НОД "Наши помощники - органы чувств" с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия (старшая группа)

Колина Галина Фёдоровна

Данное занятие знакомит детей старшего дошкольного возраста с органами чувств человека (орган обоняния, зрения, слуха, осязания, вкуса) их значением в жизни человека. Использованные в занятии здоровьесберегающие технологии позволяют укреплять здоровье воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chelovek.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Конспект занятия  по познавательному  

                                                                                развитию  в старшей логопедической

                                                                                группе «Улыбка»

                                                                                Воспитатель : Колина Г.Ф.

Тема:  «Наши помощники- органы чувств»

 Цель:  Дать детям представление об органах чувств,  как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, руки).

2.Обогатить знания детей о функциях органов чувств и  их роли в жизни человека.

3.Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

4.Учить детей  образовывать сложные слова  из двух простых.

5.Упражнять  в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

6.Обогащать  и активизировать словаря по теме «Человек. Органы чувств».

Развивающие:

1.Развивать произвольность внимания, его устойчивость, переключение.

2. Развивать  восприятие через стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух и тактильные ощущения).

3. Развивать  правильное  физиологическое дыхание.

4. Развитие тактильных ощущений

5. Развивать  мелкую моторику.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к своему организму.

2.Прививать детям культурно- гигиенические навыки.

Словарная работа: обогащать словарь- осязание, обоняние, зрение, ощущение, слух, дальнозоркость, близорукость, слепота, органы чувств, веки, ресницы;  активизировать словарь- глаза, уши, нос, язык, руки, смотреть, слушать, дышать, нюхать, пережевывать, говорить, ощупывать, мягкий, колючий, гладкий, шершавый.

Методы и приемы: словесный (худ слово, объяснение, беседа), наглядный (показ слайдов), практический (упражнения), игровой (пальчиковая игра, дидактическая игра).

Здоровьесберегающие технологии: аромотерапия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физминутка.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Тело человека», Азбука здоровья, чтение художественной литературы по теме (Ш.Перро «Мальчик с пальчик», А. Фройденбегр «Великан и мышь»,

Материалы и оборудование: музыкальные инструменты, ширма, баночки с ароматизированными предметами, аромосвеча, волшебный мешочек с предметами разной структуры, кусочки фруктов и овощей, загадки, стихи  «Уши» Н. Кнушевицкая,  М. Ефремов «Тело человека». Компьютер с презентацией,

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

Что такое наше тело?

Что умеет оно делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

П: Ребята, а как вы думаете что еще умеет наше тело? (ответы детей)

П: Да, человек  умеет  говорить,  ходить,  чувствовать . А знаете ли вы, кто помогает человеку это делать? Хотите узнать,  что за помощники есть у нас с вами? (да)

  1. Основная часть

  На экране монитора появляются картинки  малышей.

П: Ребята, а хорошо ли вы знаете свое тело? Когда вы были маленькими детьми,  ваши  тела тоже были маленькими. Давайте правильно назовем  части тела, ласково.

Дидактическая игра “Назови ласково”.

Голова – головка, волосы – волосики, лоб – лобик (брови, глаза, ресница, нос, рот, шея, плечо, ноги, руки, колено, локоть)

П: Отгадайте загадку про первого помощника:

Я к лицу цветок поднес,

Чтобы нюхать нужен…(нос)

На экране появляется изображение носа человека.

П: Правильно. Нос –  важная часть тела и называют его органом обоняния.  Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.  И мы сейчас в этом убедимся.

Игра «Угадай по запаху»

 На большом подносе, в баночках  лежат ароматизированные предметы: чеснок, яблоко, апельсин, еловая ветка.  Дети по очереди  закрывают  глаза, к носу подносится  любая  баночка,  ребенок должен определить по запаху, что лежит в ней.

П: Молодцы, все угадали правильно. Кто помог нам определить, что лежит в баночках? (нос)

П:Обоняние нужно не только человеку. Хороший нюх должен быть и у животных. Собаки, кошки  узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти.

П: Если человек или зверь  простудился и подхватил насморк, то становится трудно  дышать.

(Дети зажимают нос и проверяют можно ли носом теперь дышать).

П:   Как ухаживать за носом чтобы он помогал нам различать запахи? (не засовывать в нос посторонние предметы, вытирать нос носовым платком, не сморкаться сильно, если заболел, то лечить насморк каплями)

П: Правильно. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать.

Дыхательная гимнастика с ароматом  зажженной  аромосвечи

«Глубоко вдохнем мы воздух,

ртом мы выдохнем его.

1 –вдох, 2 -выдох,

1 –вдох, 2 – выдох.

Крылья носа мы погладим сверху,

снизу разотрем и еще разок вздохнем».

Аромотерапия:  Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

П: Итак, какой первый помощник человека? (нос, орган обоняния)

П: Отгадайте вторую загадку:

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются  (глаза)

На экране появляется изображение глаз.

П: Разберёмся вместе, дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаза?

П: Так зачем человеку глаза? (Глазами мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму)

П: Глаза- это орган зрения для человека. Какие бывают глаза по цвету?

Дети  рассматривают  свои глаза в зеркале и называют их цвет.

Игра «Назови цвет глаз» На экране появляются глаза разного цвета.

Серые глаза- сероглазый, голубые глаза- голубоглазый, зеленые глаза- зеленоглазый, карие глаза- кареглазый, черные глаза- черноглазый.

П: Ребята, как вы думаете, для чего нам ресницы и веки? (ресницы и веки защищают наши глаза от пересыхания и пыли, которая может залететь в глаза)

П: А для чего нужны брови? (чтобы защитить глаза от пота)

П: А сейчас закройте свои глаза? Что вы ощущаете?  (ответы детей)

П: С возрастом  зрение может ухудшаться. Люди могут потерять зрение или видеть только далекие или близкие предметы. Такие болезни называются слепота, дальнозоркость и близорукость.

П: Как мы можем сберечь свои глаза от болезней? (ответы)

П:Чтобы сохранить зрение, нужно  регулярно делать гимнастику для глаз. Давайте для глаз сделаем расслабляющую гимнастику:

Гимнастика для глаз (под музыку дети на экране следят за полетом бабочки)

П: Итак, мы познакомились со вторым помощником человека, органом зрения - глазами.

П: Отгадайте загадку:

Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,  (уши)

На экране появляется изображение ушей.

П: Зачем человеку уши?

П: С помощью органа слуха, а именно так называют уши, мы можем слышать разные звуки, различать речь.

Игра «Угадай музыкальный инструмент» на столе за ширмой лежат инструменты, нужно отгадать какой музыкальный инструмент звучал.

П: Кто знает, как нужно заботиться об ушах? (не слушать громко музыку, не лезть острыми предметами, защищать от сильного ветра и тд).

П: Молодцы. А мы ищем следующего помощника.

П: Отгадайте загадку и узнаете какой помощник есть еще у человека:

      Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

На экране появляется изображение языка.

П: А для чего человеку нужен язык?(пережевывать пищу, разговаривать).

П. Язык - орган вкуса. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи. С помощью него мы можем почувствовать вкус пищи.  Какая по вкусу бывает пища? (сладкая, соленая, горькая, кислая).

Игра «Назови правильно»

Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус кусочек  фрукта или овоща и проговаривает (сладкое яблоко, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и тд)

П: Язык помогает нам говорить, правильно выговаривать слова. А для этого язык нужно тренировать.

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Жил – был Язычок. Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком). Но однажды все соседи на него обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы). Он подошел к Щечке, (толкают язычком правую щечку) Постучал в ее дверцу — никто не открывает. Тогда он пошел в другую сторону, (толкают язычком левую щечку) Но и там его никто не ждал. Язычок решил подружиться с зубками. Он щекотал сначала верхние зубки, (упражнение «Чистим зубки») А потом нижние(упражнение «Чистим зубки»). Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки) Язычок решил их развеселить: облизнул сначала верхнюю губу, (упражнение «Варенье»). А потом нижнюю (упражнение «Варенье»). Губкам это понравилось, и они улыбнулись Язычку. С тех пор все они дружно живут (Улыбаются) И друг другу всегда улыбаются.

П: Ребята, скажите как нужно ухаживать за языком? (нужно его чистить, не принимать слишком горячую или холодную  пищу, нельзя брать острые предметы, нельзя есть таблетки, тащить в рот грязные предметы)

Итак, для чего нам язык. (ответы детей).

П: Послушайте стихотворение:

  Для чего нужны нам руки?

  Чтобы мы не знали скуки:

   Пололи, пилили,

   Костры разводили,

   Мячи подавали

   И книжки листали.

П: О каких помощниках говорится в стихотворении? Зачем еще человеку руки? (играть,  работать, ласкать, рисовать, лепить и т.д.)

П:С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Руки - это наши органы осязания. Особенно чувствительные руки нужны людям профессии скульптор, врач, кондитер.

П: Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в мешочке и определить какая у него поверхность?

Игра «Угадай на ощупь»

Дети отгадывают мягкую игрушку, колючую щетку, гладкую кружку и тд.

П: Пальчики нужно тренировать, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,                       (показывают пальцы)

Их как хочешь,  поверни.                  (вращают)

По дороге ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.           (изображают лошадок)

Цок-цок-цок! Скачет резвый табунок!

П: Ну вот мы с вами нашли всех помощников человека. Назовите их еще раз

На экране появляются все органы чувств

П: Есть пять помощников на службе у тебя

Не замечая, их используешь шутя;

Глаза тебе даны, чтоб ……(видеть).

А уши служат, чтобы ……(слышать).

Язык во рту, чтоб …..(вкус понять).

А носик – ……..(запах различать).

Руки- чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечек напиться.

И ни к чему твоя тревога

Они всегда тебе помогут!

П: Дети, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы организм человека был всегда здоровым? (нужно правильно питаться, спать, гулять на свежем воздухе, делать зарядку).

         Физкультминутка:

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною,

Вправо – влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось,

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Итог.

- О чём мы сегодня говорили?

- Каких помощников человека вы запомнили?

- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-оздоровительного занятия "Наши помощники-органы чувств"с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Занятие напрвлено на уточнение знаний детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, на воспитание интереса к здоровому образу жизни. В ходе занятия закрепляются знания детей ...

Познавательно-игровое развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы "Мои помощники"

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям детского сада....

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе. Тема: « Органы чувств»

            Конспект  НОД   с использованием  здоровьесберегающих      технологий. Тема: « Органы чувств»...

Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе "Помощники большого солнца"

В процессе данного занятия дети первой младшей группы сначала помогают солнышку собрать потерянные лучики, а затем помогают зверятам в лесу....

Сценарий познавательно-игрового развлечения в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Мои помощники»

оснавная цель развлечени: формирование представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.. Воспитание у детей бережного и заботливого отно...

«Наши помощники- органы чувств» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи 1. Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении дл...