«Единство семьи и детского сада по формированию ЗОЖ»
методическая разработка (средняя группа)

Давыдова Елена Семеновна

Методическая разработка "Единство семьи и детского сада по формированию ЗОЖ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvo_semi_i_detskogo_sada.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Единство семьи и детского сада по формированию ЗОЖ»

                                              (4 - 5 лет)

Давыдова Елена Семеновна

МДОУ «Детский сад № 104»,

Воспитатель

Педагогический стаж  27 лет

1квалификационная категория


Семья – это та первичная среда,

    где человек учится делать добро

В.А. Сухомлинский

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека. Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и ДОУ, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ. Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Из многолетней практики я выделяю цели и задачи родительского  образования:

содействовать выработки у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ;

содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье;

формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;

содействовать освоению родителями навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации, на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка;

показать специфическую особенность семейного воспитания;

определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия. 

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры. Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей. 
Считаю, что родители и педагоги должны объединить усилия для обеспечения ребенку защиты и комфорта, а так же организовать интересную и содержательную жизнь в детском саду.  На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

  1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  2. это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения , направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия». В организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Анализ моей педагогической  практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связано с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия. В интересах комфортного самочувствия ребенка в детском саду и семье, а также с учетом социально-педагогических ожиданий семьи от детского сада, каждый специалист ДОУ должен  включать семьи воспитанников этически приемлемыми способами в пространство социальной ответственности за благополучное развитие ребенка в микросоциуме.

В своей работе я использую, как  традиционные, так  и нетрадиционные формы общения  с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

Особо широкой  популярностью  у родителей пользуются нетрадиционные и инновационные формы общения педагога с ними, и эти формы  построены по типу телевизионных и развлекательных программ на родительских собраниях, деловых играх и круглых столах,  а так же смс информирование и оповещение  посредством интернет сайта, элетронной почтой, смс рассылкой и онлайн общением. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства,  диалога. Ключевые условия, необходимые для удовлетворения интересов, запросов, актуальных потребностей родителей на получение информации о ребенке,  ходе освоения образовательного процесса: выявление потребностей родителей в информации и возможность установления обратной связи с родителями. Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в моей практике, так как позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться с жизнью группы, экономят время, позволяют делиться актуальной информацией и соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.

Поделюсь личным опытом в организации одной из форм работы с родителями  и их детьми. Хорошие результаты  дает организация проектной деятельности в детском саду. Ведение совместных проектов и исследовательской деятельности – одна из интересных форм работы с родителями. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.  При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками  в любом деле. Участие в проектах  способствует тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями.

Планируя  свой проект, я исходила из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Сложность  заключается в том, что в связи  с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях.  Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать  с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать в первую очередь родителей и научить их, как можно заинтересовать этим и ребенка. Проектная деятельность является, на мой взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи. Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми необходимости беречь здоровье.

Учитывая, всю серьезность вопроса профилактики кариеса я совместно с детьми и родителями разработала и реализовала проект «Пусть всегда будут здоровыми зубки» с целью узнать, почему болят зубы?

Проект для детей дошкольного возраста «Пусть всегда будут здоровыми зубки»
Актуальность проекта определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний.  Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.  Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены, учитывая особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.
 Проблема. У многих детей проблемы с зубами. Они не хотят и не умеют правильно ухаживать за полостью рта. А главный показатель заботы человека о своем здоровье – здоровые зубы. Проблема сохранения зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и десен, культуры гигиены полости рта.

Цель: прививать привычку к здоровому образу жизни. Предоставить детям сведения, необходимые для укрепления здоровья зубов, выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Задачи:
1. формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных продуктах питания.
2. развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;
3. стимулировать родителей отказаться от покупки вредных продуктов (чипсы, кола, сухарики и др.) для своих детей.
4. приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье.
5. обучать воспитанников культурно-гигиеническим навыкам, учить правильно, использовать предметы личной гигиены (путем обыгрывания ситуаций, инсценировок и проведения бесед).

6. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, способствовать развитию положительных эмоций от посещения стоматолога.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Вид проекта: среднесрочный групповой.

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Участники проекта:
• дети  4-5 лет;
• родители воспитанников;
• воспитатели  группы.

Предполагаемые результаты:

для детей

сформированы начальные представление о значении зубов для организма, о строении и функциях зубов, о правилах гигиены полости рта;

имеются представления о правильном питании, о значении витаминов для роста здоровых зубов;

сформировано положительное отношение к посещению стоматолога.

для педагога

внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

создан банк методических разработок.

для родителей

повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;

родители - активные участники воспитательно-образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

Этапы работы
                               1 этап - подготовительный
1. Подборка методической и художественной литературы

2. Анкетирование родителей

3. Подборка интернет-ресурсов: мультфильмы, презентации,  аудиосказки

4. Изготовление дидактических игр

5. Разработка конспектов занятий, бесед, ситуаций

6. Подготовка наглядной информации для родителей

2 этап - основной

Работа с детьми

Беседы, ситуативные разговоры:

«Что полезно, а что вредно для зубов»

«Если вдруг заболел зуб»

«Чем можно почистить зубы, если нет зубной пасты и щетки»;

«Кто такой стоматолог?»

«Полезные и вредные продукты».  

«Вылепим зубик» (лепка из соленого теста).
Ситуативная инсценировка «Как у Кати зуб болел» 
Рисование на тему: «Наши зубки».

НОД «Наши зубки».

Интервью среди сотрудников детского сада «Как сохранить здоровые и крепкие зубы».

 Дидактические игры «Полезное – вредное», «У кого есть зубы?», «Угадай, что это?»

 Разработали дидактическую игру  о полезной и вредной пищи для зубов «Хорошо и плохо».  

Мультимедийная сказка, знакомящая детей с правилами ухаживания за зубками «Зачем чистить зубы?»

Встреча детей со специалистом с детской  стоматологической поликлиники,   которая на примере макетов показала и рассказала детям, как правильно надо чистить зубы.

Просмотр мультфильмов

« Королева зубная щетка» 1962г.

«Как у медвежонка Мити зуб заболел»

«Новые зубы Кроша»

«Зубная щётка» - Фиксики 1 сезон 11 серия

Альбомы  для самостоятельного рассматривания «Я улыбку сохраню».
Художественная литература
«Доктор маме говорил…» П.Прядко;
«Крокодил не чистит зубы» Н.Зубарева;
«Разболелся зуб у Волка!» Н.Карпова;

«Сказка про маленький, но вредный Кариес» М.Шкурина

«Сказка про больные зубки» Ирина Гурина

«Сказка про зубную Феечку» Ева Орловская

«Сказка о зубной Фее и вредном кариесе»

«Сказка о короле Прикусе и зубе Мудрике» Елена Смолякова

Загадывание загадок о зубах, щетке, воде и пасте.

Стихи, пословицы, поговорки   про зубы.
Создание  мультфильма детьми и воспитателями  «ПРО ЗУБКИ».

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Пусть всегда будут здоровыми зубки».              Консультация для родителей «Чтоб улыбка сияла».

Родителям на заметку «Мифы и правда о молочных зубах».

Папка – передвижка консультация для родителей «Чтобы зубки укреплять, нужно в пищу потреблять…».  

Изготовление плаката, макета, о том, как сохранить зубки здоровыми, а улыбку сверкающей.

Создание кулинарной книги «О вкусной и здоровой пищи»

Фотографии и видеоклипы родителей и детей «Чистим  зубки дома»

3 этап - заключительный

Показ и обсуждение мультфильма «ПРО ЗУБКИ».

Результаты проекта


Проведенный опрос детей группы, как сохранить здоровые зубки, показал, что дети  группы знают о полезных и вредных продуктах для зубов, и имеют представления о способах сохранения своего здоровья. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей. Воспитанники моей группы с удовольствием участвовали в  проекте и  заинтересовали данной темой  не только мам и пап, но и младших и старших членов семьи. Сколько было положительных эмоций, по рассказам детей и их  родителей о том, как они совместно чистили зубки, учили прибаутки,  весело снимали  фотографии и видеоролики!

Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о здоровых зубках, о пользе здорового питания, побудило родителей задуматься о том, какие продукты они покупают своим детям и о здоровье детей в целом.

В заключении необходимо подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их функции воспитательные различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного  учреждения. Ведь без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, позволяет воспитателю значительно улучшить отношения с семьями и повысить педагогическую культуру родителей,  расширяя представления детей по различным    образовательным областям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в формировании эмоционального отношения к миру

Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, или напротив      - эгоистичными, бестактными, агрессивными  – зависит только от нас,...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Презентация "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Роль семьи и детского садав формировании здоровья детей...

"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка"

Представленный материал раскрывает содержание занятия по физической культуре во второй младшей группе....

“Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка”

Ученые утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, а та...

Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей

Презентация:"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"...

Мастер -класс родительского собрания на тему:"Единство семьи и детского сада"

Конспект родительского собрания на тему: «Единство семьи и детского сада»- Здравствуйте, уважаемые родители, я очень рада вас всех здесь видеть. Сегодня я вас всех собрала для обсуждения очень важной ...