НОД "Наши помощники - органы чувств" с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие знакомит детей старшего дошкольного возраста с органами чувств человека (орган обоняния, зрения, слуха, осязания, вкуса) их значением в жизни человека. Использованные в занятии здоровьесберегающие технологии позволяют укреплять здоровье воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_chelovek.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному
развитию в старшей логопедической
группе «Улыбка»
Воспитатель : Колина Г.Ф.
Тема: «Наши помощники- органы чувств»
Цель: Дать детям представление об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, руки).
2.Обогатить знания детей о функциях органов чувств и их роли в жизни человека.
3.Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
4.Учить детей образовывать сложные слова из двух простых.
5.Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.
6.Обогащать и активизировать словаря по теме «Человек. Органы чувств».
Развивающие:
1.Развивать произвольность внимания, его устойчивость, переключение.
2. Развивать восприятие через стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух и тактильные ощущения).
3. Развивать правильное физиологическое дыхание.
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к своему организму.
2.Прививать детям культурно- гигиенические навыки.
Словарная работа: обогащать словарь- осязание, обоняние, зрение, ощущение, слух, дальнозоркость, близорукость, слепота, органы чувств, веки, ресницы; активизировать словарь- глаза, уши, нос, язык, руки, смотреть, слушать, дышать, нюхать, пережевывать, говорить, ощупывать, мягкий, колючий, гладкий, шершавый.
Методы и приемы: словесный (худ слово, объяснение, беседа), наглядный (показ слайдов), практический (упражнения), игровой (пальчиковая игра, дидактическая игра).
Здоровьесберегающие технологии: аромотерапия, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физминутка.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Тело человека», Азбука здоровья, чтение художественной литературы по теме (Ш.Перро «Мальчик с пальчик», А. Фройденбегр «Великан и мышь»,
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты, ширма, баночки с ароматизированными предметами, аромосвеча, волшебный мешочек с предметами разной структуры, кусочки фруктов и овощей, загадки, стихи «Уши» Н. Кнушевицкая, М. Ефремов «Тело человека». Компьютер с презентацией,
Ход НОД:
- Организационный момент:
Что такое наше тело?
Что умеет оно делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
П: Ребята, а как вы думаете что еще умеет наше тело? (ответы детей)
П: Да, человек умеет говорить, ходить, чувствовать . А знаете ли вы, кто помогает человеку это делать? Хотите узнать, что за помощники есть у нас с вами? (да)
- Основная часть
На экране монитора появляются картинки малышей.
П: Ребята, а хорошо ли вы знаете свое тело? Когда вы были маленькими детьми, ваши тела тоже были маленькими. Давайте правильно назовем части тела, ласково.
Дидактическая игра “Назови ласково”.
Голова – головка, волосы – волосики, лоб – лобик (брови, глаза, ресница, нос, рот, шея, плечо, ноги, руки, колено, локоть)
П: Отгадайте загадку про первого помощника:
Я к лицу цветок поднес,
Чтобы нюхать нужен…(нос)
На экране появляется изображение носа человека.
П: Правильно. Нос – важная часть тела и называют его органом обоняния. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. И мы сейчас в этом убедимся.
Игра «Угадай по запаху»
На большом подносе, в баночках лежат ароматизированные предметы: чеснок, яблоко, апельсин, еловая ветка. Дети по очереди закрывают глаза, к носу подносится любая баночка, ребенок должен определить по запаху, что лежит в ней.
П: Молодцы, все угадали правильно. Кто помог нам определить, что лежит в баночках? (нос)
П:Обоняние нужно не только человеку. Хороший нюх должен быть и у животных. Собаки, кошки узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти.
П: Если человек или зверь простудился и подхватил насморк, то становится трудно дышать.
(Дети зажимают нос и проверяют можно ли носом теперь дышать).
П: Как ухаживать за носом чтобы он помогал нам различать запахи? (не засовывать в нос посторонние предметы, вытирать нос носовым платком, не сморкаться сильно, если заболел, то лечить насморк каплями)
П: Правильно. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать.
Дыхательная гимнастика с ароматом зажженной аромосвечи
«Глубоко вдохнем мы воздух,
ртом мы выдохнем его.
1 –вдох, 2 -выдох,
1 –вдох, 2 – выдох.
Крылья носа мы погладим сверху,
снизу разотрем и еще разок вздохнем».
Аромотерапия: Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.
П: Итак, какой первый помощник человека? (нос, орган обоняния)
П: Отгадайте вторую загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза)
На экране появляется изображение глаз.
П: Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
П: Так зачем человеку глаза? (Глазами мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму)
П: Глаза- это орган зрения для человека. Какие бывают глаза по цвету?
Дети рассматривают свои глаза в зеркале и называют их цвет.
Игра «Назови цвет глаз» На экране появляются глаза разного цвета.
Серые глаза- сероглазый, голубые глаза- голубоглазый, зеленые глаза- зеленоглазый, карие глаза- кареглазый, черные глаза- черноглазый.
П: Ребята, как вы думаете, для чего нам ресницы и веки? (ресницы и веки защищают наши глаза от пересыхания и пыли, которая может залететь в глаза)
П: А для чего нужны брови? (чтобы защитить глаза от пота)
П: А сейчас закройте свои глаза? Что вы ощущаете? (ответы детей)
П: С возрастом зрение может ухудшаться. Люди могут потерять зрение или видеть только далекие или близкие предметы. Такие болезни называются слепота, дальнозоркость и близорукость.
П: Как мы можем сберечь свои глаза от болезней? (ответы)
П:Чтобы сохранить зрение, нужно регулярно делать гимнастику для глаз. Давайте для глаз сделаем расслабляющую гимнастику:
Гимнастика для глаз (под музыку дети на экране следят за полетом бабочки)
П: Итак, мы познакомились со вторым помощником человека, органом зрения - глазами.
П: Отгадайте загадку:
Нам без них нельзя никак
Слышать ход часов: «Тик-так!»,
Соловья в саду весеннем,
На лугу шмеля гуденье,
Звонкую в лесу кукушку,
Новогоднюю хлопушку, (уши)
На экране появляется изображение ушей.
П: Зачем человеку уши?
П: С помощью органа слуха, а именно так называют уши, мы можем слышать разные звуки, различать речь.
Игра «Угадай музыкальный инструмент» на столе за ширмой лежат инструменты, нужно отгадать какой музыкальный инструмент звучал.
П: Кто знает, как нужно заботиться об ушах? (не слушать громко музыку, не лезть острыми предметами, защищать от сильного ветра и тд).
П: Молодцы. А мы ищем следующего помощника.
П: Отгадайте загадку и узнаете какой помощник есть еще у человека:
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
На экране появляется изображение языка.
П: А для чего человеку нужен язык?(пережевывать пищу, разговаривать).
П. Язык - орган вкуса. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи. С помощью него мы можем почувствовать вкус пищи. Какая по вкусу бывает пища? (сладкая, соленая, горькая, кислая).
Игра «Назови правильно»
Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус кусочек фрукта или овоща и проговаривает (сладкое яблоко, горький лук, кислый лимон, соленый огурец и тд)
П: Язык помогает нам говорить, правильно выговаривать слова. А для этого язык нужно тренировать.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Жил – был Язычок. Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком). Но однажды все соседи на него обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы). Он подошел к Щечке, (толкают язычком правую щечку) Постучал в ее дверцу — никто не открывает. Тогда он пошел в другую сторону, (толкают язычком левую щечку) Но и там его никто не ждал. Язычок решил подружиться с зубками. Он щекотал сначала верхние зубки, (упражнение «Чистим зубки») А потом нижние(упражнение «Чистим зубки»). Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки) Язычок решил их развеселить: облизнул сначала верхнюю губу, (упражнение «Варенье»). А потом нижнюю (упражнение «Варенье»). Губкам это понравилось, и они улыбнулись Язычку. С тех пор все они дружно живут (Улыбаются) И друг другу всегда улыбаются.
П: Ребята, скажите как нужно ухаживать за языком? (нужно его чистить, не принимать слишком горячую или холодную пищу, нельзя брать острые предметы, нельзя есть таблетки, тащить в рот грязные предметы)
Итак, для чего нам язык. (ответы детей).
П: Послушайте стихотворение:
Для чего нужны нам руки?
Чтобы мы не знали скуки:
Пололи, пилили,
Костры разводили,
Мячи подавали
И книжки листали.
П: О каких помощниках говорится в стихотворении? Зачем еще человеку руки? (играть, работать, ласкать, рисовать, лепить и т.д.)
П:С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Руки - это наши органы осязания. Особенно чувствительные руки нужны людям профессии скульптор, врач, кондитер.
П: Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в мешочке и определить какая у него поверхность?
Игра «Угадай на ощупь»
Дети отгадывают мягкую игрушку, колючую щетку, гладкую кружку и тд.
П: Пальчики нужно тренировать, давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои, (показывают пальцы)
Их как хочешь, поверни. (вращают)
По дороге ровной, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (изображают лошадок)
Цок-цок-цок! Скачет резвый табунок!
П: Ну вот мы с вами нашли всех помощников человека. Назовите их еще раз
На экране появляются все органы чувств
П: Есть пять помощников на службе у тебя
Не замечая, их используешь шутя;
Глаза тебе даны, чтоб ……(видеть).
А уши служат, чтобы ……(слышать).
Язык во рту, чтоб …..(вкус понять).
А носик – ……..(запах различать).
Руки- чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечек напиться.
И ни к чему твоя тревога
Они всегда тебе помогут!
П: Дети, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы организм человека был всегда здоровым? (нужно правильно питаться, спать, гулять на свежем воздухе, делать зарядку).
Физкультминутка:
Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною,
Вправо – влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось,
И вперед слегка нагнулось.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Итог.
- О чём мы сегодня говорили?
- Каких помощников человека вы запомнили?
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-оздоровительного занятия "Наши помощники-органы чувств"с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Занятие напрвлено на уточнение знаний детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, на воспитание интереса к здоровому образу жизни. В ходе занятия закрепляются знания детей ...
Познавательно-игровое развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы "Мои помощники"
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям детского сада....
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе. Тема: « Органы чувств»
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: « Органы чувств»...
Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе "Помощники большого солнца"
В процессе данного занятия дети первой младшей группы сначала помогают солнышку собрать потерянные лучики, а затем помогают зверятам в лесу....
Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе "Помощники большого солнца"
Учим детей различать цвета, геометрические фигуры, расширять знания об окружающем мире....
Сценарий познавательно-игрового развлечения в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Мои помощники»
оснавная цель развлечени: формирование представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.. Воспитание у детей бережного и заботливого отно...
«Наши помощники- органы чувств» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи 1. Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении дл...