«Наши помощники- органы чувств» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Павленко Ольга Михайловна

Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи 1. Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. 2. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением. 3. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор. 4. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие. 5. Воспитывать бережное отношению к своему телу, здоровью;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organy_chuvstv.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи

  1. Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма.
  2. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением.
  3. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор.
  4. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
  5. Воспитывать бережное отношению к своему телу, здоровью;

1. Организационный момент

-Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. 

Сегодня мы поговорим о наших «помощниках», которые помогают нам познать окружающий мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (ответы)

2. Основная часть

-Я прочитаю стихотворение, а вы послушаете его и скажете, правильно ли предположили.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

 -Что это за помощники? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)

-Это органы чувств человека? (слайд «органы чувств)

-Сколько органов чувств у нас получилось? (пять)

-Давайте, ребята, мы с вами станем ненадолго настоящими учеными и исследуем наши органы чувств. (Слайд с картой исследования)

пальчиковая гимнастика «Ученый»

В микроскоп ученый смотрит,

Видно опыты проводит,

Дела нет ему для скуки,

Весь в работе, весь в науке.

Исследование 1

-Ну что ж, юные ученые, отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

(на схеме исследования кружок с глазом становится ярким)

- Глаза – это орган зрения.

-Для чего нужны глаза человеку? (Чтобы видеть, смотреть все вокруг)

-Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

-Предлагаю с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?

 На мольберте висит картинка с изображением лица человека, на котором нет глаз, носа и рта (они лежат внизу).  Вам нужно по очереди подойти к картинке, закрыв глаза маской, и расставить их на свои места.

-  Вам удалось справиться с заданием? (нет)

Почему? (потому что с закрытыми глазами сложно ориентироваться в пространстве)

-О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? 

-Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (слайд глаза)

игра «Зеркало»

-Поиграем с вами в игру «Зеркало». Зеркало показывает все, что в нем отражается. Я буду показывать на лице разные эмоции, а вы их будете отражать, у кого лучше получится. (2-3 раза воспитатель, потом 2-3 эмоциональных ребенка)

-К глазам нужно относиться очень бережно. Как нужно беречь зрение?

  • Нужно есть овощи и фрукты, полезные для глаз, например морковь (в ней много витамина А)
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор и планшет
  • нельзя тереть глаза грязными руками

- А еще глаза тоже нужно тренировать и делать специальную гимнастику. Я сейчас вас научу.

Гимнастик для глаз

Раз налево, два направо,

Вниз – на три, четыре – вверх.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть всех.

На меня скорей взгляните

Левым глазом подмигните

Правым глазом мне моргните.

Быстро, быстро поморгайте,

Сильно закрывайте,

А теперь их открывайте.

-Итак, ребята, мы познакомились с первым органом чувств- глазами (возвращаемся на слайд «схема исследования»)

Исследование 2

-Теперь слушайте внимательно 2-ю загадку:

Маша слушает в лесу,

как кричат кукушки,

А для этого нужны

нашей Маше… (ушки)

(на схеме исследования кружок с ухом становится ярким)

-Ребята, как вы думаете уши – важный орган? (да)

-Уши- орган слуха. Слух для человека - большая ценность.  С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д. (слайд уши)

-Проведем второй эксперимент и узнаем, хороший ли у вас слух.

 игра "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ты сейчас стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

-Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Играют 2-3 раза

- Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Как нужно беречь уши?

  • не кричать громко
  • не слушать громко телевизор или музыку
  • не засовывать в уши разные предметы

-А еще полезно для наших ушей делать массаж! 

Самомассаж

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху - вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем

-Мы познакомились со вторым органом чувств-ухо

(возвращаемся на слайд «схема исследования»)

Исследование 3

-Следующая загадка:

В этой одежде я родился,

В этой одежде в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется….(кожа)

(на схеме исследования кружок с кожей становится ярким)

-Кожа – это орган осязания. Он важен для нас? (да)

-Наша кожа может определять разные виды ощущений. Этот предмет колючий, а другой мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый.

Игра «Определи на ощупь»

-Давайте сейчас попробуем определить на ощупь кусочки ткани (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).

-у меня два стакана с водой, оба стакана одинаковые, нам нужно узнать в котором из них вода горячая, а в котором холодная. Как мы сможем это сделать? (потрогаем стакан)

Интересно узнать, что осязать предметы мы можем любой частью тела. (пробуют по очереди трогать ткани и стаканы тыльной стороной ладони или предплечья)

-Но самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук и на ступнях. Пальчиковую гимнастику мы уже делали, поэтому я вам предлагаю снять тапочки и пройтись по массажному коврику.

Ходьба по массажной дорожке

- Ребята, а мы можем с вами заменить нашу кожу на новую, сбросить ее как старую одежду?

-Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и ухаживать.

А какие правила вы знаете по уходу за кожей?

  • Надо держать свою кожу в чистоте. (мыло, мочалка) 

Одеваться по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться) 

  • Сразу обрабатывать царапины и ушибы.
  • Защищать кожу от сильных морозов и палящих солнечных лучей

-Третий орган чувств-кожа (возвращаемся на слайд «схема исследования»)

Исследование 4

-Настало время узнать, какой орган мы с вами будем исследовать дальше

На лице он выдаётся,

не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

с удовольствием поможет (нос)

(на схеме исследования кружок с носом становится ярким)

-Ребята, как вы считаете, нос-важный орган чувств? С помошью носа мы можем дышать и различать запахи (слайд нос)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

-Давайте исследуем четвертый орган чувств и попробуем угадать по запаху, что находится в баночках.

Игра "Узнай по запаху"

(Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон)

-Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

-У вас на столе стоят баночки, возьмите по одной, поднесите к носу, сделайте вдох. Какой запах вы чувствуете? (Ответы детей)

-А теперь задержите дыхание ненадолго. Что происходит? (Ответы детей)

Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя баночка находится у вас под носом.

-Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.

Правила здорового носа:

  • Не засовывать в нос посторонние предметы
  • Не ковырять в носу
  • Тщательно и аккуратно промывать нос.
  • Беречь от ударов.
  • Пользоваться платком во время чихания.

-Итак, мы познакомились с четвертым органом чувств-носом.

(возвращаемся на слайд «схема исследования»)

Исследование 5

-Вот мы и подошли к последнему органу чувств, отгадайте загадку.

Первым пробовать привык

угощенья все… (язык)

 (на схеме исследования кружок с носом становится ярким)

-С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык – орган вкуса. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).( слайд язык)

-Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

-Для того, чтобы язык правильно произносил звуки, давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Рот ты шире открывай и язык вперёд давай,

Влево – вправо, тик да так время точно на часах

Шире рот мы открываем язык вправо направляем

Ещё шире открываем язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо и язык и так и сяк

Это часики висят

(возвращаемся на слайд «схема исследования»)

-Вот мы и познакомились с органами чувств человека)( щелкнуть по картинке девочки и перейти на слайд 8)

-Давайте еще раз их назовем: орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык, орган осязания – кожа.

Органы чувств помогают познавать окружающий мир. Мы должны беречь наших «помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект познавательно-оздоровительного занятия "Наши помощники-органы чувств"с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Занятие напрвлено на уточнение знаний детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, на воспитание интереса к здоровому образу жизни. В ходе занятия закрепляются знания детей ...

НОД "Наши помощники - органы чувств" с использованием здоровьесберегающих технологий

Данное занятие знакомит детей старшего дошкольного возраста с органами чувств человека (орган обоняния, зрения, слуха, осязания, вкуса) их значением в жизни человека. Использованные в занятии здоровье...

«Наши умные помощники – органы чувств , с использованием современных образовательных технологий»

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира....