Расширение представлений дошкольников о ключевых составляющих здорового образа жизни человека.

Воспитатели

Формировать основные правила здорового образа жизни.

Уточнить представления детей о предметах личной гигиены. Формировать у детей потребность заботиться о своём здоровье.

Дидактические игры:

 «Что у нас внутри?»;

 «Мое тело»;

«Чтобы зубы были крепкими»;

«Спорт»;

«Правила личной гигиены»;

«Полезная и вредная еда».

Расширение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни.

Воспитатели

Расширить знания и представление детей о здоровом образе жизни.

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника»;

 «Мы – спортсмены».

Расширение представлений детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения, формирование понимания того, что здоровье нужно беречь и укреплять.

Воспитатели

Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, совершенствовать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки.

Игра-драматизация: «Уроки Мойдодыра».

Формирование культурно-гигиенические навыков; желание быть здоровым.

Воспитатели

Снять эмоциональное напряжение, тревожность.

Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Воспитатели

Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться.

Художественное творчество: Объемные фрукты, аппликация, рисование, пластилинография.

Расширение знаний у детей о необходимости наличия витаминов в организме, о полезных продуктах.

Воспитатели

Научить детей не допускать возникновения «опасных» ситуаций для их здоровья, умение находить выход из сложившейся ситуации.

Решение проблемных ситуаций о ЗОЖ.

Формирование у детей старшей группы ценности ЗОЖ.

Воспитатели

Расширение знаний у родителей о

здоровьесберегаю-

щих технологиях.

Консультации для родителей (информационный уголок):

«Закаливание – первый шаг к здоровью»;

«Польза утренней зарядки для детей»;

«Правильное питание для дошкольников»;

«Как с пользой для здоровья проводить выходные дни»;

«Режим дня»; «Советы по укреплению

 здоровья детей»; «Полезные привычки».

Расширение и обогащение знаний родителей о здоровьесберегающих технологиях.

Воспитатели

Получить доступные знания о путях сохранения и укрепления здоровья.

Пополнение развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями сделанные руками родителей (игры на развитие: речевого дыхания, зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук).

Создание бизиборда и внесение его в группу.

Повышение  знаний у родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.

Воспитатели и родители

III этап - заключительный

Установить партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Создание с родителями и детьми фотоколлажа «Мы дружим со спортом».

Апрель

Расширение и обогащение знаний родителей и детей о ЗОЖ.

Воспитатели, дети и родители группы.

Закрепить понятие "Здоровье", "Здоровый образ жизни".

Продолжать формировать основные правила здорового образа жизни: правильное питание, соблюдение чистоты и гигиены тела.

Проведение НОД «Страна здоровья».

Организация выставки в группе детских работ по теме проекта.

Закрепление знаний у детей о ЗОЖ и их средствах.

Воспитатели

Повысить профессиональную компетенцию педагогов по  теме проекта.

Презентация проекта.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по данной теме.

Воспитатели

Вывод:

  1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети получили знания  и представления о себе, своем здоровье, физической культуре и безопасности жизнедеятельности, которые позволят детям найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  2. Родители воспитанников проявили интерес к здоровьесберегающим технологиям, получили доступные знания по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

   Проект полностью реализован.

Использованная литература:

1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград:  Учитель, 2008.

2. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .

3.Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание.  1998.

4.Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5.Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996.

Интернет ресурсы:

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/22/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-formirovanie-osnov

2. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zdorovesberezhenie_183320.html

3.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-starshei-grupe-po-zdorovesberezheniyu-kultura-zdorovja-doshkolnika.html

4.https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/10216-proekt-po-zdorovesberezheniyu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...