Роль семьи и детского сада в формировании эмоционального отношения к миру
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными – зависит только от нас, родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей к природе, развиваются и крепнут чувства.
Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как научить его сопереживать? Как научить беречь близких и себя? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль семьи и детского сада в формировании
эмоционального отношения к миру
Педагог-психолог
НРМ ДОУ ЦРР
детский сад №22 «Родничок»
Галкина Ольга Петровна
Новый день встречает шумом машин, суетой, торопливостью. По пути в детский сад встречаю наших воспитанников и их родителей. Вот Ваня, прижимая к себе мишутку, еле поспевает за мамой. А там впереди Кирилл – из рюкзака опять торчит автомат. А вот Иринка из младшей группы. Сегодня её в детский сад ведёт папа. А что это у него под мышкой? Кукла!.. И мои мысли уносятся в далёкое-далёкое детство…Утро мамин голос: «Оля, Оля! Как же тебе не стыдно: сама под тёплым одеялом, а дочка совсем ледяная!» Я прижимаю пластмассовое тельце к себе и пытаюсь оправдаться: «Да, я её пеленала, она ночью распеленалась»…
Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, или напротив - эгоистичными, бестактными, агрессивными – зависит только от нас, родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей к природе, развиваются и крепнут чувства.
Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как научить его сопереживать? Как научить беречь близких и себя? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?
Эмоциональное благополучие во многом зависит от отношений между родителями. Если родители уважают и ценят друг друга, проявляют терпение и снисходительность к недостаткам, могут признавать свои ошибки, то в доме царит гармония, и чаще всего ребёнок растёт счастливым.
Как же построить бесконфликтные супружеские отношения? Есть несколько простых правил.
- Будьте терпеливы и терпимы, принимайте супруга(у) таким, как он есть. Не пытайтесь перевоспитывать.
- Искренне восхищайтесь достоинствами друг друга.
- Уделяйте побольше внимания друг другу.
- Будьте взаимно вежливы.
Воспитание ребёнка - целое искусство, и овладевая этим искусством столько шишек можно набить! Поэтому мы часто обращаемся к более опытным родителям и педагогом.
В своей книге «Педагогика для всех» С.Соловейчик анализирует шутливое стихотворение А.С. Пушкина, обращённые к семилетнему мальчику Павлуше Вяземскому.
«Пушкин писал:
Князю П.П. Вяземскому
Душа моя, Павел,
Держись моих правил!
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то,
Кажись это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
В нескольких строчках – всё искусство воспитания…»
И далее С. Соловейчик советует:
- Любить ребёнка и выражать свои чувства в ласковых словах. Воспитание держится на любви, где любовь, там и все человеческие чувства.
- Прежде чем воспитывать у взрослого должны сложиться свои жизненные правила.
- Ребёнку лучше придерживаться этих правил.
… «Не делай!» - не запрещено, не накажут, но не делаю, потому, что не в моих правилах»
- Ребёнку необходимо внушать, что все наши требования просты, понятны и безусловны, ими живёт весь мир.
- Обращаться с ребёнком необходимо как с равным, со взрослым, подчёркивая, что он уже большой.
- И ещё один не маловажный момент: позволяйте детям быть самостоятельными. Взрослый нужен ребёнку, что бы направить, помочь, предостеречь, а не прожить за него жизнь.
Но в жизни встречаются и такие ситуации, когда папа и мама счастливы, они любят и уважают друг друга, а ребёнка будто бы и не существует. Происходит это по разным причинам:
- не ждали ребёнка,
- ждали девочку, а родился мальчик,
- хотели, чтобы был умным, как папа и красивым, как мама, а с ним одни проблемы…
Родители! Помните, самое великое благо, которое дарит нам Господь, это возможность быть родителями!
Если у Вас возникают проблемы, не оставайтесь с ними один на один, не стесняйтесь обращаться за консультацией и помощью к педагогам, психологам, медикам. Ребёнок должен расти в любви и заботе!..
В Центре развития ребёнка Детский сад «Родничок» работает социальная-психолого-медико-педагогическая служба, которая призвана оказывать помощь детям с особенностями поведения и развития и поддержку их родителям. Организовывается индивидуальное сопровождение ребёнка командой специалистов – с ребёнком работает воспитатель, психолог, логопед, медицинская сестра.
Для всех воспитанников детского сада проводится образовательная работа, направленная на развитие всего потенциала личности ребёнка.
Кроме основных программных занятий дети посещают кружки и студии. Жизнь в детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей . Большое внимание в детском саду уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их - задача не только психолога, но и родителей, воспитателей и других специалистов. Поэтому у нас в детском саду комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся консультации, игротренинги, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Для поддержания эмоционального комфорта детей встречают сказочные герои, которые постоянно живут в группах – домовёнок Кузя, Светлячок, клоун Улыбкин, Семицветик и другие. А родители видят следующее обращение:
«Уважаемые родители и малыши! Добро пожаловать в нашу группу «Светлячок»!!!
Ребёнок - это маленький росток,
Который холим, любим и лелеем;
Ребёнок – это маленький цветок,
Мы всей душой его согреем,
Мы позаботимся о том,
Чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним
Светился добротой и счастьем.
Пусть напоит добром любви
Цветочек нежный – дождь- проказник;
Расти, цветочек, наш расти
И превратись в цветок прекрасный!
Воспитывая внимание детей, друг к другу, развивая образ «Я» каждого ребёнка, воспитатели средних и старших групп изготовили панно «Здравствуйте! Я пришёл!» . Если взгрустнулось можно посидеть в уголке грусти и «позвонить» маме по телефону, обнять душечку-подушечку, или поиграть с грустной тучкой.
В спаленках наш сон охраняют ангелочки, а воспитатели поют колыбельные: «Пусть сладко всем вам спится, хорошее приснится,
Пусть ваши ангелочки вас хранят!»
Начиная с младших групп, мы обращаем внимание детей на эмоциональное состояние - своё и других людей. Яркие эмоции вызывает у детей пособия «Солнышко» и «Тучка». Дети узнают себя и сверстников, проговаривая «Таня смеётся! Виталия улыбается! Всем весело!» «Никита плакал! Ему плохо!». Воспитателям пособие помогает отследить эмоциональное состояние ребёнка, а родителям увидеть с каким настроением ребёнок прожил день.
С каждым годом задачи усложняются.
В средних, старших и подготовительных группах ведутся экраны настроения. Все они очень разные по стилю оформления и содержанию. Воспитатели проявляют творчество, чтобы вызвать у детей интерес к данной работе. Опишу некоторые из них.
Панно «Здравствуйте! Я пришёл!» - изображение солнышка, радуги, и капелек дождя, на которых приклеены фотографии детей. Приходя в детский сад – ребёнок переворачивает «капельку», на которой помещена его фотография, а над капелькой ставит картинку с весёлым, грустным или спокойным человечком. Это время поговорить о настроении - что с тобой происходит? Почему тебе грустно? Как можно помочь другу, когда ему грустно? Что мы можем сделать? А когда людям бывает весело? Чему мы радуемся? Что нам приятно? Воспитатель фиксирует эмоциональное состояние ребёнка в специальных бланках. Это помогает отслеживать эмоциональное состояние каждого ребёнка предупреждать поведенческие отклонения, обеспечивать эмоциональный комфорт.
Панно «Подсолнушек настроения» - на лепестках подсолнушка размешены фотографии детей группы, а в кармашке расположенном, на листе цветные бантики. Заранее с детьми обговаривается - бантик какого цвета какое настроение будет обозначать. Воспитатель ежедневно фиксирует настроение ребёнка и ведёт беседу об эмоциональном состоянии. В дальнейшем эти данные анализируется с психологом.
«Доска настроения» представляет собой набор картинок, изображающих настроение людей, которыми дети могут пользоваться в детском саду. Каждый рисунок отображает определенное настроение. В комплект входят фотографии всех детей группы.
С помощью доски настроения педагог может опреде лить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя де тей, которым необходима эмоциональная поддержка, выде лить причины положительного или отрицательного эмоцио нального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
На одном из занятий познавательного цикла детям пред лагается определить по картинкам настроение человека и ука зать, почему оно такое. В течение последующих дней проводятся игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое на строение?».
Когда дети научатся обозначать свое настроение при по мощи символов, в группу вносится Доска настроения. Воспи татель просит каждого ребенка определить и показать на дос ке, какое у него сейчас настроение. Далее сообщает детям, что эта доска будет висеть в группе, и они смогут в течение дня показать свое настроение в данную минуту с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает де тям выполнить это задание во время утреннего приема и пос ле сна. Можно использовать такие приемы, как напоминание, совместное выполнение действий с ребенком. Воспитатель ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности вы ясняет причину возникновения отрицательного эмоциональ ного состояния.
Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, вербализуют свои чувства, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, изобразительным искусством, музыкой, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.
С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, тренингов, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.
В психокоррекционной работе активно используются методы арт-терапии.
Арт-терапия - это особая форма психотерапии, направленная на укрепление психологического здоровья. В научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Расскажу об одном интересном случае из практики. Вова активно отрицал свои страхи. Хотя и мама, и воспитатели рассказывали и о трудной адаптации ребёнка к детскому саду, и о том, что дома всего боится. Первый год Вова посещал занятия в группе по коррекции страхов - усвоил несколько способов, как защитить себя от страхов, рассказывал сказки о зайчонке.
Мама отмечала, что наметилась положительная динамика, мальчик стал спать в отдельной комнате и даже не просит оставить свет включенным), но страхи по- прежнему есть. На следующий год из всей коррекционной группы в помощи нуждался только Вова. В результате диагностики выяснилось, что боится Вова монстров, оставаться дома один и темноты – то есть к возрастным нормативным страхам – это не имеет никакого отношения. Я предложила маме провести с ребёнком курс арт-терапии. Рисовать Вова не любил, и сначала это вызвало у мальчика протест. Но когда он понял, что от него не требуется умения рисовать, а нужно только на бумагу выплеснуть свои чувства, процесс пошёл успешно.
Уголь крошился в маленьких напряженных пальчиках, ладошки были чёрными, а страшные монстры превращались в смешных, несуразных существ, которые никого не могли испугать.
Завершающим этапом в нашей работе стало создание дерева счастья и радости: два больших листа, на которых когда-то жили страхи, превратились в ствол и ветки, а на них появились листочки радости. С какой гордостью Вова шёл с занятия и всем рассказывал, что он больше ничего не боится, всё превратилось в дерево счастья и радости.
Сейчас Вова в первом классе, адаптация у мальчика проходила сложно. Но, когда становилось страшно (рассказывала мама), Вова вспоминал дерево счастья и радости, и ему становилось легче.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса, психики ребёнка, важно использовать все его возможности и развитие должно проходить в свойственных ребёнку видах деятельности – игре, рисовании, пении и танце. Необходимым условием всех психолого-педагогических воздействий должно быть – получение радости и удовлетворения от деятельности и результата. «Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности»[1] - пишет С.Л. Рубенштейн.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
Обобщив опыт работы по данному направлению, была разработана программа «Сказочное путешествие в Тайноград». Основная цель программы - развитие эмоциональной сферы и активизация творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста
Задачи, которые мы перед собой поставили следующие:
- актуализировать знания детей об эмоциях и чувствах;
- учить определять своё эмоциональное состояние;
- обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
- развивать образное мышление;
- воспитывать познавательный интерес;
- стимулировать творческие проявления детей.
На первом этапе наша работа строится параллельно: на музыкальных занятиях реализуется программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая состоит из шести тем - «Природа и музыка», «Песня, танец, марш»,
«Настроения, чувства в музыке», «Музыка о животных и птицах», «Музыкальные инструменты и игрушки» «Сказка в музыке», в каждой из которых обязательно стоит задача развитие эмоциональной сферы и активизация творческих проявлений. Воспитатель на занятиях по знакомству с социальным миром, и в свободное время обращает внимание на настроение детей, помогает им осознавать своё настроение и настроение друг друга. Дети играют в игры, содержанием которых является настроение и чувства сказочных персонажей и самих детей.
Психолог проводит занятия по развитию эмоциональной сферы детей, где дети актуализируют свои знания о базовых эмоциях.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор. Сказки помогают ребёнку понять «вечные истины», усвоить правила человеческого общения, присвоить опыт других поколений. Поэтому знакомство с эмоциями приобрело «сказочный образ» и появился волшебный Тайноград и его жители тайноградцы.
Каждая эмоция представлена в виде сказочного персонажа – царевны Рада, Грустинка, Бояка, Злобушка и Дивушка. Детям предстоит разгадать тайну каждой царевны. И ещё один центральный персонаж сказочного цикла - царица Любушка – самое главное чувство в жизни человека - Любовь. И это ещё одна тайна - ведь – в жизни всё начинается с любви. С любви к родителям, к людям окружающим нас, к Родине. Во имя этого великого чувства мы живём, достигаем успехов.
Почему Тайноград? Да потому что, нам с детьми предстоит разгадать самую главную тайну - в каждом из нас живут чувства, эмоции, именно они помогают нам познать мир, решить жизненные проблемы, реализовать себя как личность. В основе каждого занятия лежит сказка о какой –либо базовой эмоции. В первой «Сказке-загадке о Тайнограде и его жителях» дети видят всех царевен и знакомятся с ними, и тут же узнают:
Это присказка не сказка.
Сказок, будет ровно шесть,
В каждой сказке секрет есть:
Догадайся кто царица,
Кто царевны, где живут?
И тогда тебя все люди
И полюбят, и поймут!
Каждое занятие начинается с приветствия и работы с экраном настроения. Дети отмечают своё настроение на экране.
С помощью экрана настроения дети могут опреде лить своё эмоциональное состояние, а психолог может выделить де тей, которым необходима эмоциональная поддержка, выде лить причины отрицательного эмоцио нального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
На первых занятиях детям необходима была помощь – дети легко отмечали радостное и грустное настроение, и затруднялись определить какое либо другое настроение.
Далее следовала сказка с такими словами:
«Ну, вот и подошло время новой сказки садитесь поудобнее, слушайте
внимательно, слушайте и помните, что нам нужно разгадать секрет».
Эти слова активизировали внимание детей и побуждали к познанию нового. Эти моменты очень ярко иллюстрируют единство познавательной и эмоциональной сфер ребёнка. Такие приёмы по выражению А.В. Запорожца развивают «умные эмоции».
После прослушивания сказки обязательно идёт беседа о характере персонажа, о его любимых цветах, о мимическом проявлении эмоции, о физиологическом состоянии. Запомнить содержание сказки помогает карта «Тайнограда». Расписные терема, цветы и деревья вокруг поддерживают сказочную атмосферу и знакомят детей с русской культурой. Вне занятий мы можем попутешествовать с царевнами и Колобками, поиграть в игру «Азбука эмоций», в которой колобки укажут верный путь к дому той царевны – эмоции с которой они дружат.
Введение ещё одного персонажа Колобка способствует лучшему запоминанию детей мимики, поскольку изображение лица Колобка несколько утрированно. Работа с колобками способствует также речетворчеству детей - каждый колобок получил своё имя: Колобок Весёлый Бок, Грустин, Боякин, Злобей, Удивин.
На каждом занятии большое внимание уделяется словарной работе. Словесные игры занимают особое место в нашей работе: такие как «Волшебный сундучок», «Волшебное поле слов». Эти игры помогают освоить детям новые слова, обозначающие эмоциональные состояния человека. Ведь не секрет, что часто даже у взрослых людей не хватает слов, чтобы передать, что они чувствуют («нет слов, одни чувства»), поэтому слова должны стать не просто знакомыми, но и часто употребляемыми в речи детей.
Обязательным элементом занятия является либо изобразительная, либо музыкальная деятельность, потому что именно эти виды детской деятельности вызывают у детей положительные эмоции, желание творить и дарить добро.
Считаю необходимым отметить, что основной задачей в этой части занятие не стоит задачи обучения или закрепления изобразительных навыков. Главное – чтобы деятельность вызвала положительные эмоции, и дети сумели это осознать.
На первом занятии, познакомившись с царевной Радой, дети получили в подарок волшебные картинки. Техника работы очень проста и на занятии занимает минимум времени: свечой наносится на лист рисунок, а ребёнку необходимо нанести на смоченный лист акварель. И на листочке проявляются любимые цветы царевны или сердечко, или солнышко. Это пробуждает в детях массу эмоций. «Ой! Смотрите, это мне Рада подарила! – ликует Танюшка», А Стас смущённо: «Ой, я кажется, влюбляюсь!»
На следующем занятии мы пели для Грустинки песни весело и грустно, и дарили ей в подарок волшебные картинки, секрет которых раскрыла нам царевна Рада.
Злобушке мы нарисовали весёлого колобка, чтобы ей не хотелось злиться, а Бояке - смелого, чтобы ей не страшно было. С Дивушкой мы путешествовали и разучили новую песню.
Что бы дети ни делали на занятии - они приобретали определённый багаж знаний: как понять, что с тобой происходит, что сделать в той или иной ситуации, как помочь себе и другу.
Одним из важных направлений деятельности нашего детского сада является просвещение родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка. Используются различные формы работы : родительские собрания и родительские конференции, творческие мастерские и мастер-классы.
Воспитателями и специалистами оформляется стендовая информация как в группах детского сада, так и в фойе .
А теперь позвольте, дать Вам несколько советов, если у Вашего ребёнка-дошкольника сложный характер.
- Прежде всего, попытайтесь понять своего ребёнка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, что думает. «Расскажи, что с тобой происходит?»
- Разговаривайте с ребёнком, покажите, что вы на его стороне «Я понимаю, ты сейчас злишься ( радуешься , обижен и т.д.)
- При этом не забывайте объяснить как правильно вести себя, как не мешать другим .
- Рассказывайте о своих чувствах: «Когда ты так поступаешь, я злюсь
( Раздражаюсь, пугаюсь, огорчаюсь.. ), потому что …. И обязательно скажите почему?
- Чтобы предупредить конфликтное поведение ребёнка заранее предупредите о своих намерениях «Саша, когда зайчик тебя позовёт
( звонок прозвенит) ты уберешь игрушки и пойдёшь кушать.
- Проверяйте, как ребёнок выполняет ваши требования.
- Будьте последовательны в ваших требованиях.
- Старайтесь замечать любые достижения ребёнка: вчера не получалось, а сегодня уже получилось
- Помните, быть «хорошим» очень трудно, поэтому воспитывать и обучать необходимо на успехе и обязательно надо поощрять.
- Чаще вспоминайте своё детство. Вам это поможет понять, что вы не всегда были взрослым, сильным, всезнающим и умеющим. А ребёнку вселит надежду: «Когда вырасту - буду как папа (мама) – и у меня всё получится.
- Ничего не сближает людей так, как совместная деятельность. И нет большего счастья для ребёнка, когда он вместе с мамой и папой играет или путешествует, убирает дом или копается в огороде.
Любите своего ребёнка, Вы воспитаете честного, порядочного человека, способного созидать и творить!
Предварительный просмотр:
Курсы просвещения родителей
по вопросам детской психологии и педагогики.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка «Родничок» рекомендует курсы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики.
Цель деятельности курсов:
– повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;
– создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.
Курсы ведет педагог-психолог высшей квалификационной категории Галкина Ольга Петровна.
Стаж педагогической деятельности - 28 лет.
Из них 25 лет работает психологом.
В 1984 г закончила Тобольское педагогическое училище. Квалификация – воспитатель дошкольных учреждений
В 1997г закончила Московский государственный открытый педагогический университет. Квалификация –методист по дошкольному воспитанию; практический психолог. Автор программы развития эмоциональной сферы «Сказочное путешествие в Тайноград», программы развития творческих способностей «Золотые нити творчества», «АБВГДейка» (формирование психологической готовности к школьному обучению)
.
План-график курсов
для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей
по основам детской психологии и педагогики
В НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Родничок» на 2022-2023уч. Год
№ | Сроки проведения (месяц, год) | Наименование мероприятия по основам детской психологии и педагогике | Форма организации курсов |
1 | Октябрь 2021 | Секреты успешной адаптации | Родительское собрание |
2 | Ноябрь 2021 | Самоценность дошкольного детсва. Психологические особенности современных дошкольников. | Консультация |
3 | Декабрь 2021 | Подготовка к школе. Когда начинать? | Консультация |
4 | Февраль 2022 | Нужно ли дошкольника учить читать? | Консультация |
5 | Март 2022 | Нужнго ли дошкольников учить писать? | Консультация |
6 | Апрель 2022 | Эмоциональный интелект. Как развивать его у дошкольников. | Родительское собрание |
7 | Май 2022 | Лето перед школой. | Буклет |
План-график курсов
для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей
по основам детской психологии и педагогики
В НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Родничок» на 2022-2023уч. год
№ | Сроки проведения (месяц, год) | Наименование мероприятия по основам детской психологии и педагогике | Форма организации курсов |
1 | Октябрь 2022 | Почему устают мамы и папы, или Чего ждут от нас дети? | Стендовая информация в групповых уголках |
2 | Ноябрь 2022 | Как дисциплина дружит с любовью? | Консультация в родительских группах |
3 | Декабрь 2022 | Ловушки для родителей | Консультация в родительских группах |
4 | Февраль 2023 | Детская ложь | Консультация в родительских группах |
5 | Март 2023 | Каким может быть и не быть папа? | Изготовление буклетов |
6 | Апрель 2023 | Игра не только развлечение | Консультация в родительских группах |
7 | Май 2023 | Воспитывая ребенка – ты воспитываешь себя? | Консультация в родительских группах |
Предварительный просмотр:
Детские капризы. Что делать родителям?
(По материалам Н.И. Козлова)
Капризы детей - вещь неприятная, но естественная. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им - можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой - нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится. Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.
Да и капризы бывают разные. Одно дело – капризничать , потому что сделали не так хотелось ребенку, другое дело – попытка понять границы своих возможностей и прав; установление правил – « так можно делать, а вот так уже нельзя». Своеволие ни к чему хорошему не приводит; а «проба сил и власти» помогает устанавливать иерархию отношений, становится понятно – кто главный.
Необходимо внимательно относится к физическому состоянию ребенка. Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел - плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже. Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили - обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные родители, и как раз у тревожных мам чаще всего капризные дети. В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться - о здоровье детей нужно заботиться. Необходим разумный режим, рациональное питание, закаливание. Не позволяйте детям зависать в гаджетах (это здоровье точно не прибавит), больше гуляйте на свежем воздухе.
Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно. Ребенку жизненно необходимы разумные правила и определенная свобода для развития самостоятельности, активности, инициативности.
Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас.. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав. Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности - дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по возможностям.
Кризис «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. После кормление необходимо купать. Пытается сам завязать шнурки, затем маме приходиться распутывать; надевает штаны , попадает в одну штанину и падает. При попытке исправить ситуацию - злится, кричит. Это - не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».
Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».
Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.
Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:
- Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печеньку хочешь?
Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.
Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.
Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.
Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:
- Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).
Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.
И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.
Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки - от состояния здоровья, а у дяди - от отметок, которые ребенок получил в школе... И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване... Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.
В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.
Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.
Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.
Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка - это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.
Нужно ли обращаться к психологу? И чем может помочь специалист?
В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).
Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.
Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.
Предварительный просмотр:
Детские капризы. Что делать родителям?
(По материалам Н.И. Козлова)
Капризы детей - вещь неприятная, но естественная. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им - можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой - нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится. Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.
Да и капризы бывают разные. Одно дело – капризничать , потому что сделали не так хотелось ребенку, другое дело – попытка понять границы своих возможностей и прав; установление правил – « так можно делать, а вот так уже нельзя». Своеволие ни к чему хорошему не приводит; а «проба сил и власти» помогает устанавливать иерархию отношений, становится понятно – кто главный.
Необходимо внимательно относится к физическому состоянию ребенка. Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел - плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже. Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили - обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные родители, и как раз у тревожных мам чаще всего капризные дети. В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться - о здоровье детей нужно заботиться. Необходим разумный режим, рациональное питание, закаливание. Не позволяйте детям зависать в гаджетах (это здоровье точно не прибавит), больше гуляйте на свежем воздухе.
Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно. Ребенку жизненно необходимы разумные правила и определенная свобода для развития самостоятельности, активности, инициативности.
Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас.. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав. Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности - дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по возможностям.
Кризис «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. После кормление необходимо купать. Пытается сам завязать шнурки, затем маме приходиться распутывать; надевает штаны , попадает в одну штанину и падает. При попытке исправить ситуацию - злится, кричит. Это - не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».
Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».
Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.
Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:
- Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печеньку хочешь?
Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.
Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.
Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.
Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:
- Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).
Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.
И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.
Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки - от состояния здоровья, а у дяди - от отметок, которые ребенок получил в школе... И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване... Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.
В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.
Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.
Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.
Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка - это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.
Нужно ли обращаться к психологу? И чем может помочь специалист?
В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).
Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.
Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи и детского сада в развитии ребенка
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...
Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...
Роль семьи и детского сада в нравственном воспитании поколения. родительское собрание
Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле – долг и обязанность воспитателя. Очень важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенк...
Роль семьи и детского сада в социальном становлении ребенка-дошкольника.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он уч...
Презентация "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"
Роль семьи и детского садав формировании здоровья детей...
"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка"
Представленный материал раскрывает содержание занятия по физической культуре во второй младшей группе....
Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка»
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ...