Роль семьи и детского сада в формировании эмоционального отношения к миру
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 

Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, или напротив      - эгоистичными, бестактными, агрессивными  – зависит только от нас,  родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей к природе, развиваются и крепнут чувства.

         Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как научить его сопереживать? Как научить беречь близких и себя? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи и детского сада  в  формировании

эмоционального отношения к миру

Педагог-психолог

НРМ ДОУ ЦРР

 детский сад  №22 «Родничок»

Галкина Ольга Петровна

Новый  день встречает шумом машин, суетой, торопливостью. По пути в детский сад встречаю наших воспитанников и их родителей. Вот Ваня, прижимая к себе мишутку,  еле поспевает за мамой. А там впереди Кирилл – из рюкзака опять торчит автомат. А вот Иринка из младшей группы. Сегодня её в детский сад ведёт папа. А что это у него под мышкой? Кукла!.. И мои мысли уносятся в далёкое-далёкое детство…Утро мамин голос: «Оля, Оля! Как же тебе не стыдно: сама под тёплым одеялом, а дочка совсем ледяная!» Я прижимаю пластмассовое тельце к себе и пытаюсь оправдаться: «Да, я её пеленала, она ночью распеленалась»…

Какими будут наши дети – внимательными, заботливыми, добрыми, или напротив      - эгоистичными, бестактными, агрессивными  – зависит только от нас,  родителей? Ведь именно в семье формируется у детей отношение к миру людей, вещей к природе, развиваются и крепнут чувства.

        Как же воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным? Как научить его сопереживать? Как научить беречь близких и себя? Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым человеком?

        Эмоциональное благополучие во многом зависит от отношений между родителями. Если родители уважают и ценят друг друга, проявляют терпение и снисходительность к недостаткам, могут признавать свои ошибки, то в доме царит гармония, и чаще всего ребёнок растёт счастливым.

        Как же построить бесконфликтные супружеские отношения? Есть несколько простых правил.

  1. Будьте терпеливы и терпимы, принимайте супруга(у)  таким, как он есть. Не пытайтесь перевоспитывать.
  2. Искренне восхищайтесь  достоинствами друг друга.
  3. Уделяйте побольше внимания друг другу.
  4. Будьте взаимно вежливы.

Воспитание  ребёнка - целое искусство, и овладевая этим искусством столько шишек можно набить! Поэтому мы часто обращаемся к более опытным родителям и педагогом.

        В своей книге «Педагогика для всех» С.Соловейчик анализирует шутливое стихотворение А.С. Пушкина, обращённые к семилетнему мальчику Павлуше Вяземскому.

«Пушкин писал:

Князю П.П. Вяземскому

Душа моя, Павел,

Держись моих правил!

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то,

Кажись это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

В нескольких строчках – всё искусство воспитания…»

И далее С. Соловейчик советует:

  1. Любить ребёнка и выражать свои чувства в ласковых словах. Воспитание держится на любви, где любовь, там и все человеческие чувства.
  2. Прежде чем воспитывать у взрослого должны сложиться свои жизненные правила.
  3. Ребёнку лучше придерживаться этих правил.

… «Не делай!» - не запрещено, не накажут, но не делаю, потому, что не в  моих правилах»

  1. Ребёнку необходимо внушать, что все наши требования просты, понятны и безусловны, ими живёт весь мир.
  1. Обращаться с ребёнком необходимо как с равным, со взрослым, подчёркивая, что он уже большой.
  2. И ещё один не маловажный момент: позволяйте детям быть самостоятельными. Взрослый нужен ребёнку, что бы направить, помочь, предостеречь, а не прожить за него жизнь.

Но в жизни встречаются и такие ситуации,  когда папа и мама счастливы, они любят и уважают друг друга, а ребёнка будто бы и не существует. Происходит это по разным причинам:

- не ждали ребёнка,

- ждали девочку, а родился мальчик,

- хотели, чтобы был умным, как папа и красивым, как мама, а с ним одни проблемы…

Родители! Помните, самое великое благо, которое дарит нам Господь, это возможность быть родителями!

Если у Вас  возникают проблемы, не оставайтесь с ними один на один, не стесняйтесь обращаться за консультацией и  помощью  к педагогам, психологам, медикам. Ребёнок должен расти в любви и заботе!..

        В Центре развития ребёнка Детский сад «Родничок» работает социальная-психолого-медико-педагогическая служба, которая призвана оказывать помощь детям  с особенностями  поведения и развития и поддержку их родителям.  Организовывается индивидуальное сопровождение ребёнка   командой специалистов – с ребёнком  работает  воспитатель, психолог, логопед, медицинская сестра.

Для всех воспитанников детского сада  проводится образовательная работа,  направленная на развитие  всего потенциала личности ребёнка.

Кроме основных программных занятий дети  посещают кружки и студии. Жизнь в детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность  играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия  детей . Большое внимание в детском саду уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.

  Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их  - задача не только психолога, но и  родителей, воспитателей и других специалистов. Поэтому у нас в детском саду комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся консультации, игротренинги, оформляется стендовая информация по проблемам  развития эмоциональной сферы детей.

        Очень важно, с  каким настроением  ребёнок переступит порог детского сада. Для поддержания  эмоционального комфорта  детей  встречают сказочные  герои, которые постоянно живут в группах – домовёнок Кузя, Светлячок, клоун Улыбкин, Семицветик и другие. А родители видят  следующее обращение:

«Уважаемые родители и малыши! Добро пожаловать в нашу группу  «Светлячок»!!!

Ребёнок  - это маленький росток,

Который  холим, любим и лелеем;

Ребёнок – это маленький  цветок,

Мы всей душой его согреем,

Мы позаботимся о том,

Чтоб мир открыть ему прекрасный,

Чтоб лучик солнца рядом с ним

Светился добротой и счастьем.

Пусть напоит добром любви

Цветочек нежный – дождь- проказник;

Расти, цветочек, наш расти

И превратись в цветок прекрасный!

Воспитывая внимание детей, друг к другу, развивая  образ «Я» каждого ребёнка,  воспитатели средних и старших групп изготовили панно «Здравствуйте! Я пришёл!» . Если  взгрустнулось можно посидеть в уголке грусти и «позвонить»  маме по телефону, обнять душечку-подушечку, или поиграть с грустной тучкой.

В спаленках наш сон охраняют ангелочки, а воспитатели поют  колыбельные: «Пусть сладко всем вам спится, хорошее приснится,

                           Пусть ваши ангелочки вас хранят!»

Начиная  с младших групп,  мы обращаем внимание детей на эмоциональное состояние  - своё и других людей. Яркие эмоции  вызывает у детей пособия «Солнышко» и «Тучка». Дети узнают  себя и сверстников, проговаривая «Таня смеётся! Виталия улыбается! Всем весело!» «Никита плакал! Ему плохо!». Воспитателям пособие помогает отследить эмоциональное состояние ребёнка,  а родителям увидеть с каким настроением ребёнок прожил день.

С каждым годом задачи усложняются.

 В средних, старших и подготовительных группах  ведутся экраны настроения. Все они очень разные по стилю оформления и содержанию. Воспитатели проявляют творчество, чтобы вызвать у детей интерес к данной работе. Опишу некоторые  из них.

Панно  «Здравствуйте!  Я пришёл!»   - изображение солнышка,  радуги, и капелек дождя, на которых приклеены фотографии детей.  Приходя в детский сад – ребёнок переворачивает «капельку», на которой помещена его фотография, а над капелькой ставит картинку с весёлым, грустным или спокойным человечком. Это время  поговорить о настроении -  что с тобой происходит? Почему тебе грустно? Как можно помочь другу, когда ему грустно? Что мы можем сделать? А когда людям бывает весело? Чему мы радуемся? Что нам приятно?  Воспитатель фиксирует эмоциональное состояние ребёнка в специальных бланках. Это помогает отслеживать эмоциональное состояние каждого ребёнка предупреждать поведенческие отклонения, обеспечивать эмоциональный комфорт.

Панно «Подсолнушек настроения»  -  на лепестках подсолнушка размешены фотографии детей группы, а в кармашке расположенном, на листе цветные бантики. Заранее с детьми обговаривается -  бантик какого цвета   какое настроение  будет обозначать. Воспитатель ежедневно фиксирует настроение ребёнка и  ведёт беседу об эмоциональном состоянии. В дальнейшем эти данные анализируется с психологом.

«Доска настроения»  представляет собой набор картинок, изображающих настроение людей, которыми дети могут пользоваться в детском саду. Каждый рисунок отображает определенное настроение. В комплект входят фотографии всех детей группы.

 С помощью доски настроения педагог может опреде лить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя де тей, которым необходима эмоциональная поддержка, выде лить причины положительного или отрицательного эмоцио нального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

На одном из занятий познавательного цикла детям пред лагается определить по картинкам настроение человека и ука зать, почему оно такое. В течение последующих дней проводятся игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое на строение?».

Когда дети научатся обозначать свое настроение при по мощи символов, в группу вносится Доска настроения. Воспи татель просит каждого ребенка определить и показать на дос ке, какое у него сейчас настроение. Далее сообщает детям, что эта доска будет висеть в группе, и они смогут в течение дня показать свое настроение в данную минуту с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает де тям выполнить это задание во время утреннего приема и пос ле сна. Можно использовать такие приемы, как напоминание, совместное выполнение действий с ребенком. Воспитатель ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности вы ясняет причину возникновения отрицательного эмоциональ ного состояния.

  Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется,  как в ходе всего воспитательно-образовательного  процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние,  вербализуют свои чувства, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой,  изобразительным искусством, музыкой, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких  занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать  себя и  других, у них развивается чувство эмпатии.

С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр,  игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, тренингов, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.  

          В психокоррекционной работе активно используются методы арт-терапии.

 Арт-терапия -  это особая форма психотерапии, направленная на  укрепление психологического здоровья. В научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом  здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

        Расскажу об одном интересном случае из практики.  Вова активно отрицал свои страхи. Хотя и мама, и воспитатели рассказывали и о трудной адаптации ребёнка к детскому саду, и о том, что дома всего боится. Первый год Вова  посещал занятия в группе по коррекции страхов  - усвоил несколько способов,  как защитить  себя от страхов, рассказывал сказки о зайчонке.

Мама отмечала, что наметилась положительная динамика, мальчик стал спать в отдельной комнате и даже не просит оставить свет включенным), но страхи по- прежнему  есть. На следующий год  из всей коррекционной группы в помощи нуждался только Вова.  В результате диагностики выяснилось, что боится Вова монстров, оставаться дома один и темноты – то есть к возрастным нормативным страхам – это не имеет никакого отношения.  Я предложила   маме   провести  с ребёнком курс арт-терапии. Рисовать Вова не любил, и сначала это вызвало у мальчика протест. Но когда он понял, что от него не требуется умения рисовать, а нужно только на бумагу выплеснуть свои чувства, процесс пошёл успешно.

Уголь крошился в маленьких напряженных пальчиках, ладошки были  чёрными, а страшные монстры превращались в смешных, несуразных существ, которые никого не могли испугать.

        Завершающим этапом в нашей работе стало создание дерева счастья и радости: два больших листа, на которых  когда-то жили страхи, превратились в ствол   и ветки, а на них появились листочки радости. С какой гордостью Вова шёл с занятия и всем рассказывал, что он больше ничего не боится, всё превратилось в  дерево счастья и радости.

          Сейчас Вова в первом классе, адаптация у мальчика проходила сложно. Но, когда становилось страшно  (рассказывала мама), Вова вспоминал дерево счастья и  радости,  и ему становилось легче.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса, психики ребёнка, важно  использовать все его возможности и развитие  должно проходить в свойственных ребёнку видах деятельности – игре, рисовании,  пении и танце. Необходимым условием  всех психолого-педагогических воздействий должно быть  – получение радости и удовлетворения от  деятельности  и результата. «Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая,  таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями  к деятельности»[1] - пишет С.Л. Рубенштейн.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве  ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным  для развития эмоциональной сферы.

Обобщив опыт работы по данному направлению, была  разработана программа «Сказочное путешествие в Тайноград».   Основная цель программы  - развитие эмоциональной сферы и активизация творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста

Задачи, которые мы  перед собой поставили следующие:

  1. актуализировать знания детей об эмоциях и чувствах;
  2. учить определять своё эмоциональное состояние;
  3. обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
  4. развивать образное мышление;
  5. воспитывать познавательный интерес;
  6. стимулировать творческие проявления детей.

 На первом этапе наша работа строится параллельно: на музыкальных занятиях реализуется программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая состоит из шести тем    - «Природа и музыка», «Песня, танец, марш»,

«Настроения, чувства в музыке», «Музыка о животных и птицах», «Музыкальные инструменты и  игрушки» «Сказка в музыке», в каждой из которых обязательно стоит задача развитие эмоциональной сферы и активизация творческих проявлений.  Воспитатель на занятиях по знакомству с социальным миром, и в свободное время обращает внимание на настроение детей, помогает им  осознавать своё настроение и настроение друг друга. Дети играют в игры,  содержанием которых является  настроение и чувства сказочных персонажей и самих детей.

  Психолог  проводит  занятия по  развитию эмоциональной сферы детей, где дети актуализируют свои знания о базовых эмоциях.  

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор. Сказки помогают ребёнку понять «вечные истины», усвоить правила человеческого общения, присвоить опыт  других поколений. Поэтому знакомство с эмоциями приобрело «сказочный образ» и появился волшебный Тайноград и его жители тайноградцы.

 Каждая эмоция представлена в виде сказочного персонажа – царевны Рада, Грустинка, Бояка, Злобушка и Дивушка. Детям  предстоит разгадать тайну каждой царевны. И ещё  один центральный персонаж сказочного цикла  - царица Любушка – самое главное чувство в жизни         человека  - Любовь. И это ещё одна тайна    -   ведь – в жизни всё  начинается  с любви. С любви к  родителям, к людям окружающим нас,  к Родине. Во имя этого великого чувства  мы живём, достигаем успехов.

Почему Тайноград? Да потому что, нам с детьми предстоит разгадать  самую главную тайну  - в каждом из нас живут чувства, эмоции, именно они помогают нам познать мир,  решить жизненные проблемы, реализовать себя как личность. В основе  каждого занятия лежит сказка о какой –либо базовой эмоции. В первой «Сказке-загадке о Тайнограде и его жителях»  дети видят всех царевен и знакомятся с ними, и тут же  узнают:

Это присказка не сказка.

Сказок, будет ровно шесть,

В каждой сказке секрет есть:

Догадайся кто царица,

Кто царевны, где живут?

И тогда тебя все люди

И полюбят, и поймут!

 Каждое занятие  начинается  с приветствия и  работы с экраном настроения. Дети  отмечают своё настроение на экране.

С помощью экрана настроения дети могут опреде лить своё эмоциональное состояние, а психолог может  выделить де тей, которым необходима эмоциональная поддержка, выде лить причины отрицательного эмоцио нального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

На первых занятиях детям необходима была помощь – дети легко отмечали радостное и грустное настроение, и затруднялись определить какое либо другое настроение.

Далее следовала сказка с такими словами:

«Ну, вот и подошло время новой сказки садитесь поудобнее, слушайте

внимательно, слушайте и помните, что нам нужно разгадать секрет».

Эти слова   активизировали внимание детей и  побуждали к познанию нового. Эти  моменты очень ярко иллюстрируют единство познавательной и эмоциональной сфер ребёнка. Такие приёмы по выражению А.В. Запорожца развивают «умные эмоции».

После прослушивания  сказки обязательно идёт беседа о характере персонажа, о его любимых цветах, о мимическом проявлении эмоции, о физиологическом состоянии. Запомнить содержание сказки помогает карта «Тайнограда».  Расписные терема, цветы и деревья вокруг поддерживают сказочную  атмосферу и знакомят детей с русской культурой. Вне занятий мы можем попутешествовать с царевнами и Колобками, поиграть в игру «Азбука эмоций», в которой колобки укажут верный путь к дому той царевны – эмоции с которой они дружат.

     Введение ещё одного персонажа Колобка способствует лучшему запоминанию детей мимики, поскольку изображение лица Колобка несколько утрированно. Работа с колобками  способствует также речетворчеству детей  - каждый колобок получил своё имя: Колобок Весёлый Бок, Грустин, Боякин, Злобей, Удивин.

  На каждом занятии большое внимание уделяется словарной  работе. Словесные игры занимают особое место в нашей работе: такие как «Волшебный сундучок», «Волшебное поле слов». Эти игры помогают  освоить детям  новые слова, обозначающие эмоциональные состояния человека. Ведь не секрет, что часто даже у взрослых людей не хватает слов, чтобы передать, что они чувствуют («нет слов, одни чувства»), поэтому слова должны стать не просто знакомыми, но и часто употребляемыми в  речи детей.

 Обязательным элементом  занятия является   либо изобразительная, либо музыкальная деятельность, потому что именно эти виды детской деятельности вызывают у детей положительные эмоции, желание творить и дарить добро.

Считаю необходимым отметить, что основной  задачей в этой части занятие не стоит задачи обучения или закрепления изобразительных навыков. Главное – чтобы деятельность вызвала положительные эмоции, и дети сумели это осознать.

На первом занятии, познакомившись с царевной Радой, дети получили в подарок волшебные картинки. Техника работы очень проста и на занятии занимает минимум времени:  свечой наносится на лист  рисунок,  а ребёнку необходимо нанести  на смоченный лист  акварель. И на листочке проявляются любимые цветы царевны или сердечко, или  солнышко. Это пробуждает в детях массу эмоций. «Ой! Смотрите, это мне Рада подарила! – ликует  Танюшка», А Стас смущённо: «Ой, я кажется, влюбляюсь!»

На следующем занятии мы пели для Грустинки песни весело и грустно, и дарили ей в подарок  волшебные картинки, секрет которых раскрыла нам царевна Рада.

Злобушке  мы нарисовали весёлого колобка, чтобы ей  не хотелось злиться, а Бояке  - смелого, чтобы  ей не страшно было.  С Дивушкой мы путешествовали и разучили новую песню.

Что  бы дети ни делали на занятии  - они приобретали определённый багаж знаний: как понять, что с тобой происходит, что сделать в той или иной ситуации, как помочь себе и другу.

        

Одним из важных направлений  деятельности   нашего детского сада  является   просвещение родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка.  Используются различные формы работы : родительские собрания и родительские конференции, творческие мастерские и мастер-классы.

Воспитателями и специалистами  оформляется стендовая информация  как в группах детского сада, так и в фойе .

А теперь позвольте, дать Вам несколько советов, если у Вашего ребёнка-дошкольника сложный характер.

  1. Прежде всего, попытайтесь понять своего ребёнка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, что думает. «Расскажи, что с тобой происходит?»
  2. Разговаривайте с ребёнком, покажите, что вы на его стороне  «Я понимаю, ты сейчас злишься ( радуешься , обижен и т.д.)
  3. При этом не забывайте объяснить как правильно вести себя, как не мешать  другим .
  4. Рассказывайте о своих чувствах: «Когда ты так поступаешь, я злюсь

( Раздражаюсь, пугаюсь, огорчаюсь.. ), потому что …. И обязательно скажите почему?

  1. Чтобы предупредить конфликтное поведение ребёнка заранее предупредите о своих намерениях «Саша, когда зайчик тебя позовёт

( звонок прозвенит) ты уберешь игрушки  и пойдёшь кушать.

  1. Проверяйте, как ребёнок выполняет ваши требования. 
  2.  Будьте последовательны в ваших требованиях.
  3. Старайтесь замечать любые достижения ребёнка: вчера не получалось, а сегодня уже получилось
  4. Помните, быть  «хорошим» очень трудно, поэтому воспитывать и обучать необходимо на успехе и обязательно надо поощрять.
  5. Чаще вспоминайте своё детство. Вам это поможет понять, что вы не всегда были взрослым, сильным, всезнающим  и умеющим. А ребёнку вселит надежду: «Когда вырасту  - буду  как папа (мама) – и у меня всё получится.
  6. Ничего не сближает людей так, как совместная деятельность. И нет большего счастья для ребёнка, когда он вместе с мамой и папой играет или путешествует, убирает дом или копается в огороде.

Любите своего ребёнка,  Вы воспитаете честного, порядочного человека, способного созидать и творить!




Предварительный просмотр:

Курсы просвещения родителей

по вопросам детской психологии и педагогики.

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка «Родничок» рекомендует  курсы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики.

Цель деятельности курсов:

– повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;

– создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.

Курсы ведет   педагог-психолог высшей квалификационной категории Галкина Ольга Петровна.

Стаж педагогической деятельности -  28 лет.

Из них 25 лет работает психологом.

 В 1984 г закончила Тобольское педагогическое училище. Квалификация – воспитатель дошкольных учреждений

В 1997г закончила Московский государственный открытый педагогический университет. Квалификация –методист по дошкольному воспитанию; практический психолог. Автор программы развития эмоциональной сферы «Сказочное путешествие в Тайноград», программы развития творческих способностей  «Золотые нити творчества», «АБВГДейка» (формирование психологической готовности к школьному обучению)

.  

План-график курсов

для родителей (законных представителей)

 несовершеннолетних детей

 по основам детской психологии и педагогики

В НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Родничок» на 2022-2023уч. Год

Сроки проведения

(месяц, год)

Наименование мероприятия по основам детской психологии и педагогике

Форма организации курсов

1

Октябрь 2021

Секреты успешной адаптации

Родительское собрание

2

Ноябрь 2021

Самоценность дошкольного детсва. Психологические особенности современных дошкольников.

Консультация

3

Декабрь 2021

Подготовка к школе. Когда начинать?

Консультация

4

Февраль 2022

Нужно ли дошкольника учить читать?

Консультация

5

Март 2022

Нужнго ли дошкольников учить писать?

Консультация

6

Апрель 2022

Эмоциональный интелект. Как развивать его у дошкольников.

Родительское собрание

7

Май 2022

Лето перед школой.

Буклет

План-график курсов

для родителей (законных представителей)

 несовершеннолетних детей

 по основам детской психологии и педагогики

В НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Родничок» на 2022-2023уч. год

Сроки проведения

(месяц, год)

Наименование мероприятия по основам детской психологии и педагогике

Форма организации курсов

1

Октябрь 2022

Почему устают мамы и папы, или Чего ждут от нас дети?

Стендовая информация в групповых уголках

2

Ноябрь 2022

Как дисциплина дружит с любовью?

Консультация в родительских группах

3

Декабрь 2022

Ловушки для родителей

Консультация в родительских группах

4

Февраль 2023

Детская ложь

Консультация в родительских группах

5

Март 2023

Каким может быть и не быть папа?

Изготовление буклетов

6

Апрель 2023

Игра не только развлечение

Консультация в родительских группах

7

Май 2023

Воспитывая ребенка – ты воспитываешь себя?

Консультация в родительских группах



Предварительный просмотр:

Детские капризы. Что делать родителям?

(По материалам Н.И. Козлова)

Капризы детей - вещь неприятная, но естественная. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им - можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой - нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится. Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.

Да и капризы бывают разные. Одно дело – капризничать , потому что  сделали не так хотелось ребенку, другое дело – попытка понять  границы своих возможностей и прав; установление правил – « так можно делать, а вот так уже  нельзя». Своеволие ни к чему хорошему не приводит; а «проба сил и власти» помогает устанавливать иерархию отношений, становится понятно – кто главный.

Необходимо внимательно относится  к физическому состоянию ребенка. Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел - плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже. Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили - обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные родители, и как раз у тревожных мам чаще всего капризные дети. В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться - о здоровье детей нужно заботиться. Необходим разумный режим, рациональное питание, закаливание. Не позволяйте детям зависать в гаджетах (это здоровье точно не прибавит), больше гуляйте на свежем воздухе.

Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно. Ребенку жизненно необходимы разумные правила и определенная свобода для развития самостоятельности, активности, инициативности.

Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас.. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав. Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности - дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по возможностям.

Кризис «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. После кормление необходимо купать. Пытается сам завязать шнурки, затем маме приходиться распутывать; надевает штаны , попадает в одну штанину и падает. При попытке исправить ситуацию - злится, кричит. Это - не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».

Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.

Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:

- Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печеньку хочешь?

Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.

Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:

- Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).

Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.

Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки - от состояния здоровья, а у дяди - от отметок, которые ребенок получил в школе... И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване... Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.

В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.

Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка - это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.

Нужно ли обращаться к психологу? И чем может помочь специалист?

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.



Предварительный просмотр:

Детские капризы. Что делать родителям?

(По материалам Н.И. Козлова)

Капризы детей - вещь неприятная, но естественная. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им - можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой - нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится. Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.

Да и капризы бывают разные. Одно дело – капризничать , потому что  сделали не так хотелось ребенку, другое дело – попытка понять  границы своих возможностей и прав; установление правил – « так можно делать, а вот так уже  нельзя». Своеволие ни к чему хорошему не приводит; а «проба сил и власти» помогает устанавливать иерархию отношений, становится понятно – кто главный.

Необходимо внимательно относится  к физическому состоянию ребенка. Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел - плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже. Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили - обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные родители, и как раз у тревожных мам чаще всего капризные дети. В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться - о здоровье детей нужно заботиться. Необходим разумный режим, рациональное питание, закаливание. Не позволяйте детям зависать в гаджетах (это здоровье точно не прибавит), больше гуляйте на свежем воздухе.

Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно. Ребенку жизненно необходимы разумные правила и определенная свобода для развития самостоятельности, активности, инициативности.

Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас.. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав. Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности - дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по возможностям.

Кризис «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. После кормление необходимо купать. Пытается сам завязать шнурки, затем маме приходиться распутывать; надевает штаны , попадает в одну штанину и падает. При попытке исправить ситуацию - злится, кричит. Это - не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».

Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.

Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:

- Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печеньку хочешь?

Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.

Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:

- Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).

Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.

Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки - от состояния здоровья, а у дяди - от отметок, которые ребенок получил в школе... И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване... Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.

В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.

Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка - это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.

Нужно ли обращаться к психологу? И чем может помочь специалист?

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в развитии ребенка

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Роль семьи и детского сада в нравственном воспитании поколения. родительское собрание

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле  – долг и обязанность воспитателя. Очень важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенк...

Роль семьи и детского сада в социальном становлении ребенка-дошкольника.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он уч...

Презентация "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Роль семьи и детского садав формировании здоровья детей...

"Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка"

Представленный материал раскрывает содержание занятия по физической культуре во второй младшей группе....

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ...