План-конспект игры-викторины по экологическому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Экологическое воспитание в системе дошкольного образования это начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. А результативная деятельность в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих ступеней системы экологического образования.
Достаточно серьёзную проблему для детей старшего дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Но так как далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию, то в данной методической разработке применены различные методы и приемы, формирующие представления об окружающем мире и его защите, бережного отношения к природе и проблемах экологии. В частности использовались игровые пособия «Собери птицу» и «Кто где живет». Заранее подготовлен организационный момент с появлением героев с таинственной посылкой для создания момента интриги и загадки, которые станут мотивирующим фактором занятия.
Наиболее эффективной формой групповой работы является соревнование, которое не только стимулирует активность всех участников, но и мотивирует в усвоении экологических знаний, навыков и умений. В процессе проведения игры целесообразно использовать наглядный фотоматериал, цветные иллюстрации, картинки, которые стимулируют развитие воображения, внимания и памяти.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят опыты и эксперименты, по этому в данном плане-конспекте были использованы следующие опыты: «Фильтрация воды», «Где находится воздух». В ходе экспериментальной деятельности мы формируем представления детей о том, что вода и воздух нужны не только человеку, но и всему живому на планете Земля. Ведь вода и воздух – это место обитания растений и животных, а без чистой воды и чистого воздуха нет жизни на нашей планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavitskaya_i.v.doc | 111 КБ |
prilozhenie.docx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 пгт. Тымовское»
Конкурс: «Палитра методических идей»
Номинация: «Методическая разработка занятия в условиях детского сада»
План-конспект игры-викторины по экологическому воспитанию
Образовательная область: познавательное развитие (формирование экологических представлений; познавательно-исследовательской деятельности)
Субъект образовательной области: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Тема: «Земля – наш общий дом»
Ставицкая Инна Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 6 пгт. Тымовское»
МО «Тымовский городской округ»
2021 г.
Пояснительная записка
Экологическое воспитание в системе дошкольного образования это начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. А результативная деятельность в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих ступеней системы экологического образования.
Достаточно серьёзную проблему для детей старшего дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Но так как далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию, то в данной методической разработке применены различные методы и приемы, формирующие представления об окружающем мире и его защите, бережного отношения к природе и проблемах экологии. В частности использовались игровые пособия «Собери птицу» и «Кто где живет». Заранее подготовлен организационный момент с появлением героев с таинственной посылкой для создания момента интриги и загадки, которые станут мотивирующим фактором занятия.
Наиболее эффективной формой групповой работы является соревнование, которое не только стимулирует активность всех участников, но и мотивирует в усвоении экологических знаний, навыков и умений. В процессе проведения игры целесообразно использовать наглядный фотоматериал, цветные иллюстрации, картинки, которые стимулируют развитие воображения, внимания и памяти.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят опыты и эксперименты, по этому в данном плане-конспекте были использованы следующие опыты: «Фильтрация воды», «Где находится воздух». В ходе экспериментальной деятельности мы формируем представления детей о том, что вода и воздух нужны не только человеку, но и всему живому на планете Земля. Ведь вода и воздух – это место обитания растений и животных, а без чистой воды и чистого воздуха нет жизни на нашей планете.
План-конспект
Образовательная область: познавательное развитие (формирование экологических представлений; познавательно-исследовательской деятельности)
Тема: «Земля – наш общий дом»
Образовательная программа «Развитие+» Л.А.Венгер.
Тип занятия: комбинированное.
Прогнозируемые результаты: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков бережного отношения к окружающему миру и родной природе.
Время: 25 мин.
Цель: формирование элементарных экологических представлений посредством игр-викторин.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о планете Земля как общем доме; умение пользоваться картой мира;
- расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуации (загрязнение воздуха, воды и т. д.);
Развивающие:
- расширять формы практического и умственного экспериментирования при решении проблемных ситуаций и составление собственных высказываний;
- развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь;
Воспитательные:
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить вежливо вступать в общение;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие».
Форма работы: игра-викторина по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемно – поисковый.
Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы; заучивание загадок о растениях; рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире; изучение карты мира; опыты-эксперименты водой, воздухом, ветром, солнцем; оформление плаката «С днем рождения Земля»; экологическая акция «Берегите природу».
Материал: демонстрационный: карта мира, глобус; иллюстрации животных, растений, птиц; карточки по темам: «Как человек использует воду и воздух», «Чистый и грязный город»; эмблемы воды, воздуха, земли; иллюстрации экологических катастроф.
Оборудование: комплект оборудования для опытов с водой и воздухом; игровое пособие «Собери птицу», игровое пособие «Кто, где живет», проектор, экран, ноутбук, аудиоколонки.
Правила игры: в викторине три тура, в каждом из которых несколько заданий. За каждый правильный ответ команда получает значок (глобус). По окончанию игры подсчитывается количество значков. Выигрывает та команда, у которой значков больше. В случае затруднения ответа на вопрос, отвечающая команда имеет право попросить помощь у группы поддержки. Викторину оценивает жюри - «Земля», «Вода», «Воздух».
Ход игры.
Под музыку в группу входят дети с эмблемами «Земля», «Вода» и «Воздух».
Ведущий. Ребята, к нам пришли гости и принесли посылку. А что написано на посылке?
Ведущий читает загадку: Шар не велик,
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды. (Глобус)
(Ведущий открывает посылку и достает глобус).
Ведущий. А что такое глобус?
Дети. Это уменьшенная модель земли.
Ведущий. Да, ребята, глобус – это модель земли; на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом. И сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Международному дню Земли (22 апреля) – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
В викторине участвуют две команды детей. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с водой, землей и воздухом. А оценивать ваши ответы будет жюри, в состав которой входят Земля, Вода и Воздух.
I тур. Вода.
(Ведущий предлагает детям рассмотреть эмблему воды) (приложение 1).
- Как эмблема связанa с темой викторины. (ответы детей).
- Cейчаc я пoкручу глобуc, а вы поcмотрите и скaжите, кaкoгo цвета на глoбусе бoльше? (голубого).
- A что обозначено голубым цветом? (вода – реки, моря, океаны).
- A для чего нам нужна вода? (ответы детей).
- Кому еще нужна вода (ответы детей).
- Мы с вaми знaем, что в морях и океанaх много нефти и газа люди их добывают. Представьте, что вовремя добычи нефти произошла авария и нефть попала в воду (вовремя рассказа ведущий показывает иллюстрацию экологической катастрофы «Разлив нефти») (Приложение 2).
- Что произошло с водой? (ответы детей).
- А такая вода нам нужна на земле? (ответы детей).
- Какой можно сделать вывод? (воду нужно беречь, не засорять водоемы, закрывать краны и т.д.)
Ведущий показывает детям сосуд с загрязненной водой.
- А что можно сделать с этой водой, чтобы она была пригодна для жизни (очистить при помощи фильтра).
(Ведущий дает детям вoзможность высказать свои предположения как можно изготовить фильтр. В случае отсутствия решения на заданную проблему, воспитатель сам предлагает способ ее решения).
Ведущий. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами. Посмотрите, как я это сделаю (кусочек ваты вложить в кусочек марли, вложить в воронку, воронку в чистый стакан). Вот фильтр и готов. Давайте попробуем, как работает фильтр.
Опыт – эксперимент «Фильтрация воды».
(Команды делают вывод по окончанию опыта).
Ведущий. Мы с вами узнали самый простой спoсoб oчистки вoды. Нo с фильтрoванной вoдoй мы сталкиваемся каждый день. Вoда, которая попадет к нам в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала вoду берут из реки, затем она пoпадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, вoду очищают oт песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода попадет в водопровод. (В процессе рассказа воспитатель показывает картинки) (приложение 3).
- А сейчас мы поиграем в игру, где каждая команда должна объяснить, чем вода полезна и чем вредна.
Игра «Вода – хорошо, вода – плохо».
Команда 1. Хорошо – для питья, умываться, мыть руки, можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, рыбы живут в воде и т.д.
Команда 2. Плохо – в жару напиться холодной воды можно заболеть, горячей можно обжечься, на мокром полу можно упасть, часто поливать цветы они погибнут, если не умеешь плавать можно утонуть, бывает наводнение и т.д.
II тур. Земля.
(Ведущий предлагает рассмотреть эмблему земли - глобус с крышей дома)(приложение 4).
- Как эта эмблема связанна с темой нашей викторины. (ответы детей).
Ведущий. Правильно ребята, земля наш общий дом и в этом туре мы поговорим о жителях земли.
1 конкурс «Звериное царство».
Ведущий. Ответьте на вопросы:
- Кaкой хищник любит мaлину? (медведь).
- Чем еж похож на медведя? (спит зимой).
- Назовите caмое трудолюбивое нacекомое леcа? (муравей).
- Кто в траве cтрекочет, перепеть всех хочет? (кузнечик).
- Как заяц готовиться к зиме? (меняет окраску).
- Где живет белка? (в леcу, на дереве в дупле).
- У какого дикого животного еcть рога и копыта? (ответы детей).
- Что такое «Красная книга»? (ответы детей).
Ведущий. Ребята, помогите вернуть зверей в места их обитания: лес, горы, пустыня, тундра и т.д.
(Капитан команд выбирает конверты, в конвертах изображение зверей. (игровое пособие «Кто, где живет»). Дети должны распределить зверей на карте мира, по месту их обитания. Побеждает та команда, которая правильно выполнит задание).
Видеофизкультминутка.
Ведущий. А сейчас мы встанем и немного разомнемся. Вниманием на экран. (Включается видео). (Приложение 5).
2 конкурс «Растения – наши друзья»
Ведущий. Ребята, а вы знаете ответить на такой вопрос: Какие загадки растут на земле? (ответы детей). Проверим!
(Участники команд по очереди загадывают друг другу загадки про растительный мир. (Приложение 6).
3 конкурс «В гостях у птиц»
Игра «Собери птицу»
(Каждой команде предлагается собрать по три картинки, с изображением птиц. (Игровое пособие «Собери птицу»).
Картинки подбираются таким образом, что бы птицы были из разных мест обитания. Например: соловей (красношейка), страус, пингвин, белая куропатка, орел и др. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все разрезные картинки и ответит на вопрос «Где обитает птица?»).
III Тур. Воздух.
Ведущий: Ребята, мы переходим к третьему туру нашей викторины, предлагаю рассмотреть эмблему этого тура - воздушный шарик) (Приложение 6).
- Что эта за эмблема и как она связана с нашей викториной? (ответы детей)
- Да, мы поговорим о воздухе. Какой он воздух? (ответы детей).
- Молодцы! Воздух есть везде, он есть и в воде и в земле и в гальке и в губке (ведущий показывает предметы).
- Докажите!
Дети проводят опыты – эксперименты с водой, с землей, с галькой и губкой; и доказывают свою точку зрения.
Примерные высказывания детей: - Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузырьки. Это доказывает, что в воде находится воздух.
- Мы взяли ком земли, гальку, губку и все это опусти в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке, в губке находится воздух.
Ведущий. Ребята, у меня две картинки, с изображением задымленного города и зеленного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему? (Приложение 7).
Примерные высказывания детей: - Мы хотели бы жить в зеленном городе, потому что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и не загрязнять окружающую среду воздухом, которой выходит из труб промышленных заводов.
Ведущий. Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями викторины. Я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошее знание.
Земля, Вода, Воздух благодарят детей и награждают команду победителей (вручение грамот).
Ребёнок читает стихотворение «Нaшa плaнeтa»
Есть oднa плaнeтa-сaд …
В этoм кoсмocе хoлoднoм.
Тoлькo здесь леca шумят,
Птиц скликaя перелётных,
Лишь на нeй oднoй цвeтyт,
Ландыши в трaве зeлёной,
И cтрекозы только тyт
В речку смотрят удивлённо.
Береги cвoю планeтy –
Ведь другой, похожeй, нeтy!4
(Я. Аким)
Методическое обеспечение:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
- Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии / И.В. Бодраченко // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! – М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – В. : Учитель, 2008. - 286с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
Учебно-методическое обеспечение
Приложение 5. Ссылка видео физкультминутки https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg&t=30s
Если нет возможности воспроизвести видео, то можно провести обычную:
Если долго – долго – долго
В самолете нам лететь, (руки в стороны, наклоны в правую и левую сторону)
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть, (повороты в правую и левую сторону)
То увидим мы тогда
И леса, и города, (руки вверх – машем руками; соединяем в домик)
Океанские просторы (руки перед собой, в стороны)
Ленты рек, озера, горы… (движения по тексту)
Мы увидим даль без края, (руки в стороны, поворот головы в право. в лево)
Тундру, где звенит весна, (руки согнуть в локтях, встряхивание кистей рук)
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (ходьба, руки в стороны, повороты головы в право, в лево)
Приложение 6. Загадки про растительный мир
Прямо в небо рвется, ввысь, Летом цветет, зимой греет,
Ты внимательно всмотрись Настанет весна – потечет слеза.
Не березы, не осинки, (Береза)
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ель)
Не береза, не сосна Весной зеленела, летом загорела,
В тишине стоит она. Осенью красные кораллы надела.
Но лишь ветер пробежит (Рябина)
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)
Бусы красные весят, Я красна, я кисла,
Из кустов на нас глядят. На болоте я росла,
Очень любят бусы эти Дозревала под снежком,
Дети, птицы и медведь Ну – ка, кто со мной знаком?
(Малина) (Клюква)
Под листом на каждой ветке Красна, сладка, душиста
Сидят маленькие детки, Растет низко, к земле близко.
Тот, кто деток соберет, (Земляника)
Руки вымажет и рот.
(Черника)
Он в лесу стоял, Что за ребятки на пеньках
Не кто его не брал, Столпились тесной кучкой?
В красной шапке модной, И держат зонтики в руках,
Ни куда не годный. Застигнутые тучкой.
(Мухомор) (Опята)
Под осиной гриб тот, дети, У березок, посмотри:
В ярко – красненьком берете. Здесь один, тут целых три!
(Подосиновик) (Подберезовик)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра-викторина для педагогов «Экологический калейдоскоп»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...
Конспект игры-викторины по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы.
Тема: «Мы – россияне!» (игра-викторина)Обобщать и систематизировать знания детей о России....
Интерактивная игра-викторина по нравственно-патриотическому воспитанию "Знаешь ли ты свой город?"
Занятие проводится в виде викторины, дети делятся на 2 группы и отвечают на вопросы о своём родном городе.Для занятия использовалась интерактивная доска и презентация с вопросами....
Игра – викторина по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной группе «Доброта спасет мир»
Игра – викторина по духовно-нравственному воспитан...
Игра-викторина по нравственно – патриотическому воспитанию «Тамбов и России – Родина моя! Мы вместе, мы сила и одна семья»
Данная методическая разработка игры предназначена для детей дошкольного возроста. Она подойдет широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Патриотическое вос...
Игра-Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию
Игра-Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
Дидактическая игра - викторина по нравственно – патриотическому воспитанию
Дидактическая игра - викторина по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родины»Цель: создать условия для закрепления и расширения ...