«Наши помощники- органы чувств» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи 1. Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. 2. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением. 3. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор. 4. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие. 5. Воспитывать бережное отношению к своему телу, здоровью;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organy_chuvstv.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи
- Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма.
- Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением.
- Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор.
- Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
- Воспитывать бережное отношению к своему телу, здоровью;
1. Организационный момент
-Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Сегодня мы поговорим о наших «помощниках», которые помогают нам познать окружающий мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (ответы)
2. Основная часть
-Я прочитаю стихотворение, а вы послушаете его и скажете, правильно ли предположили.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-Что это за помощники? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)
-Это органы чувств человека? (слайд «органы чувств)
-Сколько органов чувств у нас получилось? (пять)
-Давайте, ребята, мы с вами станем ненадолго настоящими учеными и исследуем наши органы чувств. (Слайд с картой исследования)
пальчиковая гимнастика «Ученый»
В микроскоп ученый смотрит,
Видно опыты проводит,
Дела нет ему для скуки,
Весь в работе, весь в науке.
Исследование 1
-Ну что ж, юные ученые, отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
(на схеме исследования кружок с глазом становится ярким)
- Глаза – это орган зрения.
-Для чего нужны глаза человеку? (Чтобы видеть, смотреть все вокруг)
-Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.
-Предлагаю с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?
На мольберте висит картинка с изображением лица человека, на котором нет глаз, носа и рта (они лежат внизу). Вам нужно по очереди подойти к картинке, закрыв глаза маской, и расставить их на свои места.
- Вам удалось справиться с заданием? (нет)
Почему? (потому что с закрытыми глазами сложно ориентироваться в пространстве)
-О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз?
-Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (слайд глаза)
игра «Зеркало»
-Поиграем с вами в игру «Зеркало». Зеркало показывает все, что в нем отражается. Я буду показывать на лице разные эмоции, а вы их будете отражать, у кого лучше получится. (2-3 раза воспитатель, потом 2-3 эмоциональных ребенка)
-К глазам нужно относиться очень бережно. Как нужно беречь зрение?
- Нужно есть овощи и фрукты, полезные для глаз, например морковь (в ней много витамина А)
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор и планшет
- нельзя тереть глаза грязными руками
- А еще глаза тоже нужно тренировать и делать специальную гимнастику. Я сейчас вас научу.
Гимнастик для глаз
Раз налево, два направо,
Вниз – на три, четыре – вверх.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть всех.
На меня скорей взгляните
Левым глазом подмигните
Правым глазом мне моргните.
Быстро, быстро поморгайте,
Сильно закрывайте,
А теперь их открывайте.
-Итак, ребята, мы познакомились с первым органом чувств- глазами (возвращаемся на слайд «схема исследования»)
Исследование 2
-Теперь слушайте внимательно 2-ю загадку:
Маша слушает в лесу,
как кричат кукушки,
А для этого нужны
нашей Маше… (ушки)
(на схеме исследования кружок с ухом становится ярким)
-Ребята, как вы думаете уши – важный орган? (да)
-Уши- орган слуха. Слух для человека - большая ценность. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д. (слайд уши)
-Проведем второй эксперимент и узнаем, хороший ли у вас слух.
игра "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ты сейчас стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
-Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Играют 2-3 раза
- Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Как нужно беречь уши?
- не кричать громко
- не слушать громко телевизор или музыку
- не засовывать в уши разные предметы
-А еще полезно для наших ушей делать массаж!
Самомассаж
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху - вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем
-Мы познакомились со вторым органом чувств-ухо
(возвращаемся на слайд «схема исследования»)
Исследование 3
-Следующая загадка:
В этой одежде я родился,
В этой одежде в бане помылся,
Эту одежду снять невозможно.
Эта одежда называется….(кожа)
(на схеме исследования кружок с кожей становится ярким)
-Кожа – это орган осязания. Он важен для нас? (да)
-Наша кожа может определять разные виды ощущений. Этот предмет колючий, а другой мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый.
Игра «Определи на ощупь»
-Давайте сейчас попробуем определить на ощупь кусочки ткани (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).
-у меня два стакана с водой, оба стакана одинаковые, нам нужно узнать в котором из них вода горячая, а в котором холодная. Как мы сможем это сделать? (потрогаем стакан)
Интересно узнать, что осязать предметы мы можем любой частью тела. (пробуют по очереди трогать ткани и стаканы тыльной стороной ладони или предплечья)
-Но самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук и на ступнях. Пальчиковую гимнастику мы уже делали, поэтому я вам предлагаю снять тапочки и пройтись по массажному коврику.
Ходьба по массажной дорожке
- Ребята, а мы можем с вами заменить нашу кожу на новую, сбросить ее как старую одежду?
-Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и ухаживать.
А какие правила вы знаете по уходу за кожей?
- Надо держать свою кожу в чистоте. (мыло, мочалка)
Одеваться по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться)
- Сразу обрабатывать царапины и ушибы.
- Защищать кожу от сильных морозов и палящих солнечных лучей
-Третий орган чувств-кожа (возвращаемся на слайд «схема исследования»)
Исследование 4
-Настало время узнать, какой орган мы с вами будем исследовать дальше
На лице он выдаётся,
не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
с удовольствием поможет (нос)
(на схеме исследования кружок с носом становится ярким)
-Ребята, как вы считаете, нос-важный орган чувств? С помошью носа мы можем дышать и различать запахи (слайд нос)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
-Давайте исследуем четвертый орган чувств и попробуем угадать по запаху, что находится в баночках.
Игра "Узнай по запаху"
(Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон)
-Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.
-У вас на столе стоят баночки, возьмите по одной, поднесите к носу, сделайте вдох. Какой запах вы чувствуете? (Ответы детей)
-А теперь задержите дыхание ненадолго. Что происходит? (Ответы детей)
Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя баночка находится у вас под носом.
-Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.
Правила здорового носа:
- Не засовывать в нос посторонние предметы
- Не ковырять в носу
- Тщательно и аккуратно промывать нос.
- Беречь от ударов.
- Пользоваться платком во время чихания.
-Итак, мы познакомились с четвертым органом чувств-носом.
(возвращаемся на слайд «схема исследования»)
Исследование 5
-Вот мы и подошли к последнему органу чувств, отгадайте загадку.
Первым пробовать привык
угощенья все… (язык)
(на схеме исследования кружок с носом становится ярким)
-С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык – орган вкуса. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).( слайд язык)
-Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
-Для того, чтобы язык правильно произносил звуки, давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Рот ты шире открывай и язык вперёд давай,
Влево – вправо, тик да так время точно на часах
Шире рот мы открываем язык вправо направляем
Ещё шире открываем язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо и язык и так и сяк
Это часики висят
(возвращаемся на слайд «схема исследования»)
-Вот мы и познакомились с органами чувств человека)( щелкнуть по картинке девочки и перейти на слайд 8)
-Давайте еще раз их назовем: орган зрения – глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык, орган осязания – кожа.
Органы чувств помогают познавать окружающий мир. Мы должны беречь наших «помощников», ухаживать за ними, закаляться, заниматься спортом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Занятие «Наши помощники - органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект познавательно-оздоровительного занятия "Наши помощники-органы чувств"с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Занятие напрвлено на уточнение знаний детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, на воспитание интереса к здоровому образу жизни. В ходе занятия закрепляются знания детей ...
НОД "Наши помощники - органы чувств" с использованием здоровьесберегающих технологий
Данное занятие знакомит детей старшего дошкольного возраста с органами чувств человека (орган обоняния, зрения, слуха, осязания, вкуса) их значением в жизни человека. Использованные в занятии здоровье...
«Наши умные помощники – органы чувств , с использованием современных образовательных технологий»
Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира....